Шканцы на корабле. Обсуждение:Шканцы

Интерес к моделированию внутреннего устройства корабля формировался веками. Многие модели петровской эпохи показывали парусное судно в разрезе или со снятыми досками обшивки, исчерпывающе копийно демонстрируя его архитектуру и компоновку - вплоть до мельчайших подробностей. Изначально такие модели строились как проектные образцы, чтобы уточнить расположение киля, шпангоутов, бимсов, различных судовых механизмов и элементов резного декора. Так постепенно формировался "адмиралтейский" стиль в моделизме - стиль точного воспроизведения корабля-оригинала.

Но как и кому впервые пришло в голову дополнить разрезы бытовыми сценками из корабельной жизни, до сих пор остается загадкой. А ведь именно такой подход позволяет не просто воссоздать, а оживить сложную конструкцию, наглядно показав назначение отдельных механизмов, отсеков и палуб корабля. Поистине уникальной в этом плане является модельная работа из французского музея de Lorient - двухдечное торговое судно знаменитой Ост-Индской компании. Давайте же вместе пройдемся по его палубам - снизу вверх, от трюма к шканцам…

Трюм

При подготовке корабля к плаванию его предварительно снаряжали, заполняя трюм различными припасами и продовольствием. Но прежде - для придания кораблю остойчивости - на дно трюма грузили чугунный балласт в виде брусков, которые укладывали впритирку друг к другу, от одного борта к другому. Поверх чугунного балласта засыпался мелкий камень. А чтобы балласт не перекатывался из стороны в сторону во время качки, трюм делили переборками на отсеки.

Устройство трюма

Отсек в носовой оконечности судна носил название водного трюма - здесь находились все запасы пресной воды, рассчитанные на долгое морское путешествие. Разумеется, водный трюм всегда старались загрузить до отказа. Нижний ряд (лаг) бочек, самых крупных по величине, до половины зарывали в каменный балласт. После наполнения их водой сверху помещали лаг бочек меньшего размера, а затем плотно укладывали самые маленькие бочки верхнего лага. При укладке над бочками оставляли минимальное пространство (около 1 м), чтобы матросы хоть как-то могли работать в трюме. Промежутки между бочками среднего и верхнего лагов балластом не засыпались, а заполнялись дровами. В некоторых бочках водного трюма хранилась провизия - вино, масло, солонина.

Между фок- и грот-мачтой был устроен отсек для хранения канатов и запасных такелажных снастей. Около грот-мачты устанавливались помпы, которые выкачивали за борт воду со дна трюма. Вокруг них сооружали специальный ящик, так называемый вель, или льяло. Он шел от самого днища до нижнего дека, предохраняя помпы от засорения и повреждения. Сразу за грот-мачтой располагался грузовой трюм, заполненный тюками. Как видно на фотографии, небольшой проход для матросов оставался лишь у спускного люка.

С грузовым трюмом соседствовали капитанский и офицерский погреба, в которых хранили провизию и боеприпасы. Дно этих погребов засыпали песком, а в самих погребах на военном корабле устраивались специальные отделения для бомб и гранат. В носу и корме судна находились крюйт-камеры для хранения пороха и его насыпки в картузы. Над крюйт-камерами команда раскладывала артиллерийские принадлежности: рога, кокоры, пыжи и зажигательные трубки.

Кубрик

На расстоянии 1,9 м под верхней палубой корабелы сооружали сплошной помост, который занимал всю ширину судна - он назывался кубриком. На военных кораблях нижняя палуба несла самые тяжелые орудия, тогда как пушки среднего калибра размещались на верхней палубе, а легкие орудия устанавливались на баке и шканцах. Торговые суда не имели пушек крупного калибра, и кубрик использовался исключительно в хозяйственных целях. В нем держали весь сухой провиант - кули с мукой, солью, крупой. Там же хранилось хозяйство кока - котлы, тарелки, чарки, весы. Палуба кубрика драилась особенно тщательно, а в свободное от вахты время можно было и в шахматы поиграть…

Кубрик

Ближе к носовой части нижней палубы жили матросы и солдаты. На фото хорошо видны рундуки с личными вещами команды, сверху лежат свернутые гамаки, заменявшие койки. Рядом размещались каюты шкиперов, у которых всегда можно было разжиться парусиной, тентами и нитками для ремонта парусов. Здесь же хранили лини, свайки, молотки и другие судовые принадлежности.

Средняя часть кубрика предназначалась для больных и раненых. Нередко рядом с ними за тонкой загородкой находился живой груз - рабы или домашние животные.

Средняя часть кубрикак

Верхняя орудийная палуба

Наиболее насыщенной жизнью жила верхняя орудийная палуба, или опер-дек. Для самозащиты крупное торговое судно вооружалось 12-20 пушками малого и среднего калибра. Канониры практически никогда не покидали своих орудий, там же ели и спали, а рундуки с их личными вещами стояли прямо у пушечных лафетов. В носовой части палубы, под баком находился камбуз - корабельная кухня. Взглянем на фото: как быстро спорится работа у кока и его помощников. А как аппетитно выглядят два огромных индюка на вертеле - просто забываешь о том, что они сделаны искусной рукой из папье-маше!..

Камбуз

Впереди камбуза с одного борта обустраивали судовой лазарет, а с другого крепили фитиль. Рядом с фитилем обязательно - береженого бог бережет! - стояла бочка с водой.

За фок-мачтой на верхней палубе устанавливались ростры - подставка для шлюпок и запасного рангоута. По обеим их сторонам шли проходы (шкафуты).

Большой шпиль, служивший для выборки якорей, обычно располагался между гротом и бизань-мачтой. С другой стороны от грот-мачты размещали малый шпиль, который использовался для подъема тяжестей. На время плавания между малым и большим шпилями сооружались клетки для живности, которая скрашивала суровый морской рацион: кур, уток, гусей, поросят.

На верхней палубе находилась и корабельная канцелярия, неподалеку от которой складывалось абордажное оружие - мушкетоны, пистолеты, пики. Для хранения ружей было выделено специальное место перед бизань-мачтой.

Часть палубы за грот-мачтой, под шканцами, отводилась для размещения артиллерийских офицеров, штурманов, мичманов и гардемаринов (на фотографии они уже приготовились к обеденной трапезе).

Под шканцами

В кормовой части корабля располагалась кают-компания - ее занимали капитан-лейтенанты и лейтенанты. Здесь же ставили большой стол, за которым по зову судового колокола, рынды, собирался за трапезой весь старший офицерский состав - хорошая возможность обсудить корабельные дела. У кормовых окон, под лавкой, скрывался винный погреб, хозяйничать в котором разрешалось не каждому. По бортам шторами были выделены миниатюрные офицерские каюты с койками. С кают-компанией соседствовала каюта стюарда, где стоял буфет с посудой и столовыми приборами для сервировки офицерского стола.

Кают-компания

Шканцы

От грот-мачты начинались шканцы, или квартердек, простиравшиеся до самой кормы. На шканцах устанавливался судовой компас (нактоуз). Шканцы служили местом прогулок для знатных пассажиров, здесь же стояла скамейка, где, выкуривая трубочку-другую, отдыхал капитан. Это вовсе не означало, что квартердек не использовался в хозяйственных целях - вся его центральная часть была занята клетками с домашней птицей.

Основные части палубы и надстроек парусного судна (начиная с
носа), сформировавшиеся в парусном флоте:

гальюн – ? свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение, а по бортам? отхожие места для эки-
пажа (в настоящее время все туалеты на кораблях и судах, независимо от расположения, называются гальюнами);

бак -? надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня, служащая для защиты палубы от заливания на встречной
волне, для размещения служебных помещений (малярной, шкиперской
и др.). Такая частично утопленная в корпусе судна надстройка (обычно на половину высоты) называется полубаком;

шкафут ?- часть верхней палубы от фок-мачты (первой от носа), или от носовой надстройки до грот-мачты (второй от носа), или кормовой надстройки;

квартердек (шканцы) ?- кормовой верхний участок палубы, приподнятый уступом, где располагались все средства управления парусным судном;

ют ?- часть палубы между бизань-мачтой (третья кормовая мачта) и кормовым флагштоком.

XV?-XVI веках на судах устанавливали и четвертую кормовую мачту, которую англичане называли бонавентур ? мачтой, а итальянцы? пало .

Сильно наклоненная носовая мачта называется бушприт , угол его наклона к горизонту ныне около 20°, на старинных судах и галионах примерно 36°.

На мачтах размещались паруса, которые обеспечивали приведение судна в движение. Состояли паруса из нескольких сшитых полотнищ из специальной льняной ткани? парусины.

Есть два главных типа парусов?- прямые и косые . Прямые паруса несут на реях, косые -? на штагах (стаксели ) и на гафелях (трисели ).

Кромки парусов, называемые шкаторинами , для крепости обшивают специальным канатом, он назывался ликтросом . В связи с большим числом разных парусов, такелажа и снастей существуют специальные их названия, которые составляют своего рода морскую специфику и предмет особой гордости настоящих моряков.

Представление о парусах судов XVIII века дает рис. 9.8, на котором показан трехмачтовый корабль 1-го ранга с полным вооружением. Такие корабли несли следующие паруса.

Прямые паруса (названия указаны на рисунке цифрами по порядку снизу вверх):

на бушприте блинд (1) и бовен-блинд (2); на фок-мачте? фок (3), фор-марсель (4), фор-брамсель (5); на грот-мачте? грот (6), грот-марсель (7), грот-брамсель (8); на бизань-мачте?- крюйс-марсель (9), крюйс-брамсель (10). Косые паруса: на бушприте?фор- или фок-стаксель (11), фор-стень-стаксель (12), кливер (13); между фок- и грот-мачтами? грот-стаксель (только на судах с количеством пушек меньше 50), грот-стень-стаксель (14), мидель-стаксель (15), грот-брам-стаксель (16), грот-бом-брам-стаксель; между грот- и бизань-мачтами?бизань-стаксель или апсель (17), крюйс-стень-стаксель (18), крюйс-брам-стаксель (19); на бизань-мачте? бизань (20).

При благоприятной погоде для повышения скорости кроме основных прямых парусов ставились и дополнительные?- лисели :

на фок- и грот-мачтах? ундер- и марса-лисели. К концу века начали применять и брам-лисели.

Следует отметить, что парусное вооружение весьма разнообразно, зависит от типа судна и периода развития судостроения.

Размещение вооружения, балласта и провизии на парусных судах было строго регламентировано, что являлось результатом долгой проверки временем.

Загрузка парусного судна в XVIII веке осуществлялась следующим образом (рис. 9.9). В нижней части корпуса в так называемом водном трюме располагался чугунный балласт. Это были чугунные бруски весом 8 и 2,4 пуда*), которые укладывали, плотно прижимая друг к другу, от одного борта к другому. Причем в районе грот-мачты, в центре тяжести судна, размещалось наибольшее количество брусков. Для предотвращения перекатывания балласта из стороны в сторону во время качки трюм делили на продольные отсеки, которые назывались банками. После того как чугунный балласт засыпался мелким камнем, на него ставили пустые бочки для воды. При этом самые крупные бочки в нижнем ряду плотно приставляли друг к другу и до половины зарывали в каменный балласт. После укладки нижнего слоя (лага, отсюда морской термин “встать лагом”, т. е. бортом) бочки, начиная со средней, расположенной в диаметральной плоскости судна, наполняли водой из шланга. Средний лаг бочек меньшего размера помещали на нижний слой.

Для работы матросов в трюме над бочками оставляли пространство около одного метра. Пустоты между бочками заполняли дровами. В некоторых бочках хранилась провизия (вино, масло, солонина).

Скапливающуюся на дне трюма воду выкачивали за борт с помощью помп, установленных возле грот-мачты. Для предохранения помп от засорения и повреждения от самого днища до нижнего дека вокруг грот-мачты сооружался специальный ящик, который назывался льяло или вель.

Для размещения всего сухого провианта (кулей с мукой, солью, крупою) и хозяйства кока (котлов, тарелок, чарок, весов) под нижней палубой на всю ширину корабля на расстоянии 1,9 м делали помост
(кубрик).

Пространство под кубриком (трюм) делилось поперечными переборками на ряд крупных отсеков: в центральной части судна? водяной трюм, носовая (большая) и кормовая (малая) крюйт-камеры.
Крюйт-камеры предназначались для хранения пороха в бочках, которые плотно укладывались на стеллажах. Порох насыпался в картузы*) на специально отведенных местах.

В капитанском и офицерском погребах, которые размещались перед кормовой крюйт-камерой, хранили провизию. Дно этих погребов засыпали песком. В них также были специальные отделения для бомб
и гранат. Артиллерийские принадлежности и припасы (рога, кокоры, кожи и зажигательные трубки) раскладывались над крюйт-камерами. Около выхода из крюйт-камеры размещались каюты шкиперов. Здесь же хранились парусина, тенты, парусные нитки, лини, свайки, молотки и другие судовые принадлежности.

Галереи вдоль бортов кубрика использовались плотниками и конопатчиками для заделки пробоин во время сражений.

Для больных и раненых предназначалась средняя часть кубрика, как место с наименьшим воздействием качки.

Матросы, канониры и солдаты жили на нижней палубе, ближе к носовой части судна. Тут же находились якорные клюзы. В месте втягивания якорных канатов располагался клюзбак для хранения якорной цепи или каната. Клюзбак назначался для предотвращения растекания воды по судну при выборе якоря, он хорошо проконопачивался и просмаливался, имел шпигаты для стока воды.

Артиллерийские офицеры и штурманы жили в каюте за грот-мачтой. Рядом располагалась корабельная канцелярия. Неподалеку хранилось абордажное оружие (мушкеты, пистолеты, пики и т. д.). Перед бизань-мачтой отводилось специальное место для ружей.

Для выборки якорей использовался большой шпиль, который находился между грот- и бизань-мачтой. Он имел два барабана: один?на первой, а другой на второй батарейной палубе. Для подъема тяже-
стей применялся малый шпиль, который размещался на верхней палубе между фок- и грот-мачтами.

Капитан-лейтенанты и лейтенанты занимали кают-компанию, которая размещалась в кормовой части корабля на верхней палубе (опердеке). Мичманы и гардемарины жили под шканцами.

На шканцах (квартердеке) размещался судовой компас в нактоузе. На верхней палубе между фок- и грот-мачтой находились ростры?подставки для шлюпок и запасного рангоута. Капитанская каюта рас-
полагалась в корме корабля.

Судовой священник жил в каюте по правому борту.

Камбуз (кухня на корабле) находился в носовой части под баком.

Впереди него с одного борта размещался судовой лазарет, а с другого крепился фитиль и устанавливалась бочка с водой.

На верхней палубе между малым и большим шпилями во время плавания размещались загородки и клетки для кур, уток, гусей, свиней и телят.

На кораблях работорговцев (в средней части) при приеме на борт “живого товара” на палубу опускались верхние реи и брам-стенги, которые закреплялись на высоте 2,5-?3,0 м. Таким же образом по бортам корабля на уровне поручня укреплялись бревна. На получившуюся раму набивали доски. Так вся верхняя палуба оказывалась под решеткой с отверстиями около 30 см. Сверху для защиты от солнца сооружение покрывалось бамбуковыми матами. Поступающие на корабль рабы не могли выпрыгнуть за борт: часть палубы, где они находились, отгораживалась стеной из толстых деревянных досок? “баррикадой”.

Вокруг всего корабля по бортам внутри натягивались сетки, в которых хранились в свернутом состоянии катки -? личные вещи команды. Во время боя они защищали личный состав от картечи и пуль врага.

Особого внимания заслуживает размещение артиллерии на парусных кораблях военно-морских флотов. На нижней палубе?- гондеке располагались самые тяжелые орудия, пушки среднего калибра?- на верхней палубе, а самые мелкие -? на шканцах и баке. Такое расположение диктовалось стремлением лучше обеспечить остойчивость судна.

Пушки устанавливались на лафеты (рис. 9.10) и вместе с ними крепились толстыми (5?-8 дюймов) просмоленными канатами (брюками) в 2,5 длины пушки, соединенными с бортовыми рымами (кольцами). Под
орудийными лафетами находились ломы и ганшпуги (деревянные рычаги для изменения прицела пушек при стрельбе), а под пушками? банники (в виде ерша? для чистки канала ствола), прибойники (для досылки заряда до места) и пыжевики (похожие на штопор приспособления для удаления остатков пыжа). Рядом с пушкой в кольцах из толстого каната (кранцах), не позволявших ядрам раскатываться по палубе, находилась часть ядер. Для защиты палубы от повреждений, под ядра “подстилали” деревянные подушки с выемками. Остальная часть ядер размещалась посередине палубы и вокруг люков трюмов. Хранили ядра в ящиках, расположенных в трюме около грот-мачты.

Особое внимание уделялось креплению орудий по-походному (рис. 9.11). Это не удивительно, ибо масса пушек достигала 500 кг. Легко представить, что могла наделать такая масса, движущаяся по палубе при качке судна. Следует отметить, что и прочные связи орудийных палуб делались больших размеров (рис. 9.12).

Среди конструктивных особенностей парусных судов (их появление относится к XIX в.) специалисты отмечают замену рычажных систем рулевого управления с кольдерштоком на более современные со штурвальным колесом (штурвалом) . Именно с тех пор штурвал стал одним из символов морской профессии.

Конструкции рулевого привода с кольдерштоком и штурвалом с тросовой проводкой (которая называется штуртросовой) приведены на рис. 9.13. Штуртросовая проводка позволила существенно увеличить угол отклонения пера руля (до 15° против прежних 5°), что улучшило маневренность парусных кораблей.

Надо сказать, что не только внутренним конструкциям уделялось внимание при строительстве парусного корабля. В рассматриваемый период у кораблестроителей внешний вид считался не менее важным. Каждое судно было сооружением индивидуального производства, и
судостроители старались придать ему черты произведения корабельного искусства.

Резные скульптурные изображения религиозного и мифологического содержания, орнаменты и позолота? все шло на убранство корабля. Особенно много украшений было на носу и в корме. Представление о декоре такого рода дает рис. 9.14.

В последующий период развития парусного флота (конец XVIII ?первая половина XIX в.) художественное оформление кораблей становится более скромным; скульптуры, барельефы с кормы практически исчезают, остаются лишь носовые резные фигуры. С приходом металла и пара судостроители полностью отказываются от такого рода украшения корпуса.

(Уровень IV, Важность «высокая» )

Эта статья тематически связана с Проектом:Адмиралтейство , целью которого является создание качественных и информативных статей на темы, связанные с Адмиралтейством . Если вы хотите помочь проекту, то можете , к которой относится это обсуждение, или посетить страницу проекта , где сможете, помимо прочего, присоединиться к проекту и принять участие в его обсуждении .

Шканцы. Дочего ж извратили статью. Я её начинал (просто не записался тогда), нашёл, что шканцы святое место для построения команды и перед квартердеком на главной палубе. Не спорю, что на каждом корабле место-шканцы могли определяться приказом в зависимости от устройства судна. Но написать что шканцы (святое место, а не часть судна) и квартердек одно и тоже или иногда одно и тоже - одно есть палуба как часть судна, а второе есть место построения или сбора экипажа. Куда катитесь??? Но главное, первоначальный источник указанные мною (взято из книги писателя-моряка парусного флота, а не от Брокгауза и Ефрона) вообще исчез. А там писалось абсолютно верное определение.

ПОЗОР ВИКИПЕДИИ!!! Грищук ЮН 13:42, 6 июля 2013 (UTC)

  • А есть какая-то версия, которую вы считаете правильной (см. вкладку "История") ? И что это за книжка, и что в ней написано? Macuser 08:25, 31 мая 2016 (UTC)

Неточности

СТАТЬЯ ТРЕБУЕТ УДАЛЕНИЯ, А ТЕМА ТРЕБУЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ТАК КАК В ЭНЦИКЛОПЕДИЯХ И ПРОЧИХ ИСТОЧНИКАХ ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ. В ДАННОМ ВИДЕ СТАТЬЯ АБСОЛЮТНО ЗАПУТАНА И НЕВЕРНА. ШКАНЦЫ - ЭТО НЕ КВАРТЕРДЕК, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ НЕ ВСЕГДА ИМ БЫЛИ.

Шканцы фрегата XVIII века. На этом паруснике шканцы - это вторая палуба с кормы, а первая палуба с кормы (выше всех) - это не квартердек. Команда собиралась на священном месте для молитвы, для выслушивания указаний или высказываний капитана. Капитан же говорил с самой верхней палубы, как с трибуны, то есть на палубу выше шканцев. И самая верхняя палуба мала для сбора экипажа. Квартердек - это палуба аппартаментов, вторая с кормы (согласно английской Википедии это так, но тогда зачем её связали с этой статьёй). Но тогда шканцы и квартердек только здесь одно и то же, а других типах парусников квартердек отсутствует и шканцы на другой палубе. Но, если на данном паруснике всё-таки квартердек и шкафут одно и то же, то тогда это не самая верхняя палуба и не место капитана - тогда это вторая палуба с кормы. Где, спрашивается логика в определении в данной статье? Абсолютно не полное определение и скорее всего не верное. В современном морском словаре, изданом в Ленинграде, полно ошибок, которые переносят в Википедию. Первоначально шкафутом было название палубы и места, а потом просто места, которое могло быть частью какой-то палубы. Надо хорошо порыться и найти первоисточники, а они есть у русских писателей-мореплавателей. А сегодняшние запутались где и что, так как на каждом корабле по своему. Поэтому и в Морской энциклопедии не всё верно.

Шканцы (нидерл. schans ) или квартердек (англ. quarterdeck ) (quarter - это аппартаменты, жильё, квартиры по-русски. то есть quarterdeck - это палуба на которой расположены аппартаменты, то есть вторая с кормы. В Английской Википедии так и получается, палуба позади главной мачты. И если шканцы самая верхняя палуба, то тогда это не квартердек!!!) - помост либо (Не всегда перед строем - это зачастую сегодня. А вначале, на парусниках, над строем, то есть капитан или священник стоял на палубу выше и обращался к экипажу) . Размещение шканцев на корабле каждого типа определялось приказом по Морскому ведомству . Дерзость начальнику на шканцах усугубляла наказание, так как шканцы на военном корабле считаются как бы священным местом.

Согласно Датской Википедии: "на шканцах проводились, в частности, церковные службы, парады и суждения службы." То есть это не самая кормовая верхняя палуба, где находился штурвал и вахтенная служба и где места всем не хватит, как правило.

Шканцы

Шканцы

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Шканцы

самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.

EdwART. Морской словарь , 2010


Синонимы :

Смотреть что такое "Шканцы" в других словарях:

    - (голл. Schans). Самое почетное место на корабле между средней и задней мачтами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШКАНЦЫ голл. schans. Почетное место на корабле, между грот и бизань мачтами.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (нидерл. schans) или квартердек (англ. quarterdeck) помост либо палуба в кормовой части парусного корабля, на один уровень выше шкафута, где обычно находился капитан, а в его отсутствие вахтенные или караульные офицеры и где … Википедия

    Муж., мн., мор. часть верхней палубы, от кормы или от юта, до фокмачты; это самое почетное место с правами присутственного; правые шканцы служат местом для правящего вахтой и для командира. Шканечный, к ним относящийся Толковый словарь Даля. В.И … Толковый словарь Даля

    ШКАНЦЫ, шканцев, ед. нет (голланд. schans) (мор.). На военных судах место в средней части палубы, где совершаются все официальные церемонии (парады, встречи и т.п.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ШКАНЦЫ, ев (спец.). Средняя часть верхней палубы корабля. Выстроить команду на шканцах (для смотра, парада). | прил. шканечный, ая, ое. Ш. журнал (судовой журнал). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 палуба (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ев; мн. [голл. schans] Мор. Средняя часть верхней палубы военного корабля, где совершаются все официальные церемонии (смотры, парады, встречи и т.п.). Собрать команду на шканцах. Левые, правые шканцы (левая, правая сторона этой части палубы). ◁… … Энциклопедический словарь

    шканцы - ев; мн. (голл. schans); мор. см. тж. шканечный Средняя часть верхней палубы военного корабля, где совершаются все официальные церемонии (смотры, парады, встречи и т.п.) Собрать команду на шканцах. Левые, правые шканцы (левая, правая сторона этой… … Словарь многих выражений

    Мн., морск., впервые в Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 329. Из голл. schans – то же, нов. в. н. Schanze – то же от ср. в. н. schanze вязанка хворосту; см. Мёлен 174 и сл.; Маценауэр 174 и сл. Ср. шханечный … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Наиболее почетное место на палубе военного судна. На парусных судах это пространство между грот и бизань мачтой. На новейших военных судах, имеющих иногда четыре, иногда две и одну мачту, место Ш. определяется приказом командира. На Ш.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Остров сокровищ , Стивенсон Роберт Льюис. Затерянный в океане остров, таинственные сокровища, кровожадные пираты. Крутой бейдевинд, левый галс, бизань-мачта, шканцы и шпигаты. Приключенческая литература всегда привлекала художника…