Равенна и византийский колорит италии. Равенна – город вековой истории и дань христианской веры Мозаики из смальты

Равенна — морской курорт, некогда центр Восточной Римской империи, сегодня это небольшой, но очень красивый итальянский город со своими неповторимыми особенностями. Здесь сосредоточено множество достопримечательностей, часть из которых на сегодняшний день внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но больше всего известна Равенна своими удивительными мозаиками, которые, как и прежде, украшают стены церквей и памятников.

Что посмотреть в Равенне самостоятельно?

Красивые места и главные достопримечательности: фото с описаниями на русском языке.

Мавзолей Галлы Плацидии

Равенна славится своими удивительными мозаиками и объектами наследия ЮНЕСКО. Все это сочетает в себе Мавзолей Галлы Плацидии, возведенный в первой половине V века. В 1966 году это столь контрастное и загадочное архитектурное строение было включено в список ЮНЕСКО, а мозаика, которая украшает стены мавзолея, считается самой древней в городе.

Изначально это была капелла, которая являлась частью церкви Санта-Кроче. Позже, когда прокладывали улицу в честь Галлы Плацидии, пришлось разобрать часть святилища, после чего капелла превратилась в отдельно стоящее сооружение. Мавзолей Галлы Плацидии не стал местом ее погребения, однако три саркофага: для нее, ее мужа и сына — находятся внутри. Существуют вопросы насчет останков, захороненных в этих саркофагах, которые и по сей день не нашли ответа.

С архитектурной точки зрения это очень контрастное строение. Скромное, небольшое здание, имеющее крестообразную форму, выполненное из красного кирпича, поражает великолепием своего внутреннего убранства.

  • Адрес: Via Giuliano Argentario, 22
  • Время работы: с 01.04 по 30.09 с 9:00 до 19:00, в октябре и марте- до 17:30, с 01.11 по 28.02 - до 17:00.
  • Стоимость единого билета «Мозаики Равенны» (входит 5 достопримечательностей) — 9,50 евро, с 01.03−15.06 необходимо доплатить 2 евро. Дети младше 10 лет бесплатно.

Мавзолей Теодориха

Мавзолей Теодориха был построен в 520 году нашей эры королем остготов, правившим в те времена в Равенне. Этот мавзолей является единственным уцелевшим творением остготов, в связи с чем, в 1996 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мавзолей расположен посреди готского кладбища. Это круглое строение с куполом из цельного камня, оно установлено на десятигранном постаменте. Отличительной особенностью этого строения является то, что, по сравнению с шикарными храмами и мавзолеями Равенны, внутри нет ни одного украшения, за исключением следов от креста, украшавшего когда-то верхний ярус, и красной чаши, служившей гробницей для Теодориха. Во времена правления Юстиниана, останки короля остготов были вынесены из мавзолея, после чего здание превратили в часовню.

  • Адрес: Via delle Industrie, 14.
  • Время работы: летом с 8:30 до 19:00.
  • Вход: 4 евро стандартный, 2 евро льготный. Вход бесплатный каждое первое воскресенье месяца.

Арианский баптистерий

Арианский баптистерий был возведен между V и VI веками по поручению остготского короля Теодориха. Король был последователем арианской ветви христианства, именно поэтому баптистерий получил такое название, однако внешне он очень похож на баптистерий Неона (православный). В середине VI века из баптистерия сделали ораторий Девы Марии, когда арианство стали пресекать. В 1996 году наравне с другими памятниками Равенны баптистерий был включен в список ЮНЕСКО.

Внешне строение выглядит довольно просто. Стены выложены из красного кирпича. Само здание небольшого размера и состоит из двух ярусов. Первый — не имеет окон, лишь вход в помещение и несколько полукруглых выступов. На втором ярусе имеются небольшие окна в форме арок.

Внутри купол баптистерия украшен мозаикой со сценой крещения Христа, а вокруг изображено двенадцать апостолов, отделенных друг от друга небольшими пальмами.

  • Адрес: Piazzetta degli Ariani.

Церковь Св. Духа в Равенне

Церковь Св. Духа расположена буквально в нескольких метрах от Арианского баптистерия. Это еще одна раннехристианская постройка начала VI века. Возведена церковь во времена правления короля остготов Теодориха. Однако, как и многие религиозные строения Равенны, церковь Св. Духа после смерти остготского короля перешла под покровительство православной ветви христианства.

Единственным, но при этом самым заметным, украшением фасада здания является портик с идущими подряд большими арками, разделенными лишь тонкими ровными колоннами. Церковь состоит из трех частей: нефа и галерей, они разделены между собой колоннами. Алтарь, выполненный из греческого мрамора, сохранился в своем первозданном виде.

  • Адрес: Piazzetta degli Ariani, 1.
  • Вход на время богослужения с 10:00 до 12:00 по воскресеньям. Посещения туристов запрещены.

Неонианский баптистерий

Неонианский баптистерий, баптистерий Неона или баптистерий православных все это названия одного и того же религиозного строения в Равенне. Баптистерий получил свое название в честь епископа Неона. Такой шаг был необходим для того, чтобы можно было различать между собой два баптистерия в Равенне, которые очень похожи внешне между собой.

Баптистерий Неона входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как одна из раннехристианских построек, кроме того украшенная изнутри великолепными мозаиками, сравнимыми с мозаикам в мавзолее Галлы Плацидии или в базилике Сан-Витале. Она покрывает все стены и купол баптистерия. Внутри установлена большая восьмиугольная купель для крещения. В целом, внутреннее убранство очень нарядное, однако снаружи баптистерий выглядит довольно просто.

  • Адрес: Via Gioacchino Rasponi.
  • Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе — является одной из основных церквей Равенны. Построена она была в середине VI века на том месте, где был захоронен покровитель и первый епископ Равенны св. Аполлинарий. «Классе» это название одного из районов города, на территории которого находится церковь. Сегодня это одна из восьми объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Базилика имеет продолговатую форму, размер строения 55 м. на 30м. Стены выполнены из тонких кирпичей, между которыми просматривается довольно толстый слой белого раствора. По периметру здания расположены полукруглые окна. Рядом с базиликой находится высокая круглая башня.

При входе в базилику в первую очередь привлекает внимание колоннада из двух рядов. Таким способом внутреннее пространство разделяется на три нефа, где центральный — самый большой, а боковые намного меньше. Базилика украшена мозаиками времен правления Юстиниана, кроме этого там размещены саркофаги с мощами епископов, а главной ценностью являются мощи св. Аполлинария, которые находятся в алтаре.

  • Адрес: Via Romea Sud, 224.

Архиепископская капелла и музей

Архиепископская капелла была возведена во времена правления короля остготов Теодориха, между V и VI веками, как епископская домовая церковь. Капелла попала в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как одна из раннехристианских построек.

В основание капеллы выложено в форме вытянутого (греческого) креста. Внутри церковь украшает мозаика, на которой можно увидеть растительные мотивы и библейские сцены.

Архиепископский музей был открыт в XVII веке, его экспонатами являются находки, которые были сделаны на территории церквей, принадлежащих епархии. Самые большие ценности музея — это трон из слоновой кости и серебряный крест, которые принадлежали двум архиепископам Равенны, служившим в VI веке.

  • Адрес: Piazza Arcivescovado, 1.
  • Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, октябрь и март с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00.
  • Вход: единый билет «Мозаики Равенны» - 9,50 евро, льготная стоимость - 8,50 евро. Вход для детей младше 10 лет бесплатный.

Гробница Данте

Данте Алигьери, автор знаменитой «Божественной комедии» умер в Равенне в 1321 г. и был похоронен в этом городе в базилике Сан-Франческо. Последние годы жизни Данте провел в Равенне по причине изгнания из родной Флоренции. И только после его смерти, когда стало ясно, что Данте прославил себя в веках, было решено перевезти прах поэта во Флоренцию. Но привезенный из Равенны саркофаг оказался пуст. А все потому, что жители Равенны не хотели расставаться с любимым поэтом, поэтому монахи церкви Сан-Франческо тайно извлекли останки Данте и спрятали их на территории монастыря. После этого прах поэта несколько раз перемещали в связи с историческими событиями.

Гробница Данте, в которой сейчас покоится его прах, была построена в 1780 году. Это совсем небольшое, но довольно изящное строение, выполненное в неоклассическом стиле. Внутри расположен саркофаг с урной, а на стене, перенесенный из церкви Сан-Франческо, барельеф поэта.

  • Адрес: Via Dante Alighieri, 9.

Базилика Сан-Франческо

Базилика Сан-Франческо, которая находится в Равенне, была построена в X-XI веках на месте маленькой церкви V века. Изначально она была освящена в честь св. Петра, однако в 1261 году, после того как она перешла к францисканцам, базилика приобрела свое нынешнее название.

Эта церковь известна не только жителям Равенны, но и всем почитателям Данте, потому что именно здесь в 1321 году был отпет, а затем и захоронен, великий поэт. Кроме этого, привлекают внимание находки V века.

Церковь имеет прямоугольное основание, заканчивающееся полукруглой апсидой. Рядом с базиликой возвышается 33-х метровая колокольня. Церковь разделена на три нефа колоннадами из двенадцати колонн. Под апсидой находится крипта с мозаичным полом, которая сейчас находится ниже уровня грунтовых вод, а в образовавшемся водном покрове плавают настоящие золотые рыбки.
На сегодняшний день монастырь не действует, теперь он представляет собой музей города Равенны.

  • Адрес: Ravenna Piazza San Francesco 1
  • Вход свободный.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово — это один из восьми памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в Равенне. Она была построена во времена правления короля Теодориха на рубеже V и VI веков и выполняла функцию королевской церкви. К сожалению, от королевского дворца, рядом с которым находилась базилика, на сегодняшний день остались только развалины.

За время своего существования базилика претерпела некоторые изменения, в частности в X-XI веках была пристроена высокая колокольня, а позже, в XVI веке, фасад здания стал украшать портик из белого мрамора. Большая часть мозаики арианского периода безвозмездно утеряна, однако можно полюбоваться не менее прекрасными работами более поздних времен.

Особенный интерес у туристов вызывают фрески (в первой от входа капелле), где изображены сцены Второй мировой войны.

  • Адрес: Via di Roma, 52.
  • Время: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00.
  • Вход: единый билет «Мозаики Равенны» - 9,50 евро, льготная стоимость - 8,50 евро. Вход для детей младше 10 лет бесплатный.

Базилика Сан-Витале

Базилика Сан-Витале — это самое прекрасное строение из восьми объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся в Равенне. В первую очередь привлекает внимание ее необычная конструкция — восьмиугольное основание с апсидами, лестницами, башнями и множеством окон.

Базилика Сан-Витале была построена епископом Равенны в середине VI века. Архитектура Византии произвела на епископа большое впечатление, в связи с чем, он решил воплотить все самое прекрасное из увиденного в родном городе. Без сомнений, ему это удалось. Белые мраморные стены, обилие света, необычная конструкция, удивительной красоты мозаики, о сюжетах и мастерстве которых можно говорить часами, не оставят равнодушным ни одного туриста, перешагнувшего порог Базилики Сан-Витале.

  • Адрес: Via Argentario, 22.
  • Время: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте - до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - до 17:00.
  • Вход: единый билет «Мозаики Равенны» - 9,50 евро, льготная стоимость - 8,50 евро. Вход для детей младше 10 лет бесплатный.

Пьяца дель Пополо

Пьяца дель Пополо, в переводе с итальянского «Народная Площадь», является центральной площадью города, на которой происходят все главные культурные и общественные мероприятия Равенны.

В XIII веке был построен дворец правителя города Палаццо дель Подеста и Дворец папского наместника, а благоустроенное пространство между дворцами превратилось в площадь Пьяцца дель Комун. В середине XV века, после прихода к власти венецианцев, рядом с площадью возвели Венецианский дворец, где находилась городская Ратуша.

За многовековую историю существования Пьяца дель Пополо стала свидетелем множества реконструкций и нового строительства окружающих ее зданий, они меняли свое назначение, но неизменно оставались главными сооружениями города, и таким образом сама площадь приобрела важное географическое и политическое значение. А в 1946 году Пьяца дель Пополо получила свое нынешнее название.

  • Адрес: Piazza del Popolo

Собор Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова является главным религиозным сооружением Равенны. Кафедральный собор города был построен на месте первого собора, возведенного на рубеже VI и V веков и также был освящен в честь Воскресения Христова. Спустя тринадцать веков первый собор стал настолько ветхим, что было решено его разобрать, а на его месте возвести новый. Освящение нового собора произошло в 1749 году.

Некоторые детали от древней постройки все же сохранили, так, четыре колонны V века украшают фасад здания. Они вмонтированы в трёхарочный портик. Кроме этого сохранились саркофаги (особую ценность имеют саркофаг монсеньора Ринальдо да Конкорреджо и саркофаг святого Барбатиана), амвон епископа Агнеллуса и некоторые другие реликвии V века. Собор довольно больших размеров, он состоит из трех нефов, где центральный неф достигает 60 метров в длину.

  • Адрес: Piazza Duomo.

Археологический сит Domus dei Tappeti di Pietra

Domus dei Tappeti di Pietra довольно новое археологическое открытие. В 1993 году при строительстве подземного гаража были найдены следы древних мозаик. Это место называют музеем ковров, однако ни одного ковра там нет. Дело в том, что пол украшен удивительными орнаментами из мозаики, при взгляде на которую создается впечатление, что на полу и в самом деле лежит узорчатый ковер.

Музей хоть не очень большой, но экспонаты заслуживают внимания, тем более что он находится по пути к самым известным достопримечательностям города — Мавзолею Галы Плацидии и Базилике Сан-Витале. Не смотря на то, что музей расположен под землей, освещение очень хорошее, и туристы отмечают, что фотографии сделанные в музее получаются высокого качества.

  • Адрес: Via Gian Battista Barbiani - 16.
  • Вход: 4 евро для взрослых, 3 евро для детей

Национальный музей

Национальный музей расположился в здании бывшего монастыря, и находится в непосредственной близости от базилики Сан-Витале. Музей был открыт в 1804 году, а в 1885 году получил свое нынешнее название. Большую часть экспонатов составляет утварь из монастырей, которые были закрыты во время секуляризации на стыке XVIII и XIX веков. Кроме этого в музее находится коллекция римских монет. Особую значимость для музея имеет ковчежец (V век) с интересной резьбой.

Живопись в музее представлена различными фресками Средневековья, большую ценность из которых имеют восемь фресок, которые выполнил Пьетро да Римини в первой половине XIV века. Также есть экспонаты более поздних времен: коллекция живописи и тканей, которые можно отнести к XVII-XVIII векам.

Национальный музей стоит посетить каждому туристу, который желает ближе познакомиться с историей прекрасного города Равенна.

  • Адрес: Via San Vitale, 17
  • Вход: Взрослый -5 евро, льготный -2.50 евро, до 18 лет - бесплатно
  • Время работы: со вторника по воскресенье с 8:30 до 19:30, кассы закрываются в 19:00, закрыто по понедельникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря

Библиотека Классенсе

Библиотека Классенсе — необычная библиотека. Это сохранившаяся библиотека монахов, которая была создана в XVII веке. Она принадлежит Аббатству Ди Классе, а книги, наполняющие библиотеку, собирали монахи камальдолийской конгрегации. Особую важность имеют рукописи Пьетро Каннети, который был настоятелем монастыря. Кроме этого актив библиотеки составляют различные кодексы, инкунабулы, редкие и старинные книги, исторические картины и фотографии. В общей сложности, если учесть современную литературу, фонд библиотеки Классенсе насчитывает около 800 тысяч единиц.

Этот величественный храм культуры стоит посетить каждому туристу. Не обязательно брать книги для чтения. Достаточно посетить главный зал, в котором время остановилось. Он имеет два яруса книжных стеллажей, украшенных растительными мотивами. На белых стенах зала изображены портреты и исторические сюжеты, заключенные в изящные рамки из лепнины, а так же статуи великих мужей.

  • Адрес: Via Alfredo Baccarini - 3.
  • Вход свободный

Крепость Бранкалеоне

Крепость Бранкалеоне строилась практически два десятилетия, завершающие работы были проведены в 1470 году. Строительство началось после прихода к власти венецианцев, которые желали возвести надежное укрепление вокруг города. Крепостные стены растянулись на 14 тысяч квадратных метров и стали частью городских стен. При первом же взгляде каждый поймет, что это очень мощное сооружение, которое выдержит даже самый сильный натиск неприятеля.

Стены имеют четыре башни (две круглые по краям и две полукруглые посередине). Еще более сильное впечатление создает цитадель, которая имеет четыре башни. Все башни крепости и цитадели имеют свои имена.

Стены крепости выполнены из красного кирпича. Из декоративных элементов сохранилось два барельефа: лев святого Марка и Дева Мария с младенцем.

В конце двадцатого века территорию крепости благоустроили: построили детскую площадку, возвели сцену для музыкальных выступлений, и проводят ежегодные кинопоказы на открытом воздухе.

  • Адрес: Rocca Brancaleone

Планетарий Равенны

Планетарий в Равенне находится на территории городского сада и начал свою работу в 1985 году. Планетарий имеет не очень большие внешние размеры, однако довольно вместительный зрительный зал, рассчитанный на 56 мест.

Здание планетария — это одноэтажное строение. Нижняя часть постройки выложена большими белыми платками, имитированным под мрамор. Центральный вход расположен под навесом, который удерживают четыре колонны, выкрашенные в черный цвет. Купол планетария имеет не ровную полусферическую форму, слегка угловатые грани.

Изнутри купол представлен множеством звезд, планет и других космических объектов. Когда выключается свет, и загораются небесные огоньки, а механизм в автоматическом режиме приводит в движение всю конструкцию, то не остается ни единого сомнения, что кресло посетителя находится не в зрительном зале, а на борту космического корабля.

  • Адрес: Viale Santi Baldini, 4
  • Посещения возможны с понедельника по пятницу с 8.30 до 12.30; во вторник и пятницу дополнительно с 20:30 до 22:30.

Развлекательный парк Мирабиландия

Мирабиландия — это то место, в котором захотят побывать не только дети, но и взрослые. Он был открыт в 1992 году и непрестанно развивается и совершенствуется. Недаром считается, что этот парк развлечений самый большой и интересный во всей Италии. Он раскинулся на 850 тысяч квадратных метров, и поделен на три части, где большая часть отдана под парковочные места, 300 тысяч квадратных метров — это тематический парк, а 100 тысяч — это аквапарк. Количество посетителей с каждым годом только увеличивается.

В парке развлечений более сорока разнообразных аттракционов и развлекательных площадок, они разделены на семь тематических направлений. Отдельно стоит прокатиться на практически самом большом колесе обозрения в Европе, больше только лондонский аттракцион.

Каждый турист, планирующий отдых в Равенне, непременно должен позволить себе съездить в Мирабиландию и насладиться часами беззаботного детства.

  • Адрес: Strada Statale 16, km 162.
  • Время работы: работает с середины апреля до середины октября каждый день с 10:00 до 18:00, в зависимости от праздников расписание может меняться.
  • Стоимость билетов: взрослый — 34 евро, детский — 28 евро (рост ниже 140 см. и возраст младше 10 лет), дети младше трех лет — бесплатно. Для посещения аквапарка нужно добавить 9,5 евро и 7,5 евро для взрослых и детей соответственно.

Платформа Пагуро

Платформа Пагуро уже более пятидесяти лет привлекает любителей дайвинга. В 1965 году произошла авария на платформе Пагуро во время работ на месторождении метана. После катастрофы платформа погрузилась на дно моря, на глубину около 25 метров. С тех пор останки Пагуро манят любителей активного отдыха.

Как правило, туристы отправляются туда для того, чтобы поближе рассмотреть редких подводных обитателей, которые нашли свое пристанище на обломках платформы. Видимость под водой различна: от нескольких дециметров до 18 метров. На глубине температура может опускаться до 10 градусов Цельсия, поэтому стоит позаботиться о соответствующей экипировке. По мнению бывалых дайверов, подводные прогулки в этих местах довольно тяжелые, но интересные.

В 1995-м году поток туристов настолько возрос, что было решено создать Ассоциацию Пагуро, для защиты подводных обитателей.

  • Место нахождения: порт Марина ди Равенна

Сад Забытых Растений

Сад Забытых Растений (Сад Распони) — это райский уголок в оживленном городе. Он находится на перекрестке улиц Виа Гуэррини и Виа Распони. Особую атмосферу предают толстые кирпичные стены, которые ограждают посетителей от городской суеты, а так же старинные замки, напоминающие о былых временах, между которыми находится сад.

Однажды администрация города вместе с Народным Банком Равенны задумались о прекрасном подарке жителям родного города, они хотели создать такое место, где можно было бы отдохнуть от суеты и между тем с пользой провести время. Так появился Сад Распони.

Отличительная особенность этого зеленого уголка в обилии разнообразных растений, от редких лекарственных до привычных кулинарных трав. А красивые клумбы и центральный фонтан, украшенный кованым железом, сделают прогулку еще приятнее. К тому же совсем рядом с садом расположены знаменитые равеннские достопримечательности.

  • Адрес: пересечение улиц Виа Гуэррини и Виа Распони.
  • Вход свободный

Сад Палаццо делла Провинчиа

Сад Палаццо делла Провинчиа очень интересное место, где сочетаются каменные исторические элементы и свежий сочный растительный мир. Но больше всего сад интересен тем, что находится на крыше Палаццо делла Провинчиа.

Здание дворца было возведено во второй четверти XX века и представляет собой симбиоз «нового романтизма» и элементов византийской культуры. Современное здание было построено на месте дворца Распони, который в конце XIX века был переоборудован в отель, а после, в 1922 году его полностью поглотил пожар. Однако некоторые элементы сохранились и сейчас представляют историческую ценность.

Одним из останков древней культуры является Крипта Распони, сохранившаяся на полу мозаика, которая датируется VI веком, раньше являлась частью базилики Сан Северо. Помимо деталей прошлого, в саду, и в частности в крипте, можно встретить объекты современного искусства.

  • Адрес: Piazza S. Francesco
  • Время: с 8 июня по 9 октября: ежедневно с 10:00 до 14:00. С 11 октября по 15 ноября: по выходным с 10:00 до 18:00. С 16 ноября склеп будет закрыт.
  • Вход 2 Евро.

Дом Байрона

Лорд Байрон прожил в Равенне с 1819 по 1921 год во дворце Палаццо Гвиччиоли (Palazzo Guiccioli). Этот, небольшой на первый взгляд, промежуток времени сыграл очень важную роль в жизни поэта. Здесь он встретил свою любовь в лице Терезы Гвиччиоли. Она была молодой женой графа Алессандро Гвиччиоли, который являлся хозяином Палаццо Гвиччиоли.

Жизнь поэта в этот период была наполнена множеством событий различной эмоциональной окраски, возможно благодаря этому годы, проведенные в Равенне, оказались очень плодотворными в плане творческих успехов Байрона.

Дворец Гвиччиоли был возведен в XVI веке семейством Озио из Милана и первоначально имел название Палаццо Озизо, однако в 1802 году он был продан семье Гвиччиоли и с тех пор имеет свое нынешнее название. В 1843 году его продали семейству Распони, а после 1921 года он стал государственной собственностью, в 1990 году дворец перешел в управление муниципалитета и только спустя годы, было принято решение об открытии в этом здании музея, посвященного памяти великого поэта Байрона.

  • Via Camillo Benso Cavour, 52−54

Музей искусств в Равенне

Здание, в котором расположен музей искусств, уже само по себе является архитектурным достоянием XVI века. Это старинный монастырь Loggetta Lombardesca, принадлежащий базилике Santa Maria in Porto. Он представляет собой большое здание в стиле ренессанс внутри которого находится красивый внутренний двор, окруженный изящной колоннадой.

На первом этаже регулярно проводятся разнообразные временные выставки, довольно часто принимают участие современные мозаичисты (художники, работающие с мозаикой). На втором этаже расположились копии античных скульптур. А на третьем этаже очень интересная коллекция религиозного искусства. Постоянно в музее представлена коллекция модернистского и средневекового искусства. Также в музее расположен Международный Центр Документации Мозаик.

  • Адрес: Via di Roma, 13
  • Вход: полный 3 евро, льготный 2 евро
  • Время работы:
    вт, чт и пт 9.00 −13.30 / 15.00 - 18.00
    ср и сб 9.00 −13.30
    вс 15.00 - 18.00
    Закрыто - по понедельникам
    Каждую субботу с 27 сентября по 11 января - музей открыт с 9.00 до 18.00.
    Открыто: 1 ноября, 26 декабря, пасха, пасхальный понедельник, 25 апреля, 1 мая, 2 июня
    Закрыто: 15 авгута, 25 декабря и 1 января

Музей ТАМО (Tamo Museo del Mosaico)

Музей ТАМО (полное наименование — Tutta l"Avventura del Mosaico) — это музей мозаики, которой так славится Равенна. Экспозиция музея показывает посетителям самые интересные находки, а также этапы развития этого искусства с античных времен и по сей день. Столь большой актив музея обязан тому, что в большинстве своем он представлен копиями известных мозаик. Однако качество этих дубликатов находится на очень высоком уровне, что отличить от настоящих практически не возможно.

Музей находится в здании старой базилики Сан-Николо. В музее ТАМО можно не только увидеть прекрасные мозаики разных времен, но и поучиться этому искусству у мастеров, которые наглядно показывают и рассказывают все этапы создания шедевра из мозаики.

Музей ТАМО стоит посетить тем туристам, которые хотят как можно больше узнать о главной ценности Равенны (ее мозаиках), но у них слишком мало времени на обход всех достопримечательностей.

  • Адрес: Via Rondinelli, 2
  • Вход: 4 евро;
  • Часы работы до 9 октября: каждый день с 10:00 — 14:00. С 11 октября: Пн — пт с 10:00 — 17:00; Суббота, воскресенье и праздничные дни — с 10:00 — 18:00.

Возможно Равенна не покорит вас моментально, но пробыв здесь некоторое время, вы с удивлением заметите, что уезжать отсюда совершенно не хочется. Равенна медленно и постепенно завоюет ваше сердце и оставит неизгладимый след в душе.

Небольшая Равенна среди «звездных» городов Италии занимает достойное место. Ее уникальность, византийский колорит достопримечательностей, приглушенную глубинную основательность и красоту особенно ценят истинные знатоки Италии. Город с населением всего 360 тысяч человек имеет на своей территории 8 объектов, признанных ЮНЕСКО достоянием всего человечества. Сотни тысяч туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть прекрасные рукотворные памятники прошлого.

Удивительно, но этот город на протяжении веков всегда почитали поэты. Во времена взлетов и падений, процветания и разрушений. Еще Данте уподоблял его «симфонии света». Хотя Данте можно понять, ведь в этом городе жила его возлюбленная. Ради нее он покинул Флоренцию. В Равенне создана самая жизнеутверждающая часть «Божественной комедии» - «Рай».

Существуют и другие версии особого отношения поэта к городу. Но как бы то ни было: похоронен он именно здесь. Гробница великого поэта почитается наравне с религиозными святынями.

И лорд Байрон тоже вслед за любимой примчался в Равенну. Итог этой романтической истории - создание целого цикла великолепных стихов и талантливых драматических произведений. Наш великий соотечественник Александр Блок тоже посвятил стихи этому городу.

Порт вдали от моря

Когда император Октавиан Август в I веке нашей эры начал строительство порта, способного защитить римские поселения, это казалось разумным. Удобное расположение предполагало отличные условия охраны с моря. Но коварство реки По и подземные воды постепенно свели на нет планы градостроителя. Прибывший сюда в IV веке византийский исследователь и историк увидел «яблони вместо мачт» на месте портового города.

Время продолжало свой бег, Равенна развивалась. В V – VIII веке была столицей Западной Римской империи. На следующих спиралях истории ее ожидало забвение и потеря престижного статуса. Но в наследство оставались прекрасные памятники художественного творчества и архитектуры. Эти достопримечательности - гордость современной Равенны.

До Адриатического моря от города в настоящее время достаточно далеко - 10 километров. Это не стало помехой для оборудования отличных пляжей. Добраться до них можно быстро и комфортно. Немаловажный «плюс» морского отдыха в Равенне - сосновый бор у самого побережья.

Равенна является признанной «столицей мозаики» в Италии. Знаменитые храмы, мавзолеи, соборы, достопримечательности города создавались во времена раннехристианского и византийского влияния на его историю. В VI веке Византия имела огромный политический вес в мире. Именно Равенна была местом пребывания экзарха - представителя византийского императора.

Город всегда славился производством мозаики и художественными талантами мастеров-мозаичистов. Поэтому чуждое влияние не привело к утрате собственных традиций. Благодаря византийскому влиянию произошел великолепный симбиоз лучших достижений обеих культур. Вот почему мозаики, украшающие исторические сооружения Равенны, не только не уступают, но подчас и превосходят константинопольские достопримечательности по уровню художественной ценности. Памятники мозаического искусства Равенны признаны непревзойденными во всем мире.

В основе мозаик - простое стекло, достаточно экономичное в производстве. Но добавление в стекломассу различных объемов золота, меди, ртути превращает обычный материал в волшебно-красочные кусочки смальты. Игра света на их поверхности создает невероятные оттенки.

Особенность византийских мозаик - удивительный золотой фон. Расположение кусочков смальты относительно друг друга рождает потрясающую игру света. Падают ли на изображения лучи солнца, отблески свеч, лунное марево. Завораживающие картины вызывают восторг не только специалистов, но и людей, далеких от искусства.

Эта достопримечательность города Равенны, входящая в список ЮНЕСКО, знаменита тем, что хранит самые древние мозаики мира. Всех, кто хоть однажды побывал под сводами удивительного храма, потрясает контраст внешнего и внутреннего убранства. Мавзолей Галлы Плацидии - аскетичная мрачноватая постройка с кубическим куполом. Кирпичная, скромно украшенная вертикальными выступами в форме арок.

Но внутри входящих ждет невероятное зрелище! Нижняя часть достопримечательности декорирована прозрачным мрамором, создающим ощущение воздушной невесомости. Купол в насыщенных синих и золотых тонах подобен небесной тверди. На этом фоне изображенные фигуры православных святых и архангелов словно парят. Восемьсот золотых звезд окружают золотой крест в центре купола. Увеличивающийся кверху масштаб - традиционная византийская техника - усиливает зрительный эффект.

Мавзолей Галлы Плацидии обязан своим существованием неординарной женщине - дочери римского императора Феодосия Великого. Она воспитывалась в Константинополе. Затем возвратилась к отцу в Равенну, привезла с собой византийских мастеров. История сохранила легенды о ее нелегкой судьбе: дважды ее насильно выдавали замуж, попадала в плен к варварам, была регентшей Равенны при малолетнем сыне. Похоронена в Риме. Но Мавзолей Галлы Плацидии - достойный памятник в ее честь.

Восемь православных апостолов, изображенных по периметру купола, жестами и поворотами головы создают ощущение движения. Христос в образе Доброго Пастыря словно смотрит на входящих со стен свода. Но при внешней разноплановости сюжетов все мозаики органично создают целостное восприятие.

Достопримечательностью исторической реликвии являются также мраморные саркофаги, хранящие свои тайны. Например, в одном из них при исследовании были обнаружены останки мужчины и женщины. Хотя надпись соответствует об ином захоронении.

Мавзолей Галлы Плацидии настолько интересен, что посетить его ежедневно стремятся тысячи туристов. Пришлось даже ввести правило не задерживаться в помещении более пяти минут. И что в результате? Желающие встают в очередь для посещения несколько раз.

Тайны ареанской религии

Тайны арианской религии хранит церковь Сан Витале в Равенне. И это единственный город на Земле, в котором можно увидеть Христа в образе воина или подростка. Еще в раннехристианский период арианская ветвь православных течений была объявлена еретической. Но в художественно-исторических произведениях «столицы мозаики» свидетельства об арианстве сохранились.

Так, арианцы считали, что Христос был крещен еще подростком. И этот факт нашел отражение в сюжете на куполе собора. Дотошных туристов удивляет и «рогатая» фигура рядом. Но, по верованиям ариан, это всего лишь дух реки Иордан. Облик собора красочно и объективно описан поэтом:

Сказочный храм восьмигранный. Снаружи он выжжен.
В камень латинских надгробий уперся рельеф контрофорсов.
Грешную душу наполнит во тьме ликование цвета.
Чудной мозаикой тысячелетняя светится смальта.

Вещественное свидетельство об арианцах - Мавзолей Теодориха Великого. Он был королем арианцев. Православная церковь объявила его варваром. Но в народной памяти Теодорих остался защитником и покровителем Равенны. Мавзолей Теодориха - почитаемая достопримечательность города.

Мавзолей Галлы Плацидии, как и многие другие исторические усыпальницы, не хранит останки той, что дала ему имя. Но Мавзолей Теодориха Великого полностью соответствует своему предназначению. В нем покоится прах основателя.

С этим связана интересная легенда. По преданию, гадалка предсказала будущему правителю Равенны смерть от молнии. Поэтому отношение к этому природному явлению у Теодориха было особенным. При сооружении Мавзолея в качестве крыши был использован огромный круглый монолит. И во время грозы именно в этом помещении прятался царь варваров. Но мощная молния все же расколола камень и убила Теодориха. Тут его и похоронили в темно-красном саркофаге.

Мавзолей Теодориха, как и Арианский баптистерий - яркие достопримечательности города. Арианский баптистерий сделали уникальным небезуспешные попытки православных христиан уничтожить признаки арианства в его сюжетах. Так, Христа-подростка на купольных мозаиках искусственно «состарили» до положенных 30 лет. Но оставили обнаженным, что несвойственно православным сюжетам.

Когда арианство было признано еретическим на знаменитом Никейском соборе в 561 году, Арианский баптистерий попытались переименовать в ораторию Пресвятой Богородицы. Увы, эта искусственная мера не смогла изменить истинный статус сооружения.

Во время Второй мировой войны здание подверглось бомбардировкам, но, несмотря на многовековой возраст, выстояло. К сожалению, многие уникальные мозаики и достопримечательности были тогда безвозвратно утрачены. Впоследствии Арианский баптистерий отреставрировали. Многие уникальные мозаичные фрески удалось вернуть почти из небытия.

Теперь исторический шедевр достойно представляет Равенну, как один из самых интересных городов Италии.

Официальный язык Население Плотность

221,56 чел./км²

Названия жителей Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс ISTAT Официальный сайт

(итал.)

Общие данные

Древняя история

Первоначально Равенна была поселением этрусков либо умбров или фессалийцев . Римляне, колонизировавшие всю Паданскую равнину, появились в Равенне во II веке до н. э.

Нынешняя Равенна едва ли даже действительно мертвый город, она является центром зажиточной земледельческой области. Тем трагичнее судьба её великих памятников. Окружающее их безличное довольство незначительных и бесхарактерных улиц внушает печальные мысли о всесильном времени живее, чем какие угодно развалины.

Достопримечательности


Равенна богата памятниками раннехристианской и византийской архитектуры и прежде всего монументально-декоративной живописи. В 1996 году в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены следующие объекты:

  • Мавзолей Галлы Плацидии (около 440 года)
  • Баптистерий православных (середина V века)
  • Базилика Сан-Витале ( -547 годы)
  • Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (549 год , вне городских стен)
  • Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
  • Архиепископский музей и капелла апостола Андрея (домовая церковь равеннских епископов)
  • Мавзолей Теодориха (вне городских стен)

Интерьеры указанных зданий (всех кроме Мавзолея Теодориха) украшают мозаики, сочетающие в себе византийскую и античную традиции, с некоторыми стилистическими особенностями, присущими арианам. Сохранились руины так называемого дворца Теодориха (начало VI века).

Из более поздних памятников наибольшим историко-культурным весом обладают:

  • Собор Святого Духа , построенный в XVIII веке на месте Урсиановой базилики начала V века
  • венецианская Крепость Бранкалеоне (XV век)
  • Базилика Сан-Франческо - францисканская церковь, в которой отпевали умершего в Равенне поэта Данте; его прах покоится подле базилики в Гробнице Данте (стилизованный мавзолей эпохи классицизма).

Транспорт

До Равенны можно доехать по центральному шоссе Болоньи или, из Венеции, по внутренней дороге 309 «Romea». Из Рима самая быстрая трасса E45 International; другая, связывающая с южной Италией - государственная дорога 16 «Adriatica (strada statale 16, SS16). По железной дороге Равенна связана с Болоньей, Феррарой, Венецией, Вероной и Римини. Самые близкие к городу аэропорты - в Форли, Римини и Болонье.

Равенна в литературе

  • Равенна упомянута в "Божественной комедии" Данте: в 5-й (души влюбленных Паоло и Франческа, которые поэт поместил во второй круг ада, предназначенный для сладострастников) и 27-й песнях "Ада".
  • Байрон написал «Дневник Равенны».
  • Оскар Уайлд подарил городу стихотворение «Равенна» (1878).
  • Русский поэт-символист Александр Блок написал стихотворение «Равенна» (май-июнь 1909)
  • Во время своего путешествия немецкий поэт Герман Гессе посетил Равенну и написал два стихотворения в честь города.
  • Городу посвящена глава в книге английского журналиста Генри В. Мортона "От Милана до Рима. Прогулки по Северной Италии" (1964)

Напишите отзыв о статье "Равенна"

Примечания

Города-побратимы

Литература

  • Pizarro J.M. Writing Ravenna: The "Liber Pontificalis" of Andreas Agnellus. University of Michigan Press, 1995. (перевод Агнелла на английский язык, комментарий, биографический и исторический очерки).

Ссылки

  • // Католическая энциклопедия (англ.)
  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Равенна

Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.
Только что солнце показалось на чистой полосе из под тучи, как ветер стих, как будто он не смел портить этого прелестного после грозы летнего утра; капли еще падали, но уже отвесно, – и все затихло. Солнце вышло совсем, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, стоявшей над ним. Через несколько минут солнце еще светлее показалось на верхнем крае тучи, разрывая ее края. Все засветилось и заблестело. И вместе с этим светом, как будто отвечая ему, раздались впереди выстрелы орудий.
Не успел еще Ростов обдумать и определить, как далеки эти выстрелы, как от Витебска прискакал адъютант графа Остермана Толстого с приказанием идти на рысях по дороге.
Эскадрон объехал пехоту и батарею, также торопившуюся идти скорее, спустился под гору и, пройдя через какую то пустую, без жителей, деревню, опять поднялся на гору. Лошади стали взмыливаться, люди раскраснелись.
– Стой, равняйся! – послышалась впереди команда дивизионера.
– Левое плечо вперед, шагом марш! – скомандовали впереди.
И гусары по линии войск прошли на левый фланг позиции и стали позади наших улан, стоявших в первой линии. Справа стояла наша пехота густой колонной – это были резервы; повыше ее на горе видны были на чистом чистом воздухе, в утреннем, косом и ярком, освещении, на самом горизонте, наши пушки. Впереди за лощиной видны были неприятельские колонны и пушки. В лощине слышна была наша цепь, уже вступившая в дело и весело перещелкивающаяся с неприятелем.
Ростову, как от звуков самой веселой музыки, стало весело на душе от этих звуков, давно уже не слышанных. Трап та та тап! – хлопали то вдруг, то быстро один за другим несколько выстрелов. Опять замолкло все, и опять как будто трескались хлопушки, по которым ходил кто то.
Гусары простояли около часу на одном месте. Началась и канонада. Граф Остерман с свитой проехал сзади эскадрона, остановившись, поговорил с командиром полка и отъехал к пушкам на гору.
Вслед за отъездом Остермана у улан послышалась команда:
– В колонну, к атаке стройся! – Пехота впереди их вздвоила взводы, чтобы пропустить кавалерию. Уланы тронулись, колеблясь флюгерами пик, и на рысях пошли под гору на французскую кавалерию, показавшуюся под горой влево.
Как только уланы сошли под гору, гусарам ведено было подвинуться в гору, в прикрытие к батарее. В то время как гусары становились на место улан, из цепи пролетели, визжа и свистя, далекие, непопадавшие пули.
Давно не слышанный этот звук еще радостнее и возбудительное подействовал на Ростова, чем прежние звуки стрельбы. Он, выпрямившись, разглядывал поле сражения, открывавшееся с горы, и всей душой участвовал в движении улан. Уланы близко налетели на французских драгун, что то спуталось там в дыму, и через пять минут уланы понеслись назад не к тому месту, где они стояли, но левее. Между оранжевыми уланами на рыжих лошадях и позади их, большой кучей, видны были синие французские драгуны на серых лошадях.

Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы, и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями.
Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу.
– Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем…
– Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле…
Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, на полных рысях, стал спускаться к драгунам под гору. Едва они сошли под гору, как невольно их аллюр рыси перешел в галоп, становившийся все быстрее и быстрее по мере того, как они приближались к своим уланам и скакавшим за ними французским драгунам. Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться. С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер – по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу.
В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло. Офицер упал не столько от удара саблей, который только слегка разрезал ему руку выше локтя, сколько от толчка лошади и от страха. Ростов, сдержав лошадь, отыскивал глазами своего врага, чтобы увидать, кого он победил. Драгунский французский офицер одной ногой прыгал на земле, другой зацепился в стремени. Он, испуганно щурясь, как будто ожидая всякую секунду нового удара, сморщившись, с выражением ужаса взглянул снизу вверх на Ростова. Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо. Еще прежде, чем Ростов решил, что он с ним будет делать, офицер закричал: «Je me rends!» [Сдаюсь!] Он, торопясь, хотел и не мог выпутать из стремени ногу и, не спуская испуганных голубых глаз, смотрел на Ростова. Подскочившие гусары выпростали ему ногу и посадили его на седло. Гусары с разных сторон возились с драгунами: один был ранен, но, с лицом в крови, не давал своей лошади; другой, обняв гусара, сидел на крупе его лошади; третий взлеаал, поддерживаемый гусаром, на его лошадь. Впереди бежала, стреляя, французская пехота. Гусары торопливо поскакали назад с своими пленными. Ростов скакал назад с другими, испытывая какое то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце. Что то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему.
Граф Остерман Толстой встретил возвращавшихся гусар, подозвал Ростова, благодарил его и сказал, что он представит государю о его молодецком поступке и будет просить для него Георгиевский крест. Когда Ростова потребовали к графу Остерману, он, вспомнив о том, что атака его была начата без приказанья, был вполне убежден, что начальник требует его для того, чтобы наказать его за самовольный поступок. Поэтому лестные слова Остермана и обещание награды должны бы были тем радостнее поразить Ростова; но все то же неприятное, неясное чувство нравственно тошнило ему. «Да что бишь меня мучает? – спросил он себя, отъезжая от генерала. – Ильин? Нет, он цел. Осрамился я чем нибудь? Нет. Все не то! – Что то другое мучило его, как раскаяние. – Да, да, этот французский офицер с дырочкой. И я хорошо помню, как рука моя остановилась, когда я поднял ее».
Ростов увидал отвозимых пленных и поскакал за ними, чтобы посмотреть своего француза с дырочкой на подбородке. Он в своем странном мундире сидел на заводной гусарской лошади и беспокойно оглядывался вокруг себя. Рана его на руке была почти не рана. Он притворно улыбнулся Ростову и помахал ему рукой, в виде приветствия. Ростову все так же было неловко и чего то совестно.
Весь этот и следующий день друзья и товарищи Ростова замечали, что он не скучен, не сердит, но молчалив, задумчив и сосредоточен. Он неохотно пил, старался оставаться один и о чем то все думал.
Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца, – и никак не мог понять чего то. «Так и они еще больше нашего боятся! – думал он. – Так только то и есть всего, то, что называется геройством? И разве я это делал для отечества? И в чем он виноват с своей дырочкой и голубыми глазами? А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!»
Но пока Николай перерабатывал в себе эти вопросы и все таки не дал себе ясного отчета в том, что так смутило его, колесо счастья по службе, как это часто бывает, повернулось в его пользу. Его выдвинули вперед после Островненского дела, дали ему батальон гусаров и, когда нужно было употребить храброго офицера, давали ему поручения.

Получив известие о болезни Наташи, графиня, еще не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и все семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом и совсем поселилось в Москве.
Болезнь Наташи была так серьезна, что, к счастию ее и к счастию родных, мысль о всем том, что было причиной ее болезни, ее поступок и разрыв с женихом перешли на второй план. Она была так больна, что нельзя было думать о том, насколько она была виновата во всем случившемся, тогда как она не ела, не спала, заметно худела, кашляла и была, как давали чувствовать доктора, в опасности. Надо было думать только о том, чтобы помочь ей. Доктора ездили к Наташе и отдельно и консилиумами, говорили много по французски, по немецки и по латыни, осуждали один другого, прописывали самые разнообразные лекарства от всех им известных болезней; но ни одному из них не приходила в голову та простая мысль, что им не может быть известна та болезнь, которой страдала Наташа, как не может быть известна ни одна болезнь, которой одержим живой человек: ибо каждый живой человек имеет свои особенности и всегда имеет особенную и свою новую, сложную, неизвестную медицине болезнь, не болезнь легких, печени, кожи, сердца, нервов и т. д., записанных в медицине, но болезнь, состоящую из одного из бесчисленных соединений в страданиях этих органов. Эта простая мысль не могла приходить докторам (так же, как не может прийти колдуну мысль, что он не может колдовать) потому, что их дело жизни состояло в том, чтобы лечить, потому, что за то они получали деньги, и потому, что на это дело они потратили лучшие годы своей жизни. Но главное – мысль эта не могла прийти докторам потому, что они видели, что они несомненно полезны, и были действительно полезны для всех домашних Ростовых. Они были полезны не потому, что заставляли проглатывать больную большей частью вредные вещества (вред этот был мало чувствителен, потому что вредные вещества давались в малом количестве), но они полезны, необходимы, неизбежны были (причина – почему всегда есть и будут мнимые излечители, ворожеи, гомеопаты и аллопаты) потому, что они удовлетворяли нравственной потребности больной и людей, любящих больную. Они удовлетворяли той вечной человеческой потребности надежды на облегчение, потребности сочувствия и деятельности, которые испытывает человек во время страдания. Они удовлетворяли той вечной, человеческой – заметной в ребенке в самой первобытной форме – потребности потереть то место, которое ушиблено. Ребенок убьется и тотчас же бежит в руки матери, няньки для того, чтобы ему поцеловали и потерли больное место, и ему делается легче, когда больное место потрут или поцелуют. Ребенок не верит, чтобы у сильнейших и мудрейших его не было средств помочь его боли. И надежда на облегчение и выражение сочувствия в то время, как мать трет его шишку, утешают его. Доктора для Наташи были полезны тем, что они целовали и терли бобо, уверяя, что сейчас пройдет, ежели кучер съездит в арбатскую аптеку и возьмет на рубль семь гривен порошков и пилюль в хорошенькой коробочке и ежели порошки эти непременно через два часа, никак не больше и не меньше, будет в отварной воде принимать больная.

Римляне на протяжении своей истории не искали легких путей, когда дело касалось обеспечения государства жильем, территорией, инфраструктурой. Этот постулат находит применение при взгляде на город Равенну, который не зря называют сестрой Венеции. Архипелаг полузатопленных островов, которые соединяются между собой большим количеством каналов, город стал идеальным плацдармом для создания могущественного итальянского флота, наводившего страх на мальтийских и сицилийских пиратов. Сегодня от военного прошлого Равенны остались лишь исторические памятники да воспоминания старожил города. О том, мы расскажем в отдельной статье.

Добираемся до Равенны

Для отечественного туриста самым оптимальным транспортом является самолет. Но аэродром Гастоне Новелли в Равенне используется в качестве тренировочного полигона. Ближайшими гражданскими аэровокзалами являются: Марко Поло в Венеции, Мирамаре в Римини, Гульельмо Маркони в Болонье (в 80 км).

Из Болоньи до Равенны доехать можно на автомобиле за 1 ч. Причем туристам придется оплатить не только прокатный автомобиль, но и транспортный налог в размере 5 евро. Проезд на поезде обойдется в 7 евро. Читайте, .

Из Рима до Равенны расстояние составляет 280 км. На автомобиле добираться 4.5 часа, чуть меньше - на поезде. Билет на второй класс достигает 62 евро.

Из Милана до Равенны 288 км. Если Вы воспользуетесь автомобилем, то время в дороге составит не менее 3 часов. Время в поезде превышает 3 часа, поскольку неизбежна пересадка в Фаэнце, либо в Болонье.

Железнодорожный вокзал Равенны расположен в шаговой доступности от центра города. Поэтому мы настоятельно рекомендуем не останавливать такси, а пройтись пешком по улочкам исторической местности.

Из Москвы можно взять билет до Рима, где пересесть на поезд либо самолет до Болоньи, Римини. Вообще, транспортная инфраструктура в северной части Италии удостаивается самых лестных отзывов, но стоит быть начеку, ибо в Апеннинах очень много уличных воришек.

Цены в Равенне

Будучи гостеприимными и темпераментными людьми, итальянцы трепетно относятся к гостям. Это в равной степени касается ресторанов, баров, таксистов, отельеров, рядовых жителей страны. В этой связи не следует удивляться, если добродушный продавец сувениров подарит Вам небольшую безделушку. Тем не менее, торговаться с представителями второй древнейшей профессии - обязательно.

Что касается ресторанов, гостиниц, там четко фиксированные цены. Среди ресторанов выделяется Понте-Марино 3, в меню которого можно обнаружить традиционные итальянские и средиземноморские блюда. Средний ужин с алкоголем обходится в 25 евро. Если заказать fisso (блюдо дня), такой фуршет будет стоить 10-15 евро.
В знаменитых пиццериях Равенны можно отобедать мучными изделиями из морепродуктов, овощей, большого количества фирменных сыров. В среднем пицца стоит 1.5 евро, а кофе - 2 евро. Естественно, в кафе, находящихся в центре города, поесть будет дороже, нежели вдали от туристических троп.

Стоимость парковки составляет 2 евро в час (талоны приобретаются в газетных киосках). Что касается гостиниц, то разброс цен внушителен. Туристы могут воспользоваться бюджетными вариантами вроде хостелов за 35 евро или роскошными гостиницами, где номер может стоить 150 евро.

Кулинарные традиции Равенны

В живописной местности, сочетающей в себе культурные и гастрономические особенности всей страны, Вы можете всецело насладиться Италией. Вкусите Каппеллетти с мясным соусом, удивительную пьяду, пассателли в курином бульоне. К слову, последнее блюдо пользуется повышенным спросом среди россиян. В состав пассателли входят яйца, тертый пармезан, мускат, панировочные сухари. Среди десертов королем яств считается Скуакуероне - карамелизированный инжир с щедрой горстью сыра. Запить сытный обед предлагается местным вином Санджовезе.

Событийный туризм

В Равенну принято наведываться по особым летним дням, когда город принимает международные выставки, фестивали, ярмарки, другие культурные мероприятия. На Равенна Фестиваль съезжаются оперные артисты, деятели киноиндустрии, театра, эстрады.

Ночная Мозаика представляет собой комплекс увлекательных экскурсий по самым примечательным историческим местам Равенны.

Каждую третью неделю месяца проводится Антикварный рынок, куда приезжают знатоки старинных предметов интерьера, наряда и т.п.

Погода в Равенне

В зимние месяцы в средней Италии, как правило, довольно прохладно - всему виной служит высокий уровень влажности региона. Туманы и снег - частые гости для местных горожан, встречающих такие празднества, как Новый Год и Рождество. Да и летом высокая влажность отнюдь не является преимуществом Равенны. Самым оптимальным временем для посещения города является осень или весна. В это время курорт Марина ди Равенна полон коренных итальянцев и туристов из других стран мира.

Что надо посмотреть в Равенне

Равенна - один из наиболее древнейших городов Италии. Она, как и ее "старшая сестра" Венеция, строилась на болотах, впоследствии превратившихся в систему каналов, изрезавших город, словно узоры на ладони. Благодаря своей неприступности город какое-то время находился в статусе столицы Западной Римской Империи. Сие знаменательное событие датируется 5-8 веками. Достопримечательностей здесь, конечно, несметное количество. Выделим основные из них.

Для молодых туристов стоит уяснить, что поездка в Равенну - попытка прикоснуться к вечности и почувствовать небывалую энергетику древнего мира. Венчать экскурсию может Собор Святого Виталия 6 века. Снаружи это неприметное сооружение, но пройдя внутрь можно оценить искусство местных зодчих. Колонны поддерживают двухъярусный обход. Мозаика на христианские мотивы, двухэтажные аркады - другого такого убранства нет во всем мире.

По соседству находится Национальный музей, где самым дорогим экспонатом считается коллекция монет античной эпохи.

Гробница Теодориха - особое место, неподвластное времени и силе. Неприступное белое здание окружено чередой систем безопасности. Здесь покоятся мощи властного короля остготов Теодориха.

Порт Равенны - один из крупнейших морских транспортных объектов Средиземноморья. Отсюда берут старт круизные лайнеры, совершающие поездки в Турцию, Грецию, Кипр, Сицилию. Лучшими пляжами Равенны являются Лидо диСавио, Пунта Марина Терме, Порто Корсини, Лидо ди Данте, Марина диРомеа, Марина ди Равенна.

Фото Равенны

Полезная информация для туристов о Равенне в Италии - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Равенна – один из самых древних и важных городов Италии, центр одноименной провинции, расположенный в регионе Эмилия-Романья в 10 км от побережья Адриатического моря. В 5-м веке он стал столицей Западной Римской империи, а затем был главным городом государства остготов, Равеннского экзархата и Лангобардского королевства. Сразу восемь памятников Равенны времен поздней античности внесены в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

Когда-то Равенна была небольшим поселением этрусков или умбров, и только во 2 веке до н.э. здесь появились римляне, которые захватили всю Паданскую равнину. Сто лет спустя на месте античного поселения по приказу императора Октавиана Августа был заложен военный порт Классис, вокруг которого со времен вырос целый город. В конце 4-го века, когда Римская империя распалась на Восточную и Западную, столицей последней стал Милан, однако после осады города в 402-м году император Гонорий был вынужден перенести столицу в Равенну. Именно тогда в городе строятся первые христианские церкви и другие культовые здания. Равенна становится экономическим, политическим и культурным центром империи.

В 476-м году Западная Римская империя в результате непрекращающихся войн и распрей перестает существовать, а несколько десятилетий спустя правителем Италии становится остготский король Теодорих, который также делает Равенну своей резиденцией. Остготы правят на Апеннинском полуострове на протяжении почти пятидесяти лет, пока в середине 6-го века им на смену не приходят византийцы. С 540-го года и до первой половины 8-го века Равенна является столицей независимого государственного образования – Равеннского экзархата.

Только в 751-м году город захватили лангобарды, которые разрушили многие памятники античности. Затем, в 8-15-м веках, Равенна переходит из рук в руки. В 13-м веке в городе правило семейство да Полента, у которого нашел последний приют великий Данте – именно Франческу да Полента знаменитый итальянский поэт боготворил всю свою жизнь. Гробница Данте стала одной из главных достопримечательностей Равенны.

В 15-м веке Равенна входила в состав Венецианской Республики – именно тогда была построена крепость Бранкалеоне. А затем стала частью Папской области, в составе которой долгое время оставалась ничем не примечательным провинциальным городом. Окружающие Равенну поля начали превращаться в болота, а сам город потихоньку уходил под воду. В 1636-м году море подступило так близко, что затопило центр города. Только вовремя предпринятые меры по ирригации полей позволили спасти город с его бесценными памятниками истории и архитектуры.

Равенна чрезвычайно богата уникальными достопримечательностями, среди которых в первую очередь стоит отметить памятники раннехристианской и византийской эпохи, ставшие в 1996-м году объектами Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО. Это – мавзолеи Галлы Плацидии и Теодориха, баптистерий православных и баптистерий ариан, базилики Сант Аполлинаре Нуово, Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе и архиепископская капелла. Практически все эти здания украшены старинными византийскими мозаиками. Также отдельного внимания заслуживают Кафедральный собор Санто Спирито 18-го века, крепость Бранкалеоне и францисканская церковь Сан Франческо, в которой отпевали Данте.

Вокруг Равенны можно найти множество чистых песчаных пляжей и природных парков. Самым популярным местным курортом, особенно среди молодежи, считается современный Лидо Адриано. В Пунта Марина Терме расположен целый комплекс коттеджей в окружении соснового леса. И здесь же на пляже работает центр талассотерапии. А больше всего отелей находится в Лидо ди Савио в 20 км от Равенны – этот курорт снабжен конной и гребной школами, теннисными кортами, магазинами и бассейнами.