Петровский путевой дворец - экскурсии и фото. Петровский путевой дворец архитектора казаков Петровский путевой дворец где находится

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Кто из нас не помнит эти строки великого поэта, воспевающие Петровский путевой дворец:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

— А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Именно здесь в 1812 году Наполеон пробыл несколько дней, наблюдая страшный пожар в Москве. Своими очертаниями Петровский дворец напоминает Большой Царицынский дворец – и тот, и другой были построены по проекту архитектора Матвея Казакова.

* Организатор экскурсии:

Путевые дворцы были неотъемлемой частью дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Здесь останавливались на отдых царствующие особы и члены императорской фамилии. Всего на дороге было поставлено 11 путевых дворцов, в среднем – через каждые 65 километров, день пути. Продолжительность путешествия определялась степенью знатности: чем более высокопоставленной была особа, тем медленнее двигалась процессия. Императорский поезд обычно добирался из Петербурга в Москву за 2-3 недели.

Первые путевые дворцы появились при Петре I. В то время под них использовали существовавшие в России с XIII века ямские станы, преобразованные в XIX веке в почтовые станции. Это были небольшие сооружения, где ямщики могли передохнуть и сменить лошадей, чтобы двигаться дальше.

В екатерининскую эпоху путевые дворцы представляли собой, как правило, небольшие дома, деревянные или каменные. Обычно они были скромно украшены, но, тем не менее, становились центрами городской застройки. Часто в них размещались гостиница и почта, и лишь во время проезда царствующих особ они выполняли свои прямые функции.

Бюро письменное дорожное, дорожные часы и путеводители. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

Дорожные наборы для игр. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

Многие путевые дворцы сохранились до настоящего времени. В большинстве случаев это весьма скромные строения, но есть и роскошные, например, в . Петровский путевой дворец был последним при въезде в Москву и потому его отличала особая пышность.

Строительство Петровского путевого дворца

В июле 1774 года в Москве с большим размахом отмечался Кючук-Кайнарджийский мир , положивший конец войне 1768-1774 годов между Российской и Османской империями. В честь этого события было решено устроить грандиозное представление на Ходынском поле , которое бы демонстрировало новый статус России как великой державы.

В письме к своему многолетнему корреспонденту, барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807) Екатерина Великая собственноручно набросала сценарий праздника:

В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему: — Друг мой, в трех верстах от города есть луг. Вообразите себе, что этот луг — Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой – Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира.

За Дунаем вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вымыслов, но зато прекрасный, а особливо естественный…

… Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток.

По проекту Василия Ивановича Баженова и его ученика Матвея Федоровича Казакова на Ходынском поле были возведены павильоны, стилизованные «под Восток», но с элементами русского стиля XVII века.

Наставления архитектора Баженова В.И. архитектору Казакову М.Ф. о ведении строительных работ, дано по случаю отъезда Баженова в Санкт-Петербург. 20 ноября 1773 года

Постройки настолько понравились императрице, что по окончании торжеств она повелела Баженову приступить к строительству дворцового комплекса в Царицыно , а Казакову – построить неподалеку Путевой дворец, на дороге из Москвы в Петербург. Позже Казакову будет поручено строительство Большого Царицынского дворца на месте баженовского творения, отвергнутого Екатериной. Именно этим и объясняется стилистическая схожесть Петровского Путевого дворца и Царицыно.

Фасад северной стороны главного корпуса дворца, строящегося в селе Царицыно близ Москвы. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф., начало 1800-х годов (первоначальный вариант, нереализованный)

Лавров И.А. Фасад Царицынского дворца. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф. Начало 1800-х годов. Исполнительный чертеж (реализованный)

Под путевой дворец были выделены пустующие земли, принадлежавшие московскому Высокопетровскому монастырю. Строительство началось в 1776 году и окончательно завершилось только в 1796 году.

Петровский путевой дворец сочетает в себе элементы разных стилей. Здесь мы увидим и классическую симметричную композицию, и элементы готики – стрельчатые окна и решетки на них, украшения окон в стиле барокко, бочкообразные колонны, присущие древнерусскому стилю, белый с красным декор нарышкинского барокко. Интерьеры были выполнены в стиле барокко.

Башня с «ласточкиными хвостами», напоминающими кремлевские

Стрельчатая арка, ведущая в задний двор

Правый флигель со стороны двора

Крыльцо с элементами русской архитектуры XVII века

План нижнего этажа главного корпуса Петровского путевого дворца. Лист из Альбома казенных строений №3 Казакова М.Ф, 1799 год

Екатерина II была в Петровском путевом дворце лишь однажды – в 1787 году, когда его строительство еще не было завершено. Рассказывают, что императрица отослала свиту и охрану, пожелав остаться под охраной своего народа; это едва не привело к давке.

В 1797 году в Петровском путевом дворце перед въездом в Москву на коронацию останавливался император Павел. Не ладивший со своей матерью при её жизни и старавшийся изменить всё после её смерти, он повелел выкрасить красные стены дворца в белый цвет. Впрочем, белоснежным он пробыл недолго.

С этого времени Петровский путевой дворец становится местом обязательного пребывания царских особ перед торжественным въездом в Москву на церемонию венчания на царство в Успенском соборе Московского кремля.

1812 год и восстановление дворца

3 сентября 1812 года Наполеон перевел свою ставку из Московского кремля в Петровский путевой дворец. Здесь он провел четыре дня, глядя на грандиозный московский пожар. Несмотря на удаленность от города, жар был настолько сильным, что невозможно было подойти к окнам, волосы французского императора даже опалились.

В.Верещагин. Наполеон в ожидании Мира. 1911 год

Уходя, французы разорили дворец. Матвей Казаков, которого родственники увезли в , узнав о московском пожаре и гибели в огне своих творений, вскоре скончался.

Петровский дворец простоял пустым почти 15 лет. Восстановительные работы в нем начались только в 1827 году, в царствование императора Николая I. Руководство работами было поручено Огюсту Монферрану , позднее к работам подключились архитекторы Н.А.Шохин и А.А.Мартынов. Архитектор Иван Таманский переделал интерьеры в стиле ампир, оставив нетронутой лишь Парадную лестниц у.

Парадная лестница в стиле барокко

Купол над дворцом был воссоздан с некоторыми изменениями. Его свод был расписан швейцарским художником-декоратором и скульптором Джузеппе Анжиоло Артари (1792-1863) в технике гризайль , имитирующей объем. Завершились восстановительные работы лишь в 1837 году.

Техника монохромной живописи гризайль создает иллюзию объема

Разоренную территорию вокруг дворца было решено отдать под дачи, театры и прочие увеселения. По замыслу Николая I, это могло помочь быстро привести местность в порядок (здесь император воспользовался успешным опытом Петра Великого, строившего таким образом Санкт-Петербург). Были утверждены типовые проекты домов, из казны дачникам выделялось на строительство несколько тысяч рублей.

К сожалению, значительная часть Петровского парка была уничтожена в 1928 году при строительстве стадиона «Динамо». Тем не менее, некоторые старинные постройки сохранились до наших дней.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, построенный в 1844-1847 годах по проекту архитектора Ф.Рихтера на средства и по инициативе А.Д.Нарышкиной

Окрестности Петровского путевого дворца вскоре стали излюбленным местом отдыха московской знати и интеллигенции. Публика попроще проводила свой досуг в Марьиной роще.

Трагедия на Ходынском поле

Напротив Петровского путевого дворца расположено Ходынское поле. В ту пору там регулярно устраивались военные смотры и парады. 18 (30) мая 1896 года на Ходынке во время торжеств в честь коронации императора Николая II произошла массовая давка, в которой погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Это трагическое событие многие сочли как дурное предзнаменование нового царствования.

Знаменитый бытописатель Москвы и журналист Владимир Гиляровский был непосредственным участником тех событий и чудом остался жив. Он писал:

Днем я осматривал Ходынку, где готовился народный праздник. Поле застроено. Всюду эстрады для песенников и оркестров, столбы с развешенными призами, начиная от пары сапог и кончая самоваром, ряд бараков с бочками для пива и меда для дарового угощения, карусели, наскоро выстроенный огромный дощатый театр и, наконец, главный соблазн - сотни свеженьких деревянных будочек, разбросанных линиями и углами, откуда предполагалась раздача узелков с колбасой, пряниками, орехами, пирогов с мясом и дичью и коронационных кружек.

Хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки были выставлены во многих магазинах напоказ. И каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку. Каменный царский павильон, единственное уцелевшее от бывшей на этом месте промышленной выставки здание, расцвеченное материями и флагами, господствовало над местностью. Рядом с ним уже совсем не праздничным желтым пятном зиял глубокий ров - место прежних выставок. Ров шириной сажен в тридцать, с обрывистыми берегами, отвесной стеной, где глиняной, где песчаной, с изрытым неровным дном, откуда долгое время брали песок и глину для нужд столицы. В длину этот ров по направлению к Ваганьковскому кладбищу тянулся сажен на сто. Ямы, ямы и ямы, кое-где поросшие травой, кое-где с уцелевшими голыми буграми. А справа к лагерю, над обрывистым берегом рва, почти рядом с краем ее, сверкали заманчиво на солнце ряды будочек с подарками.

Во рву горели костры, окруженные праздничным народом.
- До утра посидим, а там прямо к будкам, вот они, рядом! …

… Вдруг загудело. Сначала вдали, а потом кругом меня. Сразу как-то… Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащими головами. Я не бросился за народом, упирался и шел прочь от будок, к стороне скачек, навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест в стремлении за кружками. Толкотня, давка, вой. Почти невозможно было держаться против толпы. А там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей. Кое-где выталкивали наверх детей, и они ползли по головам и плечам народа на простор. Остальные были неподвижны: колыхались все вместе, отдельных движений нет. Иного вдруг поднимет толпой, плечи видно - значит, ноги его на весу, не чуют земли…

Вот она, смерть неминучая! И какая!

Императору Николаю II доложили о случившемся. Получив это известие, он, тем не менее, принял решение не отменять дальнейших праздничных мероприятий. Большинство погибших было похоронено на Ваганьковском кладбище, где позднее над братской могилой был поставлен монумент. Императорская семья пожертвовала 90 тысяч рублей в пользу пострадавших и разослала по больницам тысячу бутылок мадеры.

Петровский путевой дворец в XX веке и в наши дни

В 1914 году во дворце разместился военный госпиталь. В 1918 году Петровский замок был национализирован. Хотя формально здание принадлежало нескольким Народным комиссариатам, за несколько лет оно было значительно разорено: утрачена отделка, предметы интерьера, паркетный пол пошел на дрова.

В 1920 году Петровский путевой дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского «для утилизации». Такое решение было продиктовано тем, что еще в 1910 году на Ходынском поле был построен аэродром, позднее получивший название Центрального аэродрома им. Фрунзе , просуществовавший до 2003 года.

Военные смогли сохранить историческое здание, хотя и сильно переделали его. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещался штаб Авиации дальнего действия , с 1944 года по 1946 год - штаб 18-й воздушной армии . Затем стены бывшего дворца снова заняла Академия. Из её стен вышли многие Герои Советского Союза, летчики и космонавты. Среди известных выпускников были маршал авиации, трижды (!) Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб, летчики-космонавты СССР первого отряда космонавтов Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Валентина Владимировна Терешкова, Алексей Архипович Леонов, Владимир Михайлович Комаров и многие другие.

Стенд, посвященный Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского

Бюст К. Э. Циолковского около Петровского путевого дворца. Скульптор С.Д.Меркуров, архитектор И.А.Француз. Открыт 17 сентября 1957 года

Бюст Н.Е.Жуковского около Петровского путевого дворца. Скульптор Г.В.Нерода, архитектор И.А.Француз. Открыт осенью 1959 года

В 1997 году Петровский путевой дворец был передан в ведение администрации правительства Москвы. В 1998 году в нем начались реставрационные работы. К сожалению, за годы советской власти многие помещения были изменены, уничтожены интерьеры, утрачены все предметы мебели. В Круглом зале, высота которого составляет 16 метров, был устроен тренажерный зал.

Реставраторам пришлось работать по имеющимся старинным чертежам и фотографиям, однако многое воссоздавали по своему вкусу и видению. Поэтому в целом помещения вызывают сейчас ощущение некоторого новодела и пустоты.

Анфилада залов первого этажа с музейной экспозицией

Приемная на втором этаже

Дворцовая гостиная

Зеркала напротив друг друга зрительно увеличивают пространство небольших залов

5 марта 2009 года состоялось открытие воссозданного Петровского путевого дворца. Сейчас здесь размещаются Дом приёмов правительства Москвы и гостиница , специально для которой было пристроено новое здание, закрывшее фасад дворца со стороны Петровского парка. Президентские номера находятся непосредственно в здании Петровского дворца. В Петровском дворце также расположен ресторан «Карамзин».

Башни около нового гостиничного корпуса сооружены в неоготическом стиле и не выбиваются из общей стилистики Петровского дворца

Информация для посетителей и карта

Попасть во дворец можно с экскурсией, которую проводит Музей города Москвы в дни, свободные от официальных мероприятий. В Круглом зале бывают музыкальные концерты. Кроме того, в Петровском дворце устраивают фотосессии, в том числе и свадебные.

  • Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 40
  • Станция метро: Динамо

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

В глубине Петровского пейзажного парка просматривается яркая своеобразная архитектура исторической жемчужины современной Москвы - ансамбль Петровского путевого дворца. Этот великолепный образец русской готики конца XVIII столетия стал памятником победы в одной из ключевых войн между Российской и Османской империями. Мирный договор 1774 года принес на весь следующий год атмосферу непрекращающегося праздника в Москву и заряд созидания в ее архитектуру.

Именно 1775 год стал знаменательным в судьбе : в январе, после строительства Пречистенского дворца, он был официально представлен Ее Императорскому Величеству и в мае утвержден в звании архитектора, что ознаменовало начало его самостоятельной творческой деятельности. Разносторонний талант зодчего не замыкался только на русском классицизме. Казаков и Баженов разрабатывали пути освоения древнерусского зодчего, создавая оригинальные произведения в духе русского архитектурного романтизма. Матвей Федорович создавал новые формы и композиции, используя принципы живописности древнерусского архитектурного ансамбля, приемы и материалы прошлого, в частности сочетание кирпича с белым камнем.

В идейно-художественном содержании его творческих исканий чувствуются элементы , сочетающиеся с господствующими принципами русского классицизма. Этим объясняется, что живописные формы русской готики ужились с ордерными пропорциями и строго классической композицией планов во всех романтических произведениях Казакова.

Созданию Петровского путевого дворца предшествовало строительство выдающимся тандемом Баженова и Казакова огромного комплекса «увеселительных» сооружений на Ходынском поле для празднования Кючук-Кайнарджийского мира, по которому России вернулись земли, некогда принадлежавшие Древней Руси. Естественно, торжество должно было носить национальный характер.

Поэтому зодчие решили возродить в своем проекте древнерусскую архитектуру, средствами которой были созданы изумительные произведения в формах национальной архитектуры и неоготики, обогащенных новыми приемами и мотивами в соответствии с современными условиями. Баженов, отвлеченный провалом строительной утопии Большого Кремлевского дворца и экспертизами по кремлевским строительным работам, переложил основную тяжесть ходынских работ на плечи Казакова. Так, недалеко от Петербургской дороги на обширном пространстве в апреле - июне 1775 года были возведены многочисленные временные павильоны из дерева, раскрашенные под камень, которые связывались архитектурно-композиционно и содержательно.

Основные строения изображали покоренные турецкие крепости на Черном море (его роль отводилась полю), отходившие по мирным соглашениям России: Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн, Азов и Бердинская линия укреплений. Остальные крупные сооружения были возведены для иллюминаций и фейерверков. Матвей Федорович изобразил все павильоны-крепости на великолепных четырех офортах перспективных видов ходынских строений с разных сторон так, как если бы они были выполнены действительно из камня, что представило собой проект этого архитектурного ансамбля.

Императрица, оставшись довольной прошедшими торжествами и работой зодчего, заказала Казакову проект нового «подъездного» дворца у села ПетровскоеЗыково на въезде в Москву со стороны Твери. Этот проект должен был стать композиционным, стилистическим и символическим продолжением ансамбля ходынских павильонов.

Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие Высоко­петровскому монастырю, напротив Ходынского поля, за Петербургским трактом. Самый южный, последний, путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для отдыха Ее Императорского Величества и важнейших особ, которые могли бы остановиться в нем после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский Кремль с особой пышностью.

Проект Петровского путевого дворца, ставший первым крупным произведением зодчего, был составлен летом - осенью 1775 года, а в сентябре следующего года состоялась его закладка. По композиции ансамбль представляет собой тип усадьбы в духе декоративного феодального замка, окруженного стенами и башнями строго симметричного расположения, типичного для классицизма. Крепкая классическая основа проекта прослеживается в логично задуманном плане, в построении самого объема дворца и во внутреннем его убранстве.

Здание дворца, при сложности общего плана, подчиняло себе все остальные элементы композиции. Передние ворота, фланкируемые живописными башнями, открывали перспективу главной композиционной оси комплекса. Центр ансамбля - кубический трехэтажный объем дворца, увенчанный куполом с довольно высоким световым барабаном, соединялся галереями с боковыми крыльями. Он был окружен двумя обширными дворами. По периметру парадного полукруглого курдонёра со стороны Санкт-Петербургской дороги находились корпуса для приезжающих, помещения военного караула и кухня.

С противоположной стороны дворца был устроен внутренний двор, где располагался небольшой садик, к стенам которого примыкали с северо-запада и юго-востока еще два маленьких хозяйственных двора с конюшнями, казармами для солдат, погребами и сараями. На углах переднего и заднего дворов возвышались большие башни.

Позади дворца предполагалось огромное здание конного двора, но за недостатком средств эта часть проекта осталась невыполненной. Купол был установлен над центральным круглым залом, от которого крестом расходились четыре квадратных зала. Из них два, расположенных по главной оси ансамбля, предназначались для вестибюлей. Отделка парадного зала коринфскими колоннами, фризом, гербами, «государственными портретами» в стиле Людовика XVI, как и остальных помещений, не вносила диссонанса в цельность всей композиции. Все сооружения строились из красного кирпича с применением белокаменных и керамических деталей.

Это оформление, напоминающее узорчатый наряд древнерусских зданий, намного увеличило декоративность и живописность общего вида Петровского дворца. Служебные корпуса и ограда заднего двора были украшены несколькими зубчатыми башенками (10 больших и 11 малых), что придавало всему комплексу в целом необычайный крепостной характер.

Наиболее часто встречающимися декоративными деталями были пирамидки - «знак славы и памяти добрых государей», расставленные вокруг строений, на здании, на крыльце, на куполе. Овальные окна главного фасада дворца были обрамлены пересекающимися «рогами изобилия», символизирующими чрезвычайные богатства, приобретенные победами. С внешней стороны вокруг дворца был вырыт глубокий ров, края которого были обложены дерном.

Через ров были перекинуты каменные мосты. Около выступающих наружу круглых башенок предполагались небольшие бастионы. Над воплощением дворца работало довольно много иностранных мастеров: например, И. Юст выполнял наружные и внутренние декоративные работы, И. Енш и И. Ерке изготавливали скульптуры. Постройка дворца затянулась на семь лет из-за скупого финансирования. Наружные Строительные работы были закончены в 1779 году, а внутренняя отделка дворца продолжалась до 1783 года. После ухода в 1812 году наполеоновской армии из Москвы здание было разорено крестьянами. Многократные реставрационные и ремонтные работы незначительно исказили образ комплекса.

Символическое значение ансамбля дворца в составе ходынского комплекса трактуется двумя версиями. Согласно первой, Петровский дворец обрамлялся, будто крепостной стеной, одноэтажными корпусами с башнями и уподоблялся древней Москве, главенствующей над покоренными крепостями.

Вторая говорит о том, что, воодушевившись победой 1774 года, Екатерина Великая мечтала о дальнейших победоносных походах в Турцию, чтобы освободить греков и взять Константинополь. В связи с этим дворец включался в ансамбль ходынских павильонов - захваченных турецких крепостей - как символический образ недоступного города и воплощение цели гипотетической - Царьграда с собором Святой Софии в центре. Этим легко объясняется крепостной «турецкий» характер окружающих дворец служебных построек, аналогичный архитектуре Азова и Таганрога, и образ главного здания с высоким куполом.

Интерпретация Петровского дворца как Царьграда подтверждается своеобразным симбиозом готических и древнерусских форм, исполненным Казаковым с целью воспроизведения византийского стиля. Такое яркое «цитирование» древнерусских деталей нельзя увидеть больше ни в одном каменном неоготическом произведении второй половины XVIII века, в том числе в творчестве самого Матвея Федоровича. Без сомнения, Петровский путевой дворец - наиболее значительное сооружение Казакова из всех, созданных им в национально-романтических традициях.

Это особенно заметно при сравнении его с неоконченным дворцом в Царицыне, который возводился им в 1787-1793 годах на основании разобранной баженовской постройки, где попытка соединить классицистические и древнерусские элементы не привела к созданию сооружения, органичного и цельного по облику. Строительством Петровского путевого ансамбля Казаков увековечил себя как крупнейшего представителя русской готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности.

  • Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Один из самых запоминающихся среди прочих дворцов Москвы, Петровский путевой дворец «смотрит» фасадом на главную магистраль столицы - шумную и неизменно «пробочную» «Ленинградку».

    На подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.

    Как мы помним, Ленинградское шоссе знаменито тем, что без единого светофора и поворота по нему можно проехать из Москвы в Санкт-Петербург. Собственно, дела обстояли таким же образом и в бытность его Тверским трактом: именно по этой дороге венценосные особы курсировали между двумя столицами. Скорость передвижения, ясное дело, была далека от сегодняшней, и поэтому на подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.

    Эта утилитарная функция сооружения и объясняет название - «путевой». Автор проекта - знаменитый Матвей Казаков; дворец построен в стиле русской готики с причудливым сочетанием элементов готики и барокко, терракотовыми стенами и белокаменными наличниками. Благодаря полномасштабной реконструкции, завершившейся в 2009 г, Петровский путевой дворец обрёл былое величие и исключительную красоту убранства.

    Адрес: Москва, м. Динамо, Ленинградский просп., 40.

    Чем знаменит Петровский Путевой дворец в Москве; факты истории и современности. Экскурсия по залам дворца, где сегодня принимают иностранных дипломатов.

    В конце 18 века Екатерине Второй захотелось увековечить триумф в Русско-турецкой войне. В результате императрица получила символ победы, воплощенный в камне, а столица - еще один выдающийся дворец, прославляющий щедрость императрицы и мастерство зодчих. Речь о Петровском Путевом дворце. Этот дворец можно считать архитектурным «павлином» Москвы. Он выделяется на фоне типичных столичных построек: яркостью, смелостью, оживляя и освежая чопорные пейзажи.

    В его образе воплотилось множество стилей и, прежде всего, готический и мавританский. Здание довольно сильно напоминает турецкие крепости и мечети - эти башенки, похожие на минареты, зубчатые парапеты, массивный центральный купол. Пеструю красноту терракоты сглаживают белоснежные кружевные наличники, лепнина и арки окон. От готики дворцу достались вытянутые оконные аркады. А у входа можно увидеть колонны-бочонки, явно заимствованные из древнерусского стиля.

    Построил всю эту красоту архитектор Матвей Казаков, хотя при создании проекта ориентировался на другой дворец, выполненный в турецких мотивах. Путевой дворец имеет центральную часть с портиком и богато украшенным фасадом, а также боковые крылья, построенные в виде крепостных стен. Вокруг дворца еще можно лицезреть остатки роскошного парка 19 века.

    Путевой дворец - историческая справка

    Путевой дворец должен был встречать императорских особ после долгого пути из Санкт-Петербурга в и название он получил соответствующее. Первые лица государства останавливались здесь, чтобы пару дней отдохнуть перед официальными мероприятиями, после чего свежими и намарафеченными отправлялись в Кремль.

    Интересные факты из истории дворца:

    1. В 1797 году во дворце остановился Павел Первый, аккурат накануне своей коронации, тем самым положив начало традиции проводить здесь несколько дней перед помазанием на трон для всех будущих монархов. Традицию не решились нарушать даже когда Москва перестала быть центром империи и вся светско-дворянская жизнь полностью переехала в Петербург;
    2. В 1812 году во дворце поселился Наполеон Бонапарт и отсюда же несостоявшийся властитель Европы наблюдал за тем, как пылает город, так и не покорившийся ему. Поговаривают, что, наблюдая за пожаром, Наполеон даже опалил волосы, но это, скорее, из области фантазий;
    3. Сегодня Петровский Путевой дворец по-прежнему принимает путников после долгой дороги, причем постояльцев самых именитых и важных, как и в былые времена. Пусть это и не императорские особы, но личности не менее важные - дипломаты, политики и т. д. Во дворце находится элитная гостиница, куда пускают только избранных. Тут же ресторан, СПА-центр, сауна и прочие блага. Но и простым смертным можно побывать здесь. Пусть и с краткой экскурсией и только на ограниченных площадях.

    Интерьер и внутреннее убранство

    Внутри нынешних посетителей ждет разочарование. На смену нарочитой роскоши фасадов и экстерьера приходит подчеркнутая скромность. Здесь нет обилия золота, антикварной мебели и дорогущих гор хрусталя вперемешку с бронзовыми люстрами и фарфоровыми чашками-вазами.

    Путевой дворец в Москве / Фотобанк Лори

    Интерьер Путевого дворца в стиле ампир / Фотобанк Лори

    После последней реставрации 1998 года обстановка близка чуть ли не к монашеской, хотя кое-что от прежнего величия все же уцелело. Это ценный паркет, тяжелые бархатные шторы, немного мебели под старину (на самом деле - новодел, и это заметно с первого взгляда). Зато в Петровском Путевом дворце можно увидеть картины 19 столетия и старые фотографии, выставленные в одном из залов. А в круглом зале периодически устраиваются концерты органной и оркестровой музыки и прочие светские мероприятия.

    Другой зал украшают бюсты российских императоров, а в центральном зале можно полюбоваться потолком, выполненным в технике гризайль, которая на момент отделки дворца только входила в моду. Кое-где можно увидеть декор в виде барельефов и позолоты, но это скорее исключение. Также можно увидеть мраморные камины, венецианские зеркала.

    На осмотр Путевого дворца хватит часа времени, в ходе которого можно узнать интересные факты не только о самом комплексе, но и немного о знаменитостях, что останавливались в нем в разные времена.

    Экскурсии по Москве и окрестностям

    Количество прогулок по Москве на Трипстере достигло сотни! Выбор на любой вкус: обзорные, квесты, выездные. Но прежде, чем ехать за город, убедитесь, что вы исследовали все переулки, интересные особняки и усадьбы Москвы.

    Как добраться в Петровский Путевой дворец

    Путевой дворец находится недалеко от станции метро «Петровский парк». Чуть дальше расположена станция «Динамо», от которой придется немного пройти по Ленинградскому проспекту. Ближайшая автобусная остановка - «ст. м. Динамо». Проезд маршрутами №№ 84, 318.

    Императорский путевой дворец в Твери построен во второй половине XVIII века, по проекту архитектора Петра Романович Никитина. Роскошный особняк возведен на площади в центральном районе города. Сейчас это улица Советская, там, где она выходит к Староволжскому мосту. Такое расположение выбрано не случайно, ведь в то время через Тверь проходил Петербургский тракт, связывающий северную столицу с Москвой. По долгу службы дорогой пользовались высшие государственные чины и сама императрица Екатерина II. Именно поэтому здесь было решено построить небольшой дворец, где можно с комфортом отдохнуть и переночевать после долгого пути. Отсюда и название дворца — путевой.

    Тверской императорский дворец — настоящая жемчужина города, с богатой строительной историей.

    Здание неоднократно перестраивалось и реконструировалось различными архитекторами, благодаря чему впитало в себя элементы нескольких архитектурных стилей, включая классицизм и барокко.

    Главный корпус дворца двухэтажный и выходит фасадом на берег реки Волги. К нему прилегает въездной двор и пристроено два выдвинутых флигеля. Во дворце находился приемный зал, императорские покои, церковь и библиотека. Также на территории имелась конюшня и каретный двор.

    Внутреннее убранство дворца получилось особенно роскошным — изделия из стекла и фарфора, выполненные руками великих мастеров картины и скульптуры, дорогая мебель, мраморные колонны, огромные камины и другие детали интерьера.

    Сегодня Путевой дворец считается не только объектом историко-культурного наследия, но и одним из старейших сооружений в Твери, что привлекает внимание археологов со всей России. Для самого города дворец стал своего рода визитной карточкой.

    В Российской империи было сооружено 14 путевых дворцов. Но только 9 из них сохранилось до наших дней. Все они охраняются как памятники истории и архитектуры.

    Часы работы Императорского путевого дворца в Твери в 2019 году

    Распахнувший свои двери после долгой реставрации, Императорский дворец доступен для экскурсий со среды по воскресенье.

    Часы работы: с 11:00 до 18:00. Касса закрывается на час раньше.

    Стоимость билета в путевой дворец Твери в 2019 году

    Цены при самостоятельном посещении:

    • Взрослый билет — 250 рублей;
    • Льготный билет (студентам и школьникам с 16 лет, пенсионерам) — 100 рублей;
    • Детям до 16 лет вход бесплатный.

    Цены в составе экскурсии: от 500 рублей для детей и от 1000 рублей для взрослых.

    История

    В XVII веке на этом месте стоял дом архиерея. К большому несчастью дом был уничтожен большим пожаром 1763 года, который охватил большую часть Твери. Здание планировали реконструировать, но, в конечном счете, было принято решение о его сносе. После чего началось строительство путевого дворца для членов императорской семьи и представителей аристократии.

    За свою долгую историю у дворца неоднократно менялись владельцы, и проводилось несколько масштабных реконструкций: в 1809—1811 гг., в 1864—1871 гг. и в 1944—1948 гг.

    В начале XIX века дворцовые покои облюбовали генерал-губернатор Тверской области — принц Георг Ольденбургский, и его супруга княгиня Екатерина Павловна. По воле новых владельцев дворец был перестроен архитектором К. И. Росси. В скором времени дворец стал одним из центров притяжения Тверской знати. Во дворец начали приезжать известные личности из Москвы и Петербурга. Среди них были император Александр, поэты Жуковский и Глинка, историк Николай Карамзин.

    В 1864 году проведена еще одна реконструкция, в этот раз А. И. Резановым. Дворец дополнили новыми элементами в «старом стиле». В первую очередь взялись за боковые павильоны, щедро украсив их богатой лепниной. Стоит отметить, что изменения были выполнены настолько элегантно, что человек, далекий от архитектурных нюансов, не заметил бы разницы между доработками и оригинальной постройкой.

    В конце XIX века часть здания была отдана под выставочный зал городского музея.

    В первой половине XX века для путевого дворца в Твери началась сложные времена. Во время революции здание заняли большевики, разместив в нём совет рабочих и крестьян. Всё бы ничего, но в 1935 году новые постояльцы полностью разрушили доминанту всего дворцового комплекса — Спасо-Преображенский собор.

    С началом Великой Отечественной войны зданию был нанесен значительный ущерб. Но уже в 1946 году начат ремонт внешних фасадов.

    Полноценная реставрация началась только в 2012 году.

    30 ноября 2017 года Императорский путевой дворец в Твери был полностью восстановлен и открыт для посетителей.

    Сегодня в отреставрированном здании размещается экспозиция Тверской картинной галереи . Коллекция включает в себя предметы европейской живописи XVII — XVIII веков, уникальные фрески XV — XVI веков, старинные иконы и множество других предметов искусства. Возраст самой старой из картин около 600 лет. Кроме того, здесь находятся музей архитектуры и литературы.

    Как попасть в путевой дворец в Твери

    Посетить экспозицию можно индивидуально или с экскурсиями в Императорский дворец в Твери, по расположенной внутри картинной галерее .

    Ближайшая к достопримечательности остановка общественного транспорта — «Стадион „Химик“», добраться можно на автобусах № 20, 21, 154, маршрутных такси № 9, 211.

    Доехать до Императорского путевого дворца можно вызвав такси при помощи одного из приложений — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

    Императорский путевой дворец: Google-панорама

    Императорский путевой дворец: видео