Крепость в самом сердце Милана: замок Сфорца. Замок Сфорца в Милане: история, описание, интересные факты, как добраться Кастелло сфорцеско

Имя архитектора, создавшего этот грандиозный комплекс, неизвестно. Но начало строительства, по всей вероятности, относится к 1368 г., когда Галеаццо II Висконти приказал воздвигнуть здесь замок рядом с городскими стенами, недалеко от ворот Джовия. Первоначально замок представлял собой четырехугольное строение с большим двором и внутренними постройками.

В течение всего своего существования этот замок пережил много горя и радостей: здесь находился в заключении в 1385 г. Бернабо Висконти, здесь появился па свет в 1392 г. родоначальник известной миланской династии Филиппо Мария. Вскоре в замке поселились Висконти. Последний из них, Филиппо Мария, вызвал в Милан великого архитектора Брунеллески для украшения своего жилища.

Во время беспорядков, последовавших после смерти Филиппо Мария, власти новорожденной Амброзийской Республики приказали разрушить крепость, но, к счастью, приказ был выполнен только частично. Новый Синьор города, Франческо Сфорца не принял во внимание все соглашения, подписанные с миланцами в 1450 г. насчет разрушения замка Висконти: наоборот, оп поручил архитектору Джовании да Милано восстановить то, что было разрушено раньше. Этого архитектора сменил Филарет, по проекту которого была построена средняя башня; за ним последовал Гадио да Кремона, при котором работы быстро продвинулись вперед, и, наконец, в год смерти Франческо Сфорца (1466 г.), замок был почти готов.

Одновременно со строительными работами велось и украшение интерьера замка. Постепенно он становился одним из самых роскошных замков всей северной Италии. Своего наивысшего великолепия он достиг при Людовико иль Моро, который вызвал для архитектурных работ Браманте и Леонардо. Вскоре в замке состоялись две пышные свадьбы: первая между Джаном Галеаццо и Изабеллой д’Арагона в декабре 1488 г.,

Вторая - между Людовико и Беатриче д’Эсте в январе 1491 г..

Красота и великолепие этого замка не помогли ему противостоять нашествию французов в 1499 г.: без всякого сопротивления замок сдался в руки врага. Затем в 1513 г. он был отвоеван Массимильяно Сфорца, но ненадолго: будучи остановлен французским войском Франциско I, Массимильяно Сфорца был вынужден отступить и оставить замок. В 1525 г. замок был снова осажден по причине нахождения там герцога Франческо II Сфорца. Мощные фортификационные работы, начатые в 1565 г. по проекту Винченцо Серени, укрепили замок.

К концу века крепость была окружена шестью валами, расположенными в форме звезды. В дальнейшем был вырыт оборонительный ров и построены шесть отдельных равелинов. Таким образом, вся крепость приобрела форму огромной двенадцатиконечной звезды. Хотя в дальнейшем здесь и не произошло никаких великих исторических событий, тем не менее, история самого замка достаточно богата происшествиями. Завоеванный в 1733 г. Карло Эмануеле III ди Савойя, замок попал затем в руки испанцев; в 1796 г. его хозяевами стали французы, потом австрийцы, которые покинули замок 17 июня 1800 г.. Наполеон приказал немедленно разрушить крепость: была снесена цитадель, и таким образом замок принял свой первоначальный вид.

Спустя 14 лет, замок снова стал австрийской казармой, и отсюда во время известного восстания 1848 г. Радецки приказал обстрелять город из пушек. Один из австрийских маршалов дал приказ разрушить четыре угловые башни;

К 1880 г. крепость дошла до такого состояния, что стали серьезно подумывать о полном ее сносе. К счастью, Историческое Общество Ломбардии запретило трогать знаменитый старинный замок без особого на то разрешения.

После утверждения проекта полного восстановления замка (автор Лука Белтрами) в 1893 г. начались строительные работы. К сожалению, как и большая часть миланских памятников, замок пострадал от августовских бомбардировок 1943 г.. Сильные разрушения были отремонтированы во время восстановительных работ в последующие годы.

Кастелло Сфорцеско можно назвать сердцем Милана не только из-за топографического расположения замка, но и за значение, которое он приобрел у жителей города. Все строение величественно и торжественно. Фасад, в центре которого возвышается башня Филарета, закапчивается по бокам двумя цилиндрическими зубчатыми башнями с рустованным фортом, украшенными щитами с гербом Висконти и Сфорца. Те же самые мотивы повторены по боковым сторонам и на заднем фасаде. Так же здесь ряд больших готических окон с кирпичными карнизами украшает кирпичную кладку стен. Из обожженного кирпича сделаны и боковые башни, называемые Фалконьера и Кастеллана или дель Тезоро, в форме квадрата с проемами окон. Справа находится мостик Людовико иль Моро, перекинутый через широкий ров и заканчивающийся в лоджии с архитравами. В эту лоджию, сделанную Браманте, выходят комнаты Людовико иль Моро. По подъемным мостам, перекинутым через рвы можно пройти во внутренний двор. Посещение этого замка оставляет после себя неизгладимое впечатление, и не только потому, что там находятся прекрасные произведения искусства.

Башни Филарета - Когда в 1452 г. миланским двором Сфорца был вызван флорентийский архитектор Антонио Пьетро Аверулино, называемый также Филаретом, замок уже был сильно поврежден и его готовились разрушить. Филарет, решивший взять на себя труднейшую задачу по реставрации замка, предложил построить башню в середине фасада.

Башня была построена, однако, после окончания строительных работ 23 июня 1521 г. взорвался порох, хранившийся под башней и полностью разрушил ее. В конце прошлого века архитектор Лука Белтрами представил проект полного восстановления башнии, и вскоре начались строительные работы. Причем предполагалось сохранить первоначальную форму башни, построенную Филаретом. Таким образом, башня была воздвигнута второй раз 24 сентября 1904 г.. Эта четырехугольная башня имеет высоту 70 метров и разные входящие уровни. Барельеф над воротами (скульптор Секки) изображает короля Умберто I и сделан в память о его убийстве. Прямо под первым зубчатым орнаментом стоит статуя Савт’ Амброджио между двумя большими гербами, выше находятся башенные часы. По сторонам башни тянутся мощные кирпичные стены, украшенные окнами, разделенными между собой колонками. Эта стена является образцом архитектурного стиля эпохи Реставрации. Этот стиль характерен тем, что имитирует античные строения. Башня органично вписывается в весь архитектурный ансамбль, состоящий из стен и двух цилиндрических боковых башен, и властвует над всей окружающей ее зоной.

Подъемный мост и площадь Пьяцца д’Арми - Перейдя через подъемный мост и пройдя под воротами башни Филарета, попадаешь в большой двор, называемый Пьяцца д’Арми. Сегодня он кажется мирным и хорошо ухоженным садом, но в свое время здесь проходили учения солдат войска Сфорца. В современных зданиях, встроенных в стены, размещаются Музеи Чивичи, Библиотека д’Арте и собрание делле Стампе «Бертарелли». Сегодня можно еще видеть некоторые элементы, оставшееся от древних строений: часть двора в стиле Возрождения, следы декорации, куски фресок и т.д..

Напротив башни Филарета в 1729 г. один из Висконти приказал поставить памятник в честь Сан Джованни Непомучено, покровителя мостов. Памятник был создан скульптором Джованни Дуньяни. За оборонительным рвом возвышается башня Бона ди Савойя, которую велела построить вдова Галеаццо Сфорца в 1477 г., страшась коварных козней Людовико иль Моро.

Музей Кастелло - Музей Кастелло - это гордость не только самого замка, но и всего города. Собрание художественных произведений замка было систематизировано и выставлено в залах в 50-е годы архитекторами Роджерс Натаном, Барбиано ди Белджойозо и Перессутти.

Среди многочисленных шедевров, находящихся в музее, самым известным является последнее произведение Микельанджело, над которым он работал до самой смерти. Это скульптура Пиета Ронданини. Она явно не закончена, как видно из части руки, висящей в пустоте. Эта скульптура была задумана мастером иначе, чем остальные Пиета. Различие наблюдается в позиции Христа и даже в чертах его лица. Пиета стоит на надгробной стелле позднеримской эпохи. Скульптура была приобретена в 1952 г. Муниципалитетом города из частной коллекции маркизов Ронданини. Средневековые элементы и формы используются великим скульптором для выражения идеи духа и сильно отличают эту скульптуру от других произведений искусства эпохи Возрождения. Две изможденные фигуры слились почти в одну в последнем отчаянном объятии.

Среди других экспонатов следует отметить надгробный памятник Бернабо Висконти, выполненный в 1357 г. скульптором Бонино да Кампионе. Эта скульптура выделяется своей особой пластичностью, которую придал луганский мастер фигурам копя и всадника. Как конь, так и всадник пугают заключающейся в них мощью и силой. Этот монумент находился раньше в крипте церкви Сан Джованни- ин -Конка.

В одном из следующим залов хранятся три важнейшие фрески ломбардской школы. Самая красивая из них рассказывает историю Гризельды, одной из героинь новелл Боккаччьо. Фрески, привезенные из Кастелло ди Роккабианка (между Пармой и Фиденцой) были написаны между 1446 и 1460 гг. неизвестным художником из школы Никколо да Варалло. Роспись, написанная в основном в различных оттенках зеленого цвета, быта сделана для кондотьера Висконти Пьер Мария Росси, друга Лоренцо Великолепного и Синьора города Пармы, в честь любимой женщины прекрасной Бьянки Пеллегрино д’Арлуно. Фрески, состоящие из 24 сцен, написаны в стиле интернациональной готики: реальность здесь рассматривается с внимательным любопытством, каждая деталь в ней спроектирована в ирреальный мир.

Корте Дукале и Корте делла Роккетта - Через дверь с большим гербом рода Сфорца можно войти в Герцогский двор, где находятся здания музеев Кастелло. Пересекая вестибюль, расположенный перед входом во двор, можно полюбоваться скульптурами и деталью фрески конца XV века неизвестного ломбардского мастера. Она изображает Распятие среди святых и Амброзио да Лонгиньяно: последний был управляющим сначала у Галеаццо Мария Сфорца а затем у Бона ди Савойя. Вся фреска хранится в запасниках музея.

Двор Корте Дукале окружен с трех сторон зданиями с двумя рядами стрельчатых окон, обрамленными карнизами из обожженного кирпича. Двор устроен в стиле итальянских садов с архитектурными добавлениями, размещенными среди дерна.

В моменты особой опасности Сфорца обычно укрывались в Роккетта, так как это место считалось самым надежным. Также в Кортиле делла Роккетта находятся дворцы с двумя рядами стрельчатых окон, но строения кажутся более легкими благодаря арочным пролетам, открывающимся внизу.

Авторами арочной галереи были три архитектора:
флорентиец Бенедетто Ферини, построивший центральную часть,
Филарете - автор аркады фасада
и Бернардино да Корте, исполнивший левую аркаду, которая однако была завершена Браманте.

Материал взят отсюда:

Иллюстрации собраны в сети.

Башни Замка Сфорца (Castello Sforzesco), лаконично соединенные крепостными стенами в одну величественную структуру, неизбежно попадутся на глаза посетителям Милана.

Семь столетий замок Сфорца провел под лазурным итальянским небом. За это время он повидал взлет и падение правящих династий, революции и народные восстания, ощутил на себе прикосновение рук талантливых архитекторов, скульпторов и художников. Строгий и притягательный, архитектурный ансамбль по своим очертаниям весьма схож со зданием Кремля, выстроенного в Москве. Подобное обстоятельство объясняется итальянскими корнями строительного проекта русской крепости.

История этого замечательного архитектурного памятника уходит корнями в Средневековье. В 14 столетии семья высокопоставленных аристократов Висконти решила обзавестись фамильным гнездом неподалеку от Милана. Место, избранное для строительства резиденции на тот момент находилось в пригороде. Поэтому потребовалось сооружение значительных оборонительных сооружений и крепких стен. Однако главная опасность для замка и его обитателей появилась с совершенно неожиданной стороны. В середине 14 века род Висконти потерял свое влияние, и в Милане была провозглашена Амброзианская республика. Ее сподвижники нанесли большие повреждения замку, являвшемуся олицетворением свергнутой власти.


Новая республика продержалась совсем недолго, с 1447 по 1450 гг. Правители из народа не сумели справиться с натиском других городов. За поддержкой им пришлось обратиться к военачальнику Франческо Сфорца. В свое время его женой стала дочь последнего правителя из рода Висконти, Бьянка. Заручившись поддержкой своей жены-аристократки и солидной военной силой, Франческо Сфорца сумел навести порядок в городе и объявить себя новым герцогом города Милана.

В 15 веке благодаря усилиям Сфорца полуразрушенный замок Висконти получил новую жизнь. Герцог преследовал две цели: во-первых, возродить символ правящей династии, а во-вторых, укрепить подступы к городу. Опираясь на фундамент крепостных стен, были отстроены высокие крепкие заграждения. Геометрически правильный каменный квадрат со стороной в 200 м окружил замок надежной защитой. Однако новый владелец позаботился не только о функциональной части, но и об эстетике. Знаменитый в те годы зодчий А.Аверумину, также известный как Филарета, был специально приглашен для отделки наружных фасадов.

Со временем в углах крепостных стен появились башни с округлыми стенами. Они отлично сохранились до сегодняшних дней и придают Замку Сфорца великолепный вид, особенно если наблюдать его, находясь на улице (Via Dante).

Франческо и Бьянка Сфорца провели всю свою жизнь в центре Милана, используя в качестве резиденции дворец на Соборной площади. Их сын Галеаццо задумал вернуть крепости, стоящей за городом, былую славу фамильного замка. Для этих целей были вновь развернуты строительные работы, призванные расширить здание замка и произвести отделку внутренних помещений. Архитектор Бенедетто Феррини (Benedetto Ferrini) распланировал внутренний периметр крепости таким образом, чтобы создать два уютных внутренних двора – Герцогский двор и дворик Роччета. Помимо этого, замок обзавелся вместительными конюшнями, рассчитанными на 90 скакунов.

Внутреннее преображение жилых помещений также было предпринято Галеаццо Сфорца (Galeazzo Maria Sforza). Он не скупился на роскошную мебель, предметы искусства и сказочную отделку. Специально для проведения приемов и занятия спортом, во дворце появился Бальный зал. Большая часть внутренних красот сохранилась до сегодняшних дней и доступна для глаз посетителей Castello Sforzesco.

После гибели Галеаццо, его пост и регалии перешли в руки родного брата Людовико Моро. Этот достойный представитель знатного рода сумел заполучить самого в качестве художника для своего замка. Знаменитый итальянец занимался отделкой зала della Aste, украсив его великолепными фресками. Несколько фрагментов работ да Винчи удалось сохранить в хорошем состоянии. Кстати, талантливый мастер был очень привязан к Милану, недаром именно в этом городе был открыт Музей Науки и Техники, посвященный Леонардо. Музей находится на территории монастыря Сан-Виторе, и основная часть его экспозиции – это изобретения, чертежи, эскизы и художественные и технические наработки да Винчи.

Превращение в военный плацдарм

В конце 15 века начались неспокойные времена, ознаменовавшиеся борьбой Италии, Испании, Франции и Священной Римской империи за передел мира. В этот период Милан и его окрестности часто сменяли правителя, что не совсем благоприятного сказалось на состоянии замка Сфорца. Французский монарх Людовик XII обосновался на посту герцога Миланского на достаточно продолжительное время. Среди прочих нововведений – реорганизация замка Сфорца из оплота светской жизни в военное укрепление. Роскошь внутренних залов быстро померкла под натиском грубой солдатской действительности. А в 1521 году одна из замковых башен была уничтожена мощнейшим взрывом пороха, хранившегося в ее стенах.

На смену французскому господству в Италию пришла испанская власть. Ее представители решили придерживаться политики прежних владельцев относительно Castello Sforzesco. Именно по этой причине крепостные стены были взяты в дополнительное кольцо из заградительных валов и фортификационных укреплений. Новый защитный рубеж был исполнен по последнему слову военного строительства в виде 12-конечной звезды.

Отныне в стенах замка расквартировалось около двух тысяч солдат. Также были организованы госпиталь, столовые и две церквушки для нужд военных. Стоит ли говорить, что залы, украшенный фресками самого Леонардо да Винчи и других художников были использованы в качестве складских помещений.

На заре 18 века власть испанцев сменилась главенством Австрии. А для замка Сфорца мало что изменилось, он так и остался большой казармой, укрепленной стенами мощного бастиона. Только в 1796 году императору Франции Наполеону удалось обратить австрийцев в бегство и полностью занять Милан. Бонапарт рассчитывал увеличить вместимость казарм до 4 тысяч, однако местное население было категорически против этого. Несколько веков замок Сфорца являлся средоточием мощи иностранных захватчиков, жители Милана требовали полного разрушения постройки.

Однако французскому императору вскоре стало недосуг решать подобные проблемы. В 1799 году объединенные войска России, Англии и Австрии, под предводительством Суворова подошли к стенам миланской крепости. Талантливый военачальник Александр Васильевич Суворов смог выбить Наполеона из-за надежных стен. Впоследствии русские войска уйдут через Альпы, а город останется на милость императора Австрии. Впрочем, также ненадолго. Наполеон Бонапарт сумеет взять реванш в предместье города Маренго. На отвоеванной территории будет провозглашена Цизальпинская республика со столицей в Милане.

Роль Наполеона Бонапарта

Наполеон оказал двоякое влияние на поместье Сфорца. С одной стороны, замок по-прежнему нещадно эксплуатировался в качестве военной казармы. Фрески и прочие элементы внутреннего декора были погребены под слоем штукатурки и белил. Зато, император пошел навстречу итальянцам, сняв фортификационные сооружения, опоясывавшие замок со времен испанского засилья.

Для того, чтобы устранить разруху вокруг Castello Sforzesco, оставшуюся после разрушения оборонительных стен и валов, были привлечены два итальянских архитектора. Джованни Антолини и Луиджи Каноника предлагали обширный проект, включающий в себя создание большого парка с аллеями, а также возведение нескольких зданий, имеющих культурную ценность. Однако из всего вышеупомянутого удалось только распланировать территорию под сквер.

Окончательный крах Наполеона и его империи в 1815 году развязал руки австрийцам, чем они тут же воспользовались. Вновь была захвачена Ломбардия и Венеция, а многострадальный миланский замок снова попал в распоряжение . В последующие 50 лет итальянцы пытались противостоять захватчикам. И однажды им это даже удалось — в течение 5 дней в марте 1848 года жители Милана владели своим городам.

Наиболее драматические события в истории замка Сфорца развернулись в 1859 году после того, как австрийские войска были вынуждены оставить итальянские земли. Разгоряченное население Милана не пощадило военные укрепления австрияков, безжалостно прокатившись по внутреннему периметру крепости с огнем и мечом. Замок был разграблен и понес ощутимый ущерб.

Объединение итальянских земель

Процесс воссоединения Италии (Risorgimento) начался в 1861 году. Именно тогда дошел черед до знаменитой крепости. Солидный возраст сооружения, а также его значимость в судьбе города, позволили новым правителям Милана присвоить замку Сфорца статус памятника архитектуры и городского символа. Именно поэтому реконструкция замка и восстановление его былой красоты получили достаточно большой приоритет.

Куратором работ по оживлению Castello Sforzesco был назначен Лука Белтрами. Этот архитектор подошел к реконструкции замка со всей ответственностью. Прежде чем составлять план предполагаемых работ, была изучена масса исторической литературы и документов, касающихся архитектуры и дизайна крепости. Приземистые башни, расположенные в углах крепостных стен были взяты в работу первыми.

Работы начались с восстановления частично поврежденных стен и перекрытий, также вернулась на место аутентичная отделка строений. Кроме того, башни получили новую функциональную нагрузку – они превратились в водохранилища. Ремонт замка продолжался вплоть до 1905 года, хотя частично он был доступен для посещений с начала 20 века. С тех пор и по нынешнее время замок Сфорца стал собственностью города Милана и его жителей.

Вторая мировая война и реставрация

Последние разрушения обрушились на Сфорца в 1943 году в ходе боевых действий Второй мировой войны. Удары авиабомб повредили крепостные стены, а также внутренний дворик Рочетта. По окончании войны реставрация замка продлилась до 1956 года. За эти годы была проведена скрупулезная работа по восстановлению разрушенных зданий, обновлению фресок и элементов внутреннего декора.

Наши дни

Гости Милана, жаждущие увидеть знаменитый замок Сфорца в нынешнее время, обнаружат его в историческом сердце города. Земли, в далеком прошлом находящиеся у входа в город, ныне окружены кольцом более новых районов. Пространство внутри замковых стен было вымощено особым покрытием с нанесением геометрического рисунка. Piazza delle Armi раскинулась вокруг замка. На протяжении нескольких веков она служила в качестве плаца для солдат различных армий.

Попасть во внутренний двор крепости можно через главные ворота, находящиеся в башне Филарета. Сама башня – это величественная многоуровневая постройка, имеющая четырехгранную структуру, ее высота достигает 70 метров. Главная башня замка украшена барельефом итальянского монарха Умберто I. Вершину первого яруса украшают геральдические фрески и изображение святого Амвросия, покровителя Милана.

Второй ярус Филареты увенчан декоративными зубцами, выполненными в форме ласточкиного хвоста. Такая форма свидетельствует о том, что владельцы замка были в оппозиции к взглядам Папы Римского. На этом ярусе можно увидеть старинные часы под названием «Солнце правосудия», они остались в качестве памяти о семье Висконти, заложившей первые камни в основу замка.

В нынешние дни замковые стены дали крышу библиотеке и нескольким музеям, связанным с историей Милана и непосредственно Castello Sforzesco. Большую популярность у туристов получила шикарная картинная галерея, музей, наполненный экспонатами средневекового искусства, Археологический музей и музей Воссоединения. В частности, в стенах Сфорца находится последняя незавершенная скульптура известного мастера Микеланджело – Пьета Ронданини. Также во внутреннем дворе неподалеку от Филареты находится монумент, посвященный Яну Непомуцкому, чешскому святому.

Достопримечательности рядом с замком Сфорца

Снаружи, крепостные стены Сфорца окружены парком Семпионе, обустроенном еще в 1893 году. Главный парк города Милана разделен уютными аллейками и местами для отдыха, отчего его очень жалуют не только туристы, но и местное население.

Украшение парка – это Арка мира, созданная по приказу Наполеона в 19 веке. Мемориал был задуман, как аналог Триумфальной арки, установленной в Париже.

Французский император стремился увековечить свою победу на Апеннинах. Согласно замыслам Бонапарта, торжественный вход в город должен был осуществляться через новые, четырнадцатые по счету ворота. Уже много лет ходит легенда о том, что Арка мира и Триумфальная арка расположены вдоль одной оси, что добавляет символичности монументу в Семпионе.

Найти отель в центре Милана

Время работы и стоимость билетов

Castello Sforzesco открыт для ежедневных посещений с 7:00 до 19:00 летом и с 7:00 до 18:00 в зимнее время. Попасть на территорию замка можно абсолютно бесплатно. А вот посещение музеев имеет свои ограничения.

Музеи, расположенные внутри Сфорца открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30. Большие церковные праздники и понедельник – не рабочие дни. Разовый билет в музей стоит 3 евро, а пропуск на сезон – 15 евро. Существует система скидок и гибкий график бесплатных посещений.

Адрес, как добраться


Просмотреть на карте большего размера

Сфорца находится по адресу: Милан, район Porta Umberto. Добраться до замка можно при помощи общественного транспорта:

  • метро, ветка ММ1 Кайроли (Cadorna – Cairoli), ветка ММ2 Кадорна-Ланца (Cadora – Lanza);
  • автобусы №18, 37, 50, 58, 61, 94;
  • трамваи № 1, 2, 4, 12, 14, 19.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Замок Сфорца в Милане - одна из важнейших достопримечательностей Италии. Он долго служил символом власти для местных и иностранных правителей. В начале двадцатого века сооружение спасли от сноса. Теперь там находится несколько гражданских музеев.

История Сфорца

В 1358 году Галеаццо Иск Висконти (первый герцог Милана) приказал построить крепость. Возведение завершили в 1368 году. Изначально замок имел базовую планировку: четыре стены, каждая по сто восемьдесят метров (591 футов) в длину и на каждом углу квадратная башня. Его преемники (Джиан Галеаццо и Филиппо Мария) расширили крепость и превратили ее в роскошную резиденцию. После того, как Филиппо Мария Висконти умерла, не оставив наследника в 1447 году, миланцы провозгласили Амвросианскую Республику и полностью разрушили здание, рассматриваемое, как символ Висконти.

Неоперившаяся республика, воевавшая с Венецией, обратилась за помощью к известному военачальнику Франческо Сфорца. Всего три года спустя он захватил власть и объявил себя герцогом Милана. Сфорца быстро восстановил замок, но на сей раз была возведена центральная башня высотой в семьдесят метров (230 футов) - Торре-дель-Филарете, окруженная большими круглыми башенками. Его последователи также улучшили и украсили структуру.

В период своего расцвета во времена правления Людовико Сфорца, прозванного «Иль Моро», крепость превратили в роскошную резиденцию эпохи Возрождения. Герцог обратился к великим художникам своего времени, в том числе Донато Браманте и Леонардо да Винчи, чтобы они украсили ее.

В последующие века, когда Милан находился под иностранным господством, замок был заброшен и в основном использовался в качестве казармы. Торре-дель-Филарета, которая использовалась в качестве хранилища боеприпасов, взорвалась в 1521 году. В течение второй половины шестнадцатого века испанцы добавили вокруг крепости звездообразные укрепления, позже частично разрушенные войсками Наполеона.

После объединения Италии в 1861 году замок оказался в таком плохом состоянии, что жители города рассматривали вопрос касательно его сноса. Тем не менее архитектор Лука Бельтрами спас полуразрушенную структуру от гибели, предложив превратить ее в общественное здание с помещением для нескольких культурных учреждений. В 1893 году Бельтрами начал ремонт монументального замка. Он восстановил поврежденные башни, воссоздал ров и снес сооружения, которые были добавлены во время иностранного правления. Он даже восстановил Торре-дель-Филарете, используя первоначальные планы.

Отреставрированный замок Сфорцеско открылся для публики в 1900 году. Кстати, его можно спутать с замком княгини Боны Сфорца в Рогачеве, но это уже совсем другая история и территория тоже.

Стоит отметить, что замок Сфорца и Кремль почти близнецы, а это особенно видно, если сравнить их фото. Он расположился вокруг трех внутренних дворов, во власти своих многочисленных построек. На каждом углу стоят четыре внушительных башни: две круглые у главного фасада, обращенные к городу, и две квадратные на другом конце. Круглые башни (31 м или 102 фунта в высоту) известны как Torre di Santi Spirito и Torre del Carmine. В тылу находятся еще две обычные башни - Torre Castellana и Torre Falconiera.

Главный вход в замок Сфорцеско ведет через самую высокую башню (Торре-дель-Филарете) до Пьяцца-д"Арми - обширного внутреннего двора. Еще одна вышка (Torre di Bona di Savoia) видна со двора.

За ней находится «сердце» замка - дворцовые резиденции герцогов Сфорца, окружающих два небольших двора: Кортиль делла Роккетта слева и Корте-Дюкале справа.

Роккетта была крепостью замка и последним прибежищем в случае осады. Во времена правления Людовика Иль Моро резиденции вокруг двора были великолепно украшены фресками. Три галереи, окаймляющие внутренний двор, были спроектированы тремя разными архитекторами. Башня Torre Castellana в западном углу Роккетты использовалась в то время в качестве сокровищницы.

Корте-Дюкале (Ducal Courtyard) выполнен в стиле эпохи Возрождения и имеет красивую лоджию Loggetta di Galeazzo Maria. Несколько комнат вокруг Корте-Дюкале украшены великолепными фресками пятнадцатого века.

Самой известной является фреска в Sala delle Asse в башне Falconiera, созданная не кем иным, как Леонардо да Винчи.

Ко всему прочему, замок Сфорца имеет гражданские музеи - Musei Civici. Они занимают несколько этажей вокруг внутреннего двора Рокетты и Дюкале.

Коллекцию археологического музея, содержащую доисторические и египетские артефакты, можно увидеть в подвальных этажах возле Дворца герцогов. На первом этаже находится экспозиция предметов античного искусства. Наиболее яркие: саркофаг четвертого века, мавзолей четырнадцатого века Бернабо Висконти и Пьета Ронданини - незаконченная скульптура Микеланджело. На первом этаже находится коллекция мебели и картинная галерея, где в основном представлены итальянские картины, в том числе «Trivulzio Madonna» Андреа Мантеньи.

На первом и втором этажах дома Роккетты находятся музей музыкальных инструментов и коллекция прикладного искусства. На первом этаже вы найдете исторические музыкальные инструменты, такие как венецианский клавесин шестнадцатого века, стеклянная гармоника и фламандский двойной верджинал. Коллекция прикладного искусства включает в себя множество предметов из золота, серебра, стекла, фарфора, слоновой кости и кованого железа начиная эпохой Средневековья и заканчивая девятнадцатым веком. Посетив замок Cфорца в Милане и его великолепные музеи, вы не сможете привезти с собой некрасивые фото.

Подземные ходы

Под замком находится лабиринт подземных туннелей. Некоторые из них построил Людовико Сфорца в XIV веке. Он был не совсем хорошим герцогом, поэтому граждане Милана искали любую возможность либо причинить ему страшный вред, либо покончить с ним. Итак, Людовико построил эти тоннели таким образом, чтобы приходить и уходить, когда ему вздумается. В то время гнев против него был на пике. Ходят слухи, что один из туннелей соединял замок с женским монастырем Санта-Мария-делла-Грация. Тем не менее этот туннель был разрушен во время Второй мировой войны.

Что касается испанцев, то они добавили еще несколько туннелей к уже существующим только по причине войны. Они были заинтересованы в том, чтобы прочно удерживать регион, и сделали все возможное для этой цели. Туннелирование было частью разработанной испанцами стратегии. Сегодня подземные ходы в замке Сфорца в городе Милан пользуются особой популярностью у туристов.

Итак, наиболее популярны такие отели рядом с замком Сфорца: UNA Hotel Cusan (расстояние до замка 200 м), Style Hotel (расстояние 300 м), Genius Hotel Downtown (350 м) и Brera Apartments in Garibaldi (450 м).

Полезная информация

Замок работает с 7:00 до 19:00 в летнее время и с 7:00 до 18:00 зимой. Вход бесплатный, но посещение музеев платное. Они открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30. Не работают во время религиозных праздников и по понедельникам. Один вход обойдется в 3 EUR, доступ на сезон - 15 EUR.

Замок находится в районе Умберто. До него можно доехать на метро, автобусе или трамвае.

Стоит отметить, что замок Сфорца имеет официальный сайт:


История миланского замка берет начало в XIV в. Правда, тот вариант современный путешественник не обнаружит. В нем местные жители видели не что иное, как символ угнетения и оплот тирании правивших тогда Висконти, поэтому и разобрали на части. Новый замок появился в середине XV в. стараниями династии Сфорца, чаявшей создать величайшую резиденцию в Европе.




Но век процветания был недолгим. Видимо, непростая судьба владельцев распространилась и на их детище. На протяжении столетий крепости суждено было пережить самые разные неприятности: равнодушие хозяев, военные действия, удары молний, организацию казарм и многое другое. Судьба повернулась к ней лицом лишь в XIX в., когда была проведена реставрация, вернувшая комплексу средневековые черты. Многое пришлось восстанавливать и после Второй мировой войны.








Замок Сфорца и парк Семпионе являются гордостью миланцев и одним из символов этого древнего и красивого города.
Решение о начале строительства замка-крепости было принято в 1368 году герцогом Милана Галеаццо II Висконти из известной династии Висконти, правившей Миланом около двух столетий, с 1277 по 1447 год. Строительство же замка Сфорца началось при Франческо Сфорца, захватившем власть в Милане в 1450 году
Франческо Сфорца умер в 1466 году, и его наследники с помощью Леонардо да Винчи и Браманте перестроили замок под герцогскую резиденцию. Тогда же создаются и роскошные интерьеры замка, часть которых еще можно видеть и сегодня. Замок стал включать ряд внутренних двориков, изящную площадь, обрамленную аркадами работы Браманте и Филарете. Дворец становится резиденцией герцогов Милана, сюда из городского дворца переезжает Галеаццо с женой Боной Савойской
.






Во время правления герцога Лодовико Моро, брата Галеаццо (конец 70-х — 90-е годы XV века), замок Сфорца стал одним из самых красивых и богатых герцогских дворов в Италии
С началом Итальянских войн Лодовико Сфорца бежал из Милана, а в замок Сфорца водворился французский король Людовик XII. При его преемнике Франциске замок пришёл в запустение; в 1521 г. от удара молнии взорвался пороховой склад в башне Филарете, после чего она была разобрана

Испанский наместник Ферранте Гонзага, приступив к усилению города, встроил замок Сфорца в центр новых миланских укреплений в форме звезды. В дворцовых покоях были устроены казармы на 2000 солдат

В период испанского владычества замок Сфорца, который продолжал играть роль защитной крепости, был окружен дополнительными фортификационными сооружениями и массивными валами. Рисунки и литературные источники того времени свидетельствуют о том, что здесь были размещены также госпиталь, таверна, хранилища для льда и пищевых продуктов, и две войсковых церкви. Залы, расписанные Леонардо и Брамантино, были превращены в подсобные помещения
Во времена Наполеона герцогская власть вновь пала, и часть миланцев, исповедующих крайние взгляды, потребовала уничтожения дворца Сфорца. Наполеон вопреки этим требованиям решил восстановить старую часть замка-крепости для размещения своих войск. И в замке вновь разместились войска — теперь уже наполеоновские. При Наполеоне снесли многочисленные валы и фортификационных сооружения, построенные ещё испанцами. Но обустроена была лишь часть территории, превращенная в обширный сквер.




Во время Революционных войн Миланом опять овладели французы, которых ненадолго вытеснил из города А. В. Суворов в апреле 1799 г. После возвращения французов местные патриоты вручили Наполеону петицию о том, что Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Вместо уничтожения замка Наполеон велел разбить перед ним просторную площадь. В 1833 г. была проведена масштабная реставрация Кастелло в романтическом духе, предусматривавшая восстановление таких примет средневековья, как ров вокруг замка
Восстановление дворца началось к середине XIX века. Но по-настоящему к нему приступили лишь после создания единого независимого итальянского государства в 1861 году. Замок в это время не только попал в перечень памятников, подлежащих первоочередной реконструкции, но и был признан одним из главных символов города








Источник: http://tiptotrip.ru/tips/962-zamok-sfortsa-v-milane#ixzz2322AbdjW
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=783

3. Говорят, что Замок Сфорцеско напоминает Московский Кремль и это действительно так, так как Кремль строили миланские архитекторы, которые и взяли за образец Миланский Замок. Интересная архитектурная деталь: все стены и башни замков обычно венчают зубцы, они бывают двух видов: квадратной формы, либо в виде ласточкина хвоста. Оказывается это имеет свою подоплеку. Замки и крепости с зубцами в виде квадрата строились сторониками Папы Римского, а с формой ласточкиного хвоста строили его противники. Так, уже внешне можно было предугодать кому принадлижит сие укрепление. Поэтому и в московском Кремле логически поразмыслив, миланские архитекторы построили зубцы в виде ласточкиного хвоста.
герб Милана...

4. Автор первоночального проекта неизвестен, по всей вероятности начало строительства было предпринято в 1368 году и замок пережил свои моменты расцвета и упадка, множество раз перестраивался. Прямо перед Замком находится большой фонтан, а позади него Башня Филарета. Эта четырехугольная башня имеет высоту 70 метров. Башня украшена несколькими декоративными элементами....

5. Барельеф над воротами изображает короля Умберто I

6. Прямо под первым зубчатым орнаментом стоит статуя Святого Амброджио между двумя большими гербами,

7. ну а выше, находятся большие башенные часы. Часы - это "солнце правасудия" - символ семьи Висконти, которые и начали строительства этого памятника архитектуры...

8. Если пройти под главной башней, то оказываешся на большой площади - Пьяцца д’Арми - раньше они играла роль военного Плаца для учений солдат, которые и охраняли замок.

9. В стенах по периметру площади встроены зданий музеев и Библиотеки, так же площадь украшает множество декоротивных элементов, колонн, остатки скульптур, фресок. Угловые башни были построены примерно в 1455 году - конечно основная их цель была оборона, но как нам поведала гидесса, также служила тюрьмой.

11. Напротив башни Филарета в 1729 г. был установлен памятник известному чешскому святому, Яну Непомуцкому (по итальянски он звучит как Сан Джованни Непомучено)

13. Через ворота с большим гербом рода Сфорца можно войти в Герцогский двор, где находятся здания музеев Кастелло, а далее детали замка...

14. колонка с питьевой водой во внутреннем дворе замка...

15.во дворе были замечены вот эти кошки, которые мирно бродили то там, то сям, но самое интересное это птица которая между ними - чувствует себя вполне комфортно)))

16. наверное такое соприкосновение с вечностью более.....усваемо)

19. Замок был когда то просто огромным, теперь за его территорией сохранились некоторые элементы замка 16го столетия.

Castello Sforzesco


" Франческо Сфорца, умея воевать, из частного лица стал Миланским герцогом, дети его, уклоняясь от тягот войны, из герцогов стали частными лицами.»
Николо Макиавелли, «Государь»

Замок Сфорца — один из самых знаменитых замков Италии расположен в самом сердце Милана и, будучи неразрывно связан, символизирует собой всю многовековую историю города. Много раз замок перестраивался, много раз приходилось ему держать оборону не только от внешних врагов, но и от самих горожан, но благодаря итальянским архитекторам и реставраторам он и сегодня может привести в восторг любого посетителя.

Джованни Висконти Свое начало замок Сфорца берет еще в то время, когда Миланское герцогство перешло в руки дома Висконти (Visconti), сумевших получить его из рук врагов — Дома Делла Торре (Della Torre). Благодаря мудрой политике Дома Висконти, в частности Маттео I (Matteo I), под его контролем находилась большая часть Ломбардии.

Bernardo Bellotto, Castello Sforzesco di Milano, 1750 circa

Во время правления Джованни Висконти (Giovanni Visconti) миланское герцогство захватило город Болонья, получило выход к морю захватив Геную, под его контролем был один из кантонов нынешней Швейцарии.

Джованни Висконти (Giovanni Visconti) умер в 1354 г. Племянники Маттео II (Matteo II), Галеаццо (Galeazzo II) и Вернабо (Bernabo) получили в наследство все его владения, в т. ч. Милан. Маттео умер через год, так что все территории, и Милан, были поделены между двумя оставшимися братьями. Бернабо получил восточные земли на границе с Вероной, Галеаццо — западные. Милан же должен был управляться каждым братом по-очереди.

Il progetto dell"Antolini (lato Milano)
В то время Милан предствалял собой могущественный город с развитой инфраструктурой: город был обнесен защитными стенами и воротами, были построены мосты, рынки, вымощены и обеспечены канализационными стоками улицы города.

Между 1360 и 1370 гг. Галеаццо II принимает решение об укреплении одних из городских ворот и начинает строительство замка-крепости в составе существующих стен города. Дело продолжил сын Галеаццо, Джиан-Галеаццо (Gian-Galeazzo). Он построил небольшое строение, которое служило казармами для наемников.

1958 План устройства замка времен Висконти Джиан за годы своего правления (1378-1402) централизовал управление герцогством, создал условия для развития искусств, промышленности и торговли. Именно при нем начал строиться и знаменитый миланский кафедральный собор Дуомо.

Bramantino, Argo, Sala del Tesoro

Estátua de San Giovanni (São João) Nepomuceno

Последний из династии Висконти, Филиппо Мария (Filippo Maria) продолжил работы по устройству замка, превратившегося уже в герцогскую резиденцию. По инициативе рядом с замком был разбит парк.

У Филиппо не было наследников по мужской линии, а его незаконная дочь, Бьянка Мария (Bianca Maria), вышла замуж за видного миланского военачальника наемников — Франческо Сфорца (Francesco Sforza).

После смерти Филиппо в 1447 г. миланцы, уставшие от тирании Висконти, провозгласили т.н. Амброзианскую республику. Замок Висконти был разрушен, а его камни пошли на уплату долгов строителям, которые подновили старые стены города.

Республика просуществовала недолго, всего 3 года. За это время Франческо Сфорца удалось защитить ее от нескольких нападений как венецианцев так и ломбардийцев. Учитывая подобный успех и свою роль в победах Франческо сумел провозгласить себя новым герцогом Милана.

После прихода к власти Сфорца решает выстроить разрушенный когда-то им самим замок. По его замыслу новая крепость должна стать символом красоты города и защитить Милан от возможных противников. Для работы над замком были выписаны многие известные архитекторы, в т. ч. Jacopo da Cortona, Giovanni da Milano и Marcoleone da Nogarolo.

Франческо Сфорца

В 1452 г. флорентийскому архитектору Антонио Аверулино (Antonio Averulino), известному также как Антонио Филарете ("Il Filarete") была поручена постройка центральной проездной башни замка. Хотя замок задумывался как роскошная резиденция герцога, вскоре Антонио был отстранен от работы и за дело взялся военный архитектор Bartolomeo Gadio.

Для завершения работ Сфорца даже попросил разрешения у Папы Римского, чтобы разрушить церковь, мешавшую строительству. Однако несмотря подобную любовь к детищу Сфорца все же предпочитал жить в Милане в старом Дворце Аренго (Arengo).

После смерти Франческо Сфорца в 1466 г. к власти в Милане пришел его первый сын Галеаццо Мария (Galeazzo Maria). Он вновь загорелся идеей сделать из замка роскошную резиденцию и выписал флорентийских архитекторов. Ими было добавлено много новых элементов, в т. ч. спроектированы конюшни на 90 лошадей.

Историки же характеризуют Сфорца того времени как людей любящих покупать роскошные вещи, лошадей, бриллианты, но при этом спящих рядом с «курятником». Часто они засыпали в той же зале, где до этого был банкет.

После нескольких лет неустанных работ замок-таки превратился в роскошную резиденцию. Внутренний двор Rocchetta был украшен портиком, а внутри в одном из помещений был устроен Бальный Зал ("Sala della Balla"). Здесь Галеаццо Мария любил заниматься спортом чем-то похожим на современный теннис.

Галеаццо Мария Сфорца был убит 26 декабря 1476 г. напротив часовни Св. Стефана. Опасаясь за свою жизнь, его жена Бона Савойская выстроила в самой защищенной части замка, Rochetta, высокую башню. Отсюда она могла наблюдать за всеми зданиями. Сегодня эта башня известна как "Torre di Bona" (Башня Боны).

В 1480 г. власть у малолетнего сына Галеаццо Марии перехватил его брат, Лодовико Мария, известный также как "Il Moro" (Мавр) Инициалы Галеаццо Марии во всех комнатах замка были заменены на вензеля Лодовика

В 1482 г. герцог Лодовико пригласил к себе в Милан на службу в коллегию герцогских инженеров Леонардо да Винчи. Последний украсил замок фресками в "Sala delle Asse". После длительной реставрации фрески можно видеть и сегодня. В ходе т.н. «Итальянских войн» Милан, а вместе с ним и Замок Сфорца переходил то в руки французов, то швейцарцев, то в руки войск Священной Римской Империи.

23 июня 1521 г. архивы сообщают, что в Башню Филарете замка ударила молния. Башня использовалась как склад для боеприпасов, поэтому башня была почти полностью уничтожена, а замок серьезно поврежден.

Начиная с 1549 г.года вокруг Милана были построены новые массивные стены (снаружи от старых). Замок Сфорца был соединен с ними с помощью "Tenaglie" (клешни). Одни вели к Porta Comasina, другие к Porta Vercellina. Вскоре однакод подобная система была признана неудачной и была заменена бастионной системой, уже доказавшей к тому времени свою эффективность.

Замок Сфорца превратился из роскошной резиденции в настоящую крепость, в ней могли одновременно находиться до 2000 солдат. Все расходы по строительству легли на жителей Милана. В сответствии с архивными источниками в крепости были также: госпиталь, аптека, ремесленные цеха, булочная, таверна, склады и две церкви.

В 1706 г. году Милан был захвачен австрийцами под предводительством Евгения Савойского. Замок снова использовался как казармы, теперь уже для австрийских солдат.

Одна из важных строчек в истории Миланского замка связана с Наполеоном. 9 Мая 1796 года герцог Фердинанд сбежал из Милана оставив для защиты города гарнизон всего лишь из 2000 солдат, 152 пушек, 3000 квинталов пороха. Поначалу австрийскому лейтенанту Лами (Lamy) удавалось сдерживать горожан, поддерживающих французов, однако Милан был осажден Наполеоном и 15 мая 1796 г. французский император вошел в город. К концу июня замок тоже был в руках французов

Наполеон планировал разместить в замке гарнизон в 4000 человек, однако фанатично настроенные граждане Милана, требовали разрушить до основания символ былой тирании. К счастью, в апреле 1799 г. года к Милану подошли войска, под руководством А. В. Суворова (Россия, Англия и Австрия предприняли совместные военные действия против экспансии Наполеона), город был осажден и взят суворовской армией. Вскоре Суворову пришлось по просьбе австрийского императора уйти с армией в Швейцарию (это был его знаменитый переход через Альпы).

Герцогская часовня была превращена в конюшню, комнаты герцога превратились в общие спальни, а фрески были закрашены известью.

В начале XIX века были снесены бастионы и валы звездчатых укреплений, построенные еще при австрийцах. Население ликовало! Согласно новому проекту площадь вокруг замка появлялась огромная площадь, получившая название Foro Bonaparte. В центре ее — замок Сфорца, в котором должно было разместиться правительство.

Однако после апреля 1801 г. проект был отложен, а затем постепенно трансформировался в площадь известную сегодня как Piazza delle Armi. После поражения Наполеона в 1815 г. австрийцы вернулись в Милан. В жизни замка Сфорца мало что изменилось — его продолжали использовать как бараки. Только на воротах в северо-западной части замка появились несколько декоративных элементов, изображающих генералов из династии Габсбургов.

Во время «Пяти Дней» (восстание миланцев) с 18 по 22 марта 1848 г. пушки Замка Сфорца обстреливали Милан. Все зачинщики восстания были арестованы и заточены в тюремные камеры замка.

После ухода австрийцев из Ломбардии в 1859 г. замок был захвачен и разграблен жителями Милана.

После Воссоединения Италии (Risorgimento) были предложены различные проекты по восстановлению Замка Сфорца. Некоторые вновь предлагали его разрушить, кто-то считал необходимым перестроить укрепления в готическом стиле и т. д.В итоге был выбран «филологический» вариант. Работы начались в 1893 г. под руководством архитектора Luca Beltrami. Была уменьшена высота нескольких башен, снесены стены соединявшие замок с городскими стенами. Были восстановлены старые комнаты, фрески, карнизы, подновлена крыша. В герцогских апартаментах расположился музей.

Fra Filippo Lippi - Madonna of Humility (Trivulzio Madonna)

Открытие замка Сфорца для широкой публики состоялось в мае 1900 г. Полностью же реконструкция замка завершилась в 1905 г. с восстановлением башни Филарете.

Museo egizio di Milano (situato nel Castello sforzesco). Sarcofago di Tas-Bestet-Peret. Tebe, XXVI dinastia.

К сожалению, Вторая Мировая Война не пощадила замок и в 1943 г. во время бомбежек он вновь серьезно пострадал, особенно Rocchetta.
К 1956 г. замок вновь был восстановлен в том виде, который любой посетитель может видеть сегодня.

Pietro Bussolo "Annunciata" Bassorilievo ligneo, 1480 circa

Египетский музей

Музей музыкальных инструментов

Музей мебели

Миланский замок первоначально возведён в XIV веке как резиденция Висконти, но был разобран толпой восставшего народа после провозглашения Амброзианской республики. Отстроен Франческо Сфорца в середине XV века. Во второй половине XV века к украшению замка был привлечён Леонардо да Винчи; из его работ сохранились только пергола и рукопись с литературными опытами.

Облик крепости Сфорца взяли за образец миланские архитекторы, работавшие над московским Кремлём (форма башен и корона венчающих стены зубцов). Центральную башню миланской крепости («башня Филарете») спроектировал Антонио Филарете, одно время работавший вместе с Аристотелем Фиораванти.

С началом Итальянских войн Лодовико Сфорца бежал из Милана, а в Кастелло Сфорцеско водворился французский король Людовик XII. При его преемнике Франциске замок пришёл в запустение; в 1521 г. от удара молнии взорвался пороховой склад в башне Филарете, после чего она была разобрана. Испанский наместник Ферранте Гонзага, приступив к усилению города, встроил замок Сфорца в центр новых миланских укреплений в форме звезды. В дворцовых покоях были устроены казармы на 2000 солдат.

Во время Революционных войн Миланом опять овладели французы, которых ненадолго вытеснил из города А. В. Суворов в апреле 1799 г. После возвращения французов местные патриоты вручили Наполеону петицию о том, что Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Вместо уничтожения замка Наполеон велел разбить перед ним просторную площадь. В 1833 г. была проведена масштабная реставрация Кастелло в романтическом духе, предусматривавшая восстановление таких примет средневековья, как ров вокруг замка. При реставрации 1900 г. была воссоздана и знаменитая башня Филарете.

Ныне в замке Сфорца находится группа музеев (древнего Египта, доисторический, музыкальных инструментов, посуды и ряд других), для которых действует единый входной билет (по пятницам во второй половине дня вход бесплатный). От фресок Леонардо в герцогских покоях почти не осталось и следа; в гораздо лучшем состоянии дошли до наших дней зал для игры в мяч и «слоновий портик». В замке можно увидеть последнюю (незаконченную) скульптуру Микеланджело, «Пьету Ронданини», картины Мантеньи, Джованни Беллини, Филиппино Липпи, Корреджо и Понтормо, а также любопытное собрание музыкальных инструментов.

  • Разделы сайта