Кто построил Стоунхендж – люди или …? Кто построил каменные цепи (Войцеховский А. И.) Невозможное возможно – доказано временем

КАМЕННЫЕ БАБЫ - СКИФСКИЕ СТАТУИ?

Каменные изваяния на возвышенностях издавна были характерной приметой южной степи. Называли этих молчаливых идолов «болванами», «балбалами», «мамаями», «маяками», однако чаще всего — «каменными бабами». Откуда и как они появились? Какому народу принадлежат? В честь кого установлены, и что символизируют?

Согласно легендам, не когда в степях за днепровскими порогами жили великдоны — исполинские существа, под тяжелыми шагами которых даже каменистые склоны гор стонали. Жизнь их проходила в густой, как деготь, темноте, потому что светило в небе еще не сияло. Когда же вдруг появилось солнце, великдоны переполошились и, поднявшись на вершины степных курганов, принялись плевать на огненный шар над головами. Но боги прокляли за это великдонов и превратили в каменных идолов, так и оставшихся стоять на курганах.

Скифские скульптуры, как правило, датируются 6-3 столетием до н. э. Ареал их распространения довольно значительный — от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно.

По стилю скифские статуи удивительно разнообразны. Среди них есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры. Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, "скифского Адама" - Таргитая.

На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три-четыре предмета: рог, горит, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, горит — на левой стороне, кинжал или меч — в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.

Например, половецкие статуи изображают как женщин, так и мужчин-воинов в сидящей и стоящей позе. Обязательным атрибутом каждой статуи является чаша со священным напитком в руках, прижатая к животу. На статуях тщательно изображены со всеми деталями прическа, одежда, украшения и оружие. Священный характер половецких баб не подлежит сомнению. Они стояли группами по две-три и больше на курганах и возвышенностях, которые служили капищами.


Каменные бабы из коллекции Днепропетровского исторического музея

Коллекция древних каменных изваяний, или “каменных баб”, как их называют в народе, несомненно, относится к числу наиболее ярких и своеобразных собраний Днепропетровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики на Украине — 80 статуй! Поражает не только количество изваяний, но и их хронологическое и культурное разнообразие.

В коллекции есть антропоморфные стелы эпохи энеолита (III тысячелетие до н.э.), причем, как простейшие, так и уникальные, аналогий которым нет ни в одном европейском музее — Натальевское и Керносовское изваяния. Оригинальные скифские статуи VI — IV вв. до н.э.

Но господствуют в коллекции, конечно, средневековые половецкие статуи — 67! Именно их облик, своеобразные черты, прежде всего, остаются в памяти посетителей музея, именно им все каменные статуи южноукраинских степей обязаны своим названием — “бабы”, (от тюркского “вава” — предок, дед).

Самым уникальным памятником в коллекции каменной пластики музея является Керносовское изваяние, или Керносовский идол — антропоморфная стела эпохи энеолита (середина III тысячелетие до н.э.). Оно уникально во всех отношениях: и древностью своего происхождения, и совершенством техники изготовления, и удивительным изяществом очертаний, и соразмерностью пропорций, и, наконец, необыкновенным богатством изображений на поверхности. Керносовский идол заслуживает даже не отдельной статьи, а целой книги, которую еще предстоит написать будущим исследователям.

Если попытаться рассказать о нем коротко, то, по всей видимости, это — запечатленное в камне изображение протоарийского божества — создателя мира, подателя жизни и благополучия. Обозначен лик божества, строгий и аскетичный, показаны поднятые вверх руки с атрибутами верховной власти. На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.

В пантеоне древнеарийских богов чертами образа быка, яростного, сильного, чаще всего наделялся Индра — грозный воин, хранитель и умножитель стад, бог грозы.

Удивительно разнообразны по стилю скифские статуи. Здесь есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры.
Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, “скифского Адама” — Таргитая.

Но все же “тон задают”, как уже упоминалось выше, средневековые тюркские половецкие статуи. Все они, кроме одного изваяния, датируются XII — первой половиной XIII вв., времени наивысшего расцвета половецкого монументального искусства.

Многочисленность именно половецких статуй объясняется очень просто — в эпоху средневековья, в ХI-ХIV веках степи Днепровского Надпорожья стали прибежищем для половецких (или кипчакских) кочевых племен, пришедших в Восточную Европу из-за Волги из Азии. В районе порогов по берегам Днепра, находилось крупнейшее объединение половцев — приднепровская орда. Именно здесь, в высоких травах Дешт-и-Кипчак — Половецкая Земля (так называли свою новую родину половцы-кипчаки), курились дымы кочевий, возвышались округлые, как спинки черепах, каменные горки родовых могил-курганов, на вершины которых устанавливали каменные статуи предков.

В среде тюркских племен возникли существующие и сейчас названия каменных изваяний — бабы, болваны (от иранского “палван” — богатырь, атлет), балбалы (“бал-бал” — камень с надписью).

Д.И.Яворницкий в статье “Каменные бабы”, опубликованной в “Историческом вестнике” в 1890 году, сообщал, что на Украине долгое время, вплоть до XVIII века, бытовали такие названия каменных статуй, как “мамай”, “марьины камни”.
Он пересказывает легенду о происхождении каменных баб: “Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Рассердились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни”.

Действительно, многие половецкие статуи представляют мужчин-воинов в шлемах, доспехах, с оружием: саблями, луками, колчанами. Такие же выразительные женские статуи — в шляпах, богато украшенных костюмах, с зеркалами и сумочками у пояса. В руках у всех половецких статуй сосуд, видимо предназначенный для ритуальных возлияний.

Очень выразительны лики статуй — все мужчины с усами, есть суровые, хмурые лица, на некоторых же запечатлена ослепительная улыбка. Женские лица тоже не оставляют равнодушными: выражение робости, смирения и тут же лики гордого величия.

Половецкие статуи, как и все предшествующие им каменные изваяния “курганских народов”, посвящены предкам, прародителям, подателям жизни, благополучия, плодородия. Несмотря на явно портретные черты, статуи изображают не конкретных людей, а легендарных личностей с чертами богов и героев, а, может быть, в ряде случаев, непосредственно, богов и героев.

Устанавливались изваяния на курганах или недалеко от них, то есть в местах священных, какими являлись родовые могильники, где покоился прах предков и совершался круговорот жизни и смерти.

Каменные бабы стояли не на пустом месте, они являлись органичной частью поминальных-погребальных святилищ, архитектура которых от эпохи энеолита (времени их появления на курганах) до средневековья отличалась простотой и выразительностью.

Это была система каменных оградок прямоугольных очертаний (квадраты, трапеции и т.д.), часто окруженных ровиком, с жертвенными ямами и вымостками внутри. Здесь совершали жертвоприношения, ритуальные возлияния и воскурения — аромат священных трав мешался с ароматом жертвенной пищи и поднимался вверх, в небо, к богам и предкам по стволам священных деревьев через каменные статуи (последние были эквивалентами космических деревьев). Идея связующего звена между мирами людей и богов четко прослеживается в семантике каменных статуй всех времен и народов.

Заслуживает внимания не только история происхождения и назначения каменных статуй в коллекции музея, но и биография, история происхождения всей коллекции в целом. Ее возраст, как и возраст Днепропетровского Исторического музея, — 150 лет!

Каменные бабы начали поступать в музей со средины XIX века. Уже тогда, в первые годы существования музея, коллекция была достаточно большой. По крайней мере, Екатеринославский музей позволил себе сделать щедрый подарок Одесскому археологическому музею — 13 половецких статуй.

Особый расцвет коллекция каменных баб переживает при Д.И.Яворницком, бывшем директоре Екатеринославского музея в первой половине XX века (1902 — 1933 гг.). Сохранилась фотография, на которой Д.И.Яворницкий запечатлен в своем кабинете в окружении каменных баб.

Рост коллекции, пополнение ее новыми статуями продолжается и в настоящее время. За последние годы в музей поступило более 10 новых изваяний различных времен и народов, но возникшие серьезные трудности с хранением коллекции приостановили ее рост. Тяжелая экологическая обстановка в городе оказалась одинаково губительной как для людей, так и для творений их рук: статуи начали катастрофически быстро разрушаться. Возникла острая необходимость в их реставрации (таковая началась в 80-х годах, но была приостановлена из-за отсутствия средств), и в строительстве для хранения каменных баб специального павильона — лапидариума. К сожалению, в настоящее время ни одну из этих проблем музей пока не в состоянии решить по известным причинам. Сейчас мы можем только констатировать: самая большая в Украине коллекция каменных баб оказалась под угрозой гибели, ей необходима экстренная помощь - говорила Л. Н. Чурилова, старший научный сотрудник Днепропетровского исторического музея, ещё в 1999 г.

Существуют и другие легенды, объясняющие появление каменный истуканов в южных степях. Наиболее распространенная из версий — о том, что они являются своеобразными степными маяками.

«Миновали мы семь маяков — высеченных из камня изображений числом больше двадцати, что стояли на курганах или могилах… » — это строки из путевого дневника посла австрийского императора Эриха Лясоты, который в 1594 г. проезжал по Днепру.

О каменных скульптурах на степных курганах как своеобразных дорожных сказателях, вехах упоминали и другие путешественники прошлого. Может быть, действительно в древности люди специально устанавливали каменные скульптуры в наиболее приметных и примечательных степных местах, чтобы было легче ориентироваться в пустынном безграничном пространстве? Статуи как бы картографировали однообразие степной плоскости и отмечали места стоянок и поселений…

Не исключено, что гигантские каменные статуи были своеобразными степными маяками, мимо которых позже пролегли дороги. В связи с этим примечательны стелы-обелиски киммерийцев. В них почти отсутствуют скульптурно-орнаментные детали. Собственно, это просто столбы, которые можно назвать памятными, верстовыми. Один из таких киммерийских обелисков (в Украине их обнаружено всего лишь около десятка) найден около селения Верхняя Хортица (город Запорожье). Вверху стелы изображены бусы с большими ромбовидными и овальными бусинами. Возможно, бусы символизируют степные протяжения, а бусины обозначают приметные и памятные урочища или, скажем, количество дней, необходимых для перехода из одной местности в другую…

Это, так сказать, «земные» версии происхождения каменных баб. Но наряду с ними существуют также легенды, что гигантские каменные идолы, которым поклонялись степные народы, перед которыми трепетали даже могущественные вожди и шаманы, являются обожествленными изваяниями космических пришельцев.

Из поколения в поколение среди степняков передавались предания о странных существах, опустившихся с неба в большой закрытой лодке. И якобы древние скульпторы оставили нам изображения космических пришельцев в камне. Действительно некоторые изваяния удивительным образом напоминают космонавта, упакованного в скафандр, — массивное прямое туловище большая голова - шлем без шеи.

Археологи выделяют целую группу таких специфических большеголовых бесшеих скульптур. Одна из них (возможно, наиболее характерная) была найдена на небольшом курганчике в Приднепровье, неподалеку от села Георгиевки Запорожского района Запорожской области.

Любопытно, что на плоской лицевой части головы никак не обозначены уши, нос, рот, глаза — черты лица, которые обычно трудно разглядеть за стеклом шлема. Опущенные вниз и слитые с туловищем руки выделены двумя немного закругленными линиями. Такое впечатление, что показаны не сами руки, а деталь (рукава) какого-то необычного костюма. Скульптура принадлежит к сарматскому времени. Есть «космические» статуи и более раннего периода. Например, исследователи выделяют отдельную группу стел-статуй медного века так называемого нестандартного вида. В них нечетко выделена большая голова, не показаны плечи. Такое впечатление, что поверх тела находится некая защитная оболочка. Неудивительно, что степняки видели в этих скульптурах небесных богов, некогда посетивших Землю.

Наиболее загадочны самые древние каменные статуи, относящиеся к 4 - 3 тыс. до н.э. Ноги на них почти никогда не высекались. Вместо них в нижней части отчетливо видны отпечатки стоп (иногда они заткнуты за пояс). А вот какой смысл вкладывали в их изображение древние скульпторы энеолита (медного века), мы можем лишь догадываться.

Как и о том, почему на степных курганах так много встречается каменных статуй, похожих на высеченный из камня фаллос.

На первой карте Российской империи — «Книге Большему Чертежу» — при обозначении дорог в южных степях древние каменные идолы отмечены как «каменные девки». В обличьях каменных скульптур действительно было что-то женственное, поэтому сначала путники, бродячие торговцы, казаки, а потом и ученые стали называть их «бабами».

Больше всего сохранилось каменных баб половцев (некоторые средневековые авторы называли их команами или кипчаками). «Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу», — отмечал голландский монах Bильгельм Рубрук, побывавший в украинских степях в 1250 г. по пути в Монголию.

Древние Боги.

В них найдено самое большое количество половецких изваяний — более двухсот. Это вполне оформленные, стоячие или сидячие скульптуры из песчаника, известняка, гранита или мела. Почти на всех — дорогая одежка, украшения, оружие, бытовые предметы. Руки большинства статуй сложены под большим обвислым животом.

Вроде не оставляют сомнений в том, что это женщины и рельефные выпуклые груди и косы, и некоторые другие детали. Но поскольку те же женские «элементы» обозначены и на мужских статуях, исследователи склоняются к мысли, что большинство половецких «баб» все-таки принадлежит к «мужицкому» роду-племени. Они устанавливались в честь вождей представителей знати великих воинов. Кстати на тюркских наречиях слово «баба» означает отец.

Впрочем и особую далеко не второстепенную роль женщин в жизни диких кочевников тоже отрицать нельзя. Не зря гордое воинственное племя амазонок тоже родом из южных степей.

Каменный кромлех в 130 километрах на юго-запад от Лондона внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является, пожалуй, главной достопримечательностью Великобритании. Визитная карточка старой Англии не намного моложе древнеегипетских пирамид и не менее сложна в исполнении. Причем, ответ на вопрос, кто построил Стоунхендж, до сих пор остается для ученых загадкой.

Невозможное возможно – доказано временем

В попытках разгадать одну из главных исторических загадок тысячелетий – Кто построил Стоунхендж? – профессиональные ученые и просто любители древностей обращают внимание на огромные размеры мегалитов. Приезжающие к памятнику туристы узнают, что первые глыбы оказались на месте кромлеха уже в третьем тысячелетии до нашей эры, и не могут поверить, что в эпоху технологического несовершенства это сооружение было воздвигнуто человеческими силами. Поэтому теории о вмешательстве сил «инородных» – от инопланетян до живших на земле до потопа гигантов – по сей день находят своих почитателей.

С другой стороны, существовали и реконструкции XX века, которые доказали, что создать подобный проект при условии достаточного количества человеческой силы и вполне примитивных орудий реально. Сложность для строителей Стоунхенджа заключалась в том, что им приходилось издалека перетаскивать огромные каменные глыбы на место современного нахождения памятника, поскольку вблизи таких горных пород не было. В декабре 2011 года в лондонском издании «The Independent» появилось сообщение о том, что ученые наконец-то нашли первоисточник камня из первого круга кромлеха. Им оказалось семидесятиметровое обнажение скалы на севере Пембрукшира, в 220 километрах от Стоунхенджа.

Три фазы строительства

Сегодня ученые рассматривают Стоунхендж не как один памятник, а выделяют в нем как минимум три фазы. Исследование четырех мезолитических ям неподалеку от современной автостоянки для туристов, показало, что уже за 8000 лет до нашей эры недалеко от Стоунхенджа существовал рукотворный комплекс, который, возможно, имел ритуальное значение. Но первый культурный слой появился на этом месте гораздо позднее, уже в 3100-3000 годах до нашей эры. Круговой ров и канаву диаметром около 110 метров древние строители Стоунхенджа заполняли костями оленей, быков и в некоторых местах кремниевыми орудиями. Носители этой культуры предположительно были выходцами с континентальной Европы и занимались скотоводством, земледелием, обработкой камня.

В 3000 году до н.э. на месте первого Стоунхенджа появляется «вторая фаза». Ее первооткрывателем стал антиквар Джон Обри, который в XVII веке обнаружил несколько небольших в диаметре лунок. Позднее, уже в начале XX века другой исследователь Стоунхенджа, полковник Уильям Хоули, положил начало полной реконструкции этого комплекса. В её результате выяснилось, что 56 лунок (которые в честь первооткрывателя получили название лунок Обри) окружали Стоунхендж по периметру за земляным валом и были наполнены останками дерева. В некоторых из них находились также следы кремации. Поэтому к астрономической или «религиозной» версии добавилась еще одна теория о предназначении Стоунхенджа – использование его как места захоронения.

Кто и для чего построил Стоунхендж

Попытки выяснить, кто и для чего построил Стоунхендж, предпринимались на протяжении всей английской истории Нового и Новейшего времени. Иногда исследователи приходили к неожиданным выводам. Например, в XVIII веке биограф Ньютона и исследователь Стоунхенджа и других мегалитических комплексов Уильям Стьюкли заключил, что Стоунхендж с опорой на знания о земном магнетизме построили друиды . Позднее эту версию отвергли, поскольку, как выяснилось, Стоунхендж был построен намного раньше эпохи появления кельтского жречества.

Третья фаза Стоунхенджа в несколько этапов формировалась с середины III до середины II тысячелетия до нашей эры. Она также содержала концентрические круги и останки кремированных тел, поэтому версии о погребальном и (или) астрономическом использовании памятника до сих пор остаются наиболее ходовыми. Основная научная проблема долг заключалась в том, континентальное или островное происхождение имеют культуры создателей этого комплекса. Точные физические методы исследований показали, что часть камней была принесена на монумент с гор Пресли в юго-западном Уэльсе, а часть – с северного Пембрукшира.

Сегодня доподлинно известно, что Стоунхендж строился долгое время в несколько этапов и представителями разных культур, поэтому вряд ли можно дать однозначный ответ на вопрос, кто же все-таки построил Стоунхендж. Одними из последних строителей этого древнего памятника были представители Уэссекской археологической культуры Бронзового века. Она находит параллели в Хилверсюмской археологической культуре на севере Нидерландов, представители которой также использовали нехарактерную в те времена для северной Европы кремацию для захоронения мертвых. Уэссекские строители Стоунхенджа имели тесные торговые контакты с континентальной Европой. В их курганах археологи находят артефакты из Прибалтики, Германии, Франции. Развитая торговля подтверждала очевидный факт обладания уэссексами развитой социальной организацией, необходимой для строительства Стоунхенджа.

Ксения Жарчинская


Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом "чуде света" почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты
Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты
Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги "Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века" утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая "рабочая" версия.

Версия № 3. Мерлин
В Средние века была популярна легенда, изложенная в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, "сработанная" в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество "сенсационных" фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая "база": якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный "центр древней цивилизации", "наследие великих предков", "памятник человечества", ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой "духовности"».

Версия "горячая", но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория
На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем .

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики
В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс
Четырехлетнее исследование , проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. "Дискотека"
Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя "дискотека".
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж "уже не тот", но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Источник фото: id.wikipedia.org

К самым известным каменным историко-археологическим памятникам, созданным человеком, относятся пирамиды Гизы, Стоунхендж, дольмены, истуканы острова Пасхи и каменные шары Коста-Рики.
Сегодня хочу предложить вашему вниманию подборку не столь известных, но не менее интересных каменных историко-археологических сооружений древности.

Долина кувшинов в Лаосе

Долина кувшинов – это группа уникальных площадок, хранящих в себе необычные историко-археологические памятники – огромные каменные кувшины. Находятся эти загадочные объекты в провинции Сиангкхуанг, в Лаосе. Среди густой тропической флоры разбросаны тысячи исполинских каменных сосудов. Размер кувшинов колеблется от 0,5 до 3 метров, а вес самых крупных достигает 6 тысячи кг. Большинство гигантских каменных горшков имеет цилиндрическую форму, но также встречаются овальные и прямоугольные кувшины. Рядом с необычными сосудами нашли круглые диски, которые предположительно использовались как крышки для них. Изготавливали эти горшки из гранита, песчаника, скальных пород и кальцинированного коралла. Ученые предполагают, что возраст каменных чаш составляет 1500 – 2000 лет.

Территория долины включает в себя более 60 площадок, на которых расположены группы исполинских сосудов. Все площадки вытянуты вдоль одной линии, что может быть свидетельством того, что раньше здесь был древний торговый путь, который обслуживали площадки с кувшинами. В городе Пхонсаван сосредоточено наибольшее количество кувшинов, это место называют “Первой площадкой”, на которой насчитывается около 250 сосудов самых разных размеров.

Существует огромное количество теорий и предположений касательно того, кем и для каких целей были созданы столь своеобразные сосуды. По мнению ученых, эти кувшины использовались древним народом, обитающим на юго-востоке Азии, культура и обычаи которого до сих пор остаются неизвестными. Историки и антропологи предполагают, что огромные кувшины могли быть погребальными урнами их использовали в похоронных ритуалах. Существует версия, что в них хранили продукты, другая версия гласит, что в сосудах собиралась дождевая вода, которой пользовались торговые караваны. Лаосские предания говорят, что этими исполинскими кувшинами пользовались как обычной посудой, проживавшие здесь в древние времена великаны. Ну а версия местных жителей гласит, что в кувшинах-мегалитах изготавливали и хранили рисовое вино. Сколько бы версий и теорий не выдвигалось Долина кувшинов, бесспорно, остается неразгаданной загадкой.

Национальный историко-археологический заповедник «Каменная могила»

Историко-археологический заповедник «Каменная могила», который находится вблизи г. Мелитополя на берегу реки Молочная и является мировым памятником древней культуры на Украине. Это остатки песчаника Сарматского моря, вследствие природных преобразований постепенно на этом месте сформировался уникальный каменный монолит, в котором на протяжении тысячелетий образовывались пещеры и гроты, которые древние люди использовали в культовых целях. До наших дней сохранились наскальные рисунки и каменные таблички с древними письменами, загадочные знаки и изображения, датируемые XXII – XVI тыс. до н.э.

Каменная могила расположена в 2 км от посёлка Мирное Мелитопольского района Запорожской области и представляет собой нагромождение камней площадью около 30 000 кв. метров, высотой до 12 метров. Нагромождение по форме напоминает курган (укр. могила), отсюда и происходит её название. Каменная могила вначале, вероятно, представляла собой песчаниковую отмель Сарматского моря, единственный выход песчаника во всей азовско-чёрноморской впадине, что делает её уникальным геологическим образованием

Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого, исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище

Аркаим

Аркаи́м - укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа III-II тыс. до н. э., относящееся к т. н. «Стране городов». Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником - филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина УрО РАН. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.

Летом 1987 года археологи Челябинского государственного университета проводили рутинные обследования археологических памятников в Большекараганской долине, что на юго-западе Челябинской области. Долину предполагалось затопить, чтобы устроить там обширное водохранилище для соседних совхозов. Строители торопили, и археологи в спешном порядке составляли для потомков карту древних памятников, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Но внимание исследователей привлекли валы, которые, как выяснилось, окружали поселение необычного типа – таких в степной зоне раньше не находили. В ходе изучения выяснилось, что памятник представлял собой поселок, созданный по заранее продуманному плану, с четкой градостроительной идеей, сложной архитектурой и фортификацией.
В течение нескольких последующих лет было обнаружено еще 20 таких поселений, что позволило вести речь об открытии интереснейшей древней культуры, которая получила условное название “Страна городов”.

В науке эта археологическая культура называется аркаимско-синташтинской. Значимость открытия Аркаима и других укрепленных поселений этого типа, является бесспорной, так оно дало совершенно новые данные о путях миграции индоевропейцев и позволило доказать, что 4 тысячи лет назад в южноуральских степях существовала достаточно высокоразвитая культура. Аркаимцы занимались металлургией и металлообработкой, ткачеством, гончарством. Основу их хозяйства составляло скотоводство.
Укрепленные поселения аркаимско-синташтинской культуры датируются рубежом III-II тысячелетий до н.э. Они древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий, современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии – Махенджо-Даро и Хараппы.

Каменные памятники в горах Улытау

Археологами обнаружены группы каменных изваяний и наскальных рисунков с изображениями сабель, кинжалов, посуды и многое другое.
Особо уникальными являются каменные изваяния – балбалы, котрые ставились перед каменными изваяниями батыров, полководцев ставится вереница балбалов. Иногда количество их достигает 200.

Наряду с мужскими изваяниями устанавливались и женские. В зависимости от возраста человека они называются “девушка-камень”, “женщина камень”, “старуха-камень”. Именно поэтому существует еще одно, славянское название балбалов – каменные бабы.

Археологический комплекс Гунунг Паданг

Священная гора Гунунг Паданг (Gunung Padang) находится в р-не Бандунг, Западная Ява.«Гора Света» (или «Гора Просветления») представляет собой гору, на вершине и склоне которой было обнаружен многоярусный комплекс сооружений с главной пирамидой на вершине.

Первыми обратили внимание на нее голландцы в 1914 году. В своем отчете сотрудники колониальной Археологической службы упомянули ее как гору Гунунг-Паданг (Гора Просветления), на вершину которой местные жители поднимаются для медитаций. Вторично она мелькнула в 1949 году, после чего пропала ровно на 30 лет. Только в 1979 году на ее вершину поднялись ученые – географы и геологи.
На макушке горы они нашли сотни каменных глыб правильной формы, расставленных в определенном порядке.

Помимо явного разделения Горы Паданг на пять уровней, мегалитов, разбросанных по всей высоте горы, на площади в 900 кв м, андезитовых колон и т.д., исследования показали наличие полой камеры. Размер камеры 10 м в ширину, высоту и длину.
Широко распространено мнение, что она находиться в “сердце Горы”.
Расстояние до полости – 25 метров от повернности. Пробы грунта, извлечённые методом бурения, указывают возраст сооружения в диапазоне от 20 000 до 22 000 до н.э.

Древние камни Великобритании

Мен-Эн-Тол, Корнуэлл – таинственный камень, который, казалось бы, уже вечно стоит в болотах Пенвите.

Калланиш, расположенный на острове Льюис архипелага Большие Гебриды, является на данный момент крупнейшим памятником мегалитической культуры Британских островов. Реконструированная форма «камней Калланиша» была установлена предположительно в период неолита, примерно между 2,9 и 2,6 тыс. лет до нашей эры. Специалисты отмечают, что ранее (до 3000 года здесь располагалось святилище).

Калланиш образован тринадцатью вертикально стоящими монументами или группами камней, которые образую круги диаметром до тринадцати метров. Средняя высота камней составляет 4 метра, но может варьироваться в пределах 1-5 метров. Камни вырублены из местного гнейса. По популярности камни Калланиша могут по-соперничать со Стоунхенджем.

Эйвбери, Уиттшир. Местные фермеры привычно пасут овец среди ровесников Стоунхенджа, которые датируются 2500 г. до н.э.

Круг Бродгара, Стромнесс, Оркнейские острова – Британский ответ пирамидам Египта. Период камней датируется 3000 до н.э. Изваяний осталось всего 27 из 60.

Камни Роллайт, Оксфордшир.

Брин Селли, Англси, Уэльс. Уэльс богат на старинные россыпи камней, однако известнейшее языческое сооружение – это, конечно же, Брин Сели («Курган темной комнаты»). На острове Англси он появился в период неолита (4000 лет тому назад).

Арбор-Лоу, Мидлтон-на-Йолгрив, Дербишир. 50 камней безмолвно стоят на плато Арбор-Лоу, что в нескольких минутах езды от Бейквелла.

Каслригг, Кесвик, Озёрный край

Девять камней, Дартмур.

Мегалиты Урала

Остров Веры на озере Тургояк.
Мегалиты острова Веры - комплекс археологических памятников (мегалитов - камерной гробницы, дольменов и менгиров) на острове озера Тургояк (около Миасса) в Челябинской области. Остров расположен около западного берега озера и при низком уровне воды соединяется с берегом перешейком, превращаясь в полуостров.
Мегалиты сооружены предположительно около 6000 лет назад, в IV тыс. до н. э

Культовая площадка Остров Веры.

Самым большим сооружением острова является мегалит № 1 - каменная конструкция размерами 19×6 м, врезанная в скальный грунт и перекрытая массивными каменными плитами. Стены сооружения выполнены методом сухой кладки из массивных каменных блоков. Мегалит состоит из трех камер и соединяющих их коридоров. В двух камерах мегалита обнаружены вырубленные в скале прямоугольные ямы. Зафиксирована связь постройки с основными астрономическими направлениями. Предварительно сооружение интерпретируется как храмовый комплекс.

Архитектурный комплекс на дне китайского озера Фусянь

Пирамида была найдена на дне китайского озера Фусянь (юго-западная провинция Юньнань).
Высота ее составляет 19 м, длина стороны основания – 90 м. Сооружение построено из каменных плит и имеет ступенчатую структуру. На дне озера имеется еще около десятка подобных объектов и около 30 сооружений других видов. Площадь всего архитектурного комплекса составляет около 2,5 кв. км.Со дна озера археолагами поднят глиняный сосуд, который, как утверждают специалисты, изготовлен в период Династии Восточная Хань, которая правила в 25 – 220 годах нашей эры, передает «Синьхуа».

На фото: архитектурный памятник Стоунхендж в Англии. Фото с dailymail.co.uk

История Стоунхенджа

Ученые полагают, что одна из самых загадочных достопримечательностей Англии – знаменитый Стоунхендж – был заложен свыше 5000 лет назад . С тех пор таинственный кромлех продолжает притягивать людей со всех концов света.

Предполагается, что строительство Стоунхенджа заняло свыше трех сотен лет . На протяжении веков его многократно перестраивали и изменяли. Истинное предназначение постройки до сих пор не известно, однако есть подкрепленные археологическими находками предположения, что некогда его использовали как гигантскую обсерваторию или ритуальное сооружение, связанное с культом мертвых в раннем язычестве.


На рис.: загадочная языческая церемония в древнем Стоунхендже в Англии. Источник: bbc.co.uk

Первая круговая постройка на месте современного каменного кромлеха была возведена около 3100 года до нашей эры и состояла из насыпи диаметром порядка 110 метров и рва, в который были уложены кости оленей и быков. Причем, археологи полагают, что эти кости были значительно старше, нежели инструменты, которыми копали ров.

Внутри было вырыто 56 ям, названных в честь одного из первых исследователей Стоунхенджа лунками Обри. Как считают современные ученые, они использовались в астрономических целях, возможно, с помощью устанавливаемых в лунки камней или стволов деревьев древние жители Англии предсказывали затмения или следили за движениями небесных тел. А в 2013 году группа исследователей обнаружила кремированные останки как минимум 63 человек – мужчин, женщин и даже нескольких детей, захороненных в лунки Обри. Всего в Стоунхендже было найдено около 50 000 костей. На территории памятника были открыты и более поздние захоронения, а также свидетельства посещения памятника большим количеством людей.

Предполагается, что первые каменные постройки на месте Стоунхенджа появились примерно в 2600 году до нашей эры. К той поре относятся 80 стоячих камней, некоторые из которых были привезены с расстояния в 240-250 километров. Другие камни были взяты из карьера, расположенного в 80 километрах от Стоунхенджа. Причем, самые большие камни достигали двухметровой высоты и весили порядка 2 тонн. Позднее были добавлены еще более крупные камни, часть из которых сохранилась и до наших дней. Самые тяжелые камни кромлеха весят свыше 50 тонн, а высота крупнейшего камня составляет умопомрачительные 7 метров.

Исследователи до сих пор гадают, как именно доставляли и устанавливали эти глыбы. Неудивительно, что люди верили, будто в строительстве участвовали великаны или объясняли возникновение Стоунхенджа магией. Несомненно одно – его постройка требовала огромных усилий большого количества людей и длилась несколько веков. Но вот что именно подвигло древних жителей современной Англии на возведение столь грандиозного сооружения, остается только гадать.


Иллюстрация из манускрипта середины 14-го века. Участие волшебника Мерлина и великанов в постройке Стоунхенджа. Источник: http://www.english-heritage.org.uk

В плане масштабности и исторического возраста Стоунхендж вполне способен соперничать с египетскими пирамидами. И определенно превосходит их своей загадочностью.

Стоунхендж в наше время

К несчастью, до наших дней дожила лишь небольшая часть некогда величественной постройки. Но, тем не менее, ее масштабы поражают и по сей день. Сейчас мы можем увидеть лишь внушительный алтарный камень, несколько вертикальных камней с перемычками, пяточный камень, остатки рва и часть сохранившихся лунок. Стоя рядом с камнями-гигантами высотой в три человеческих роста, невозможно поверить, что их возводили люди, тем более, задолго до появления строительной техники.


План современного Стоунхенджа. Источник: https://en.wikipedia.org

Небольшим разочарованием для туристов может стать то, что Стоунхендж всегда полон посетителей, а к камням нельзя подходить слишком близко, не говоря уж о том, чтобы трогать их руками. То есть ожидаемого «единения с космосом», которого многие ждут от визита в Стоунхендж, скорее всего, не выйдет.

Но, даже с учетом постоянных толп туристов, Стоунхендж производит неизгладимое впечатление и не зря остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Великобритании. Да и помимо разглядывания камней на территории музейного комплекса найдется чем заняться. Например, можно попробовать сдвинуть с места камень, аналогичный по размеру и весу глыбам в памятнике, увидеть неолитические хижины и представить, как жили люди во времена строительства Стоунхеджа, купить необычные сувениры и полюбоваться цветущим вокруг разнотравьем.

Как добраться до Стоунхенджа


На фото: очередь из туристов к Стоунхенджу. Фото с telegraph.org.uk

Если вы хотите увидеть таинственное творение древних мастеров своими глазами, то проще всего отправиться в Стоунхендж на машине. Он находится всего в 130 км от Лондона в графстве Wiltshire неподалеку от городка Amesbury по адресу Amesbury, Солсбери SP4 7DE, Великобритания.

С вокзала Waterloo до местечка Salisbury, находящегося в 9,5 милях от интересующего нас места, каждый час ходят поезда. Путешествие на поезде займет около полутора часов, плюс придется воспользоваться автобусом или такси, либо прогуляться около 15 километров пешком по живописной местности. Повсеместные указатели не дадут вам заблудиться.

Доехать до Стоунхенджа можно и на автобусе от аэропорта Хитроу или со стоянки Victoria Coach Station. В таком случае поездка займет около двух часов. Автобус довезет жаждущих приобщиться к тайнам древности до Amesbury, где придется пересесть на другой автобус, взять такси или же прогуляться около 2 миль пешком.

Также можно выбрать любой из огромного количества вариантов автобусных туров и посетить только Стоунхендж или несколько достопримечательностей сразу. Первый вариант будет стоить £40-50 на одного человека, поездка из Лондона туда-обратно займет около 5 часов.

Стоунхендж открыт для посещения ежедневно, за исключением рождественских выходных, с 9:30 до 19 часов. Билеты обойдутся в £16.30 для взрослых, £9.80 для детей от 5 до 15 лет, £14.70 для пенсионеров и студентов. Семейный билет на 2 взрослых и 3 детей обойдется в £42.40 при бронировании онлайн. Билеты на входе будут стоить примерно на 1-2 фунта дороже. Если вам понадобится аудио-гид, его аренда обойдется в 3 фунта.

Так стоит ли ехать так далеко? Несомненно, стоит, если вы хотите почувствовать ни с чем не сравнимую энергетику этого загадочного места, увидеть своими глазами камни, стоявшие на том же самом месте задолго до Рождества Христова, а также до прихода римлян, строительства Адрианова вала, правления легендарного короля Артура и многих других исторических событий.

Ну а если же для вас камни – это просто камни, и вы не видите какой-либо эзотеричекой подоплеки в данном строении, то в Англии, бесспорно, найдется множество других, не менее интересных мест, добраться до которых гораздо проще.

  • Разделы сайта