Есть ли во франции река сена. Река Сена — начало Парижа и всей Франции

От Руана до Парижа на извилистой Сене множество островов, приливные явления сохраняются на 35 км от устья. Протяженность реки Сены – 776 км, глубина ее в районе Парижа достигает в среднем 9,5 м. Большая часть бассейна – равнины с пологими песчаными берегами, находящиеся под угрозой затопления в зимние месяцы, только на юго-востоке, ближе к истоку, на плато Лангр в Бургундии, высота над уровнем моря достигает 900 м. Разливы Сены в холодное время года стали настоящим бичом прибрежных районов. Чтобы спасти от наводнений Париж, в XIX веке в городе обустроили высокие каменные набережные и начали тщательно отслеживать уровень воды. Последний экстремальный подъем Сены отмечался в 2016 году, благодаря слаженной работе городских служб особых разрушений не было, хотя пришлось, как обычно, эвакуировать десятки тысяч произведений искусства из подвальных фондов городских музеев. В засушливые годы летом, напротив, Сене угрожает обмеление, ставящее под угрозу навигацию по реке.

История прибрежных городов и деревень

Письменные источники свидетельствуют о том, что берега реки Сены представители кельтских племен, рыбаки и земледельцы, заселили в III веке до н. э. Пришедшие в Галлию римляне также высоко оценили удобный водный путь, в VI веке их вытеснили германское племя франков, давшее название государству. Из-за равнинного характера и медленного течения навигация по Сене проста, чем и воспользовались в IX-X веках викинги, поднявшиеся до Парижа и осаждавшие город. Впоследствии они отступили и некоторое время провели в окрестностях Руана, поближе к морю.

В устье реки лежит Гавр, крупнейший морской порт Франции. Между Сеной и бассейном Гавра стоит бетонная дамба, пропускающая лишь суда. По потокам пассажиров этот порт – лидер во Франции, по грузопотокам он уступает только Марселю. Гаврский порт осуществляет не только морские, но и речные перевозки. Своим расцветом в XVI веке город обязан тому, что более популярные порты на Сене Онфлёр и Арфлёр, расположенные в нескольких километрах от Гавра, оказались в заиленной части русла реки.

Следующий по направлению к востоку крупный город на Сене – Руан, пронизанный притоками реки, значимый французский порт. В 1431 году в Руане произошло трагическое событие для истории Франции – был проведен суд над Жанной д’Арк. Спасительницу страны сожгли на костре, а пепел развеяли над Сеной.

Важнейшие пригороды Парижа формировались по берегам Сены – главной транспортной артерии региона. Эпине-сюр-Сен, вобравший в себя название реки, расположен в 11 км к северу от столицы, Корбей-Эсон лежит в южной части Парижа, в месте впадения Эсона в Сену. Из пригорода на лодках в столицу завозили продовольствие, а обратно во время эпидемии чумы водным путем вывозили трупы – отсюда пошло французское название катафалка. Мант-ла-Жоли в 53 км к западу от Парижа был укрепленным портом, защищавшим столицу от нашествий.

Путешествие по реке

Крупные океанские суда проходят по реке Сене 120 км до Руана, баржи и речные суда – более 500 км до Марриль-сюр-Сен. Прогулка из Парижа в Онфлер и обратно с осмотром Руана обычно длится около 5 дней. Стоимость путешествия составляет 1000 евро за проживание в двухместной каюте с полным пансионом. На арендованных яхтах можно плавать по Сене и, через сеть каналов, по другим рекам Франции.

Прогулки по Сене в Париже

На левом берегу реки Сены сосредоточены музеи и туристические объекты во главе с Эйфелевой башней, на правом – бизнес-центры и государственные структуры. Впрочем, разделение условно – на правом берегу остаются не менее популярные среди гостей города Лувр, Тюильри, Булонский лес и Монмартр. Самый удобный вариант, позволяющий продумать маршрут самостоятельно, это путешествие на речном трамвайчике Bateau Bus, следующем по реке с 8 остановками.

Билеты на Bateau Bus действительны в течение суток или двух с момента первой посадки, так что туристы могут осматривать достопримечательности, а потом продолжать прогулку. Маршрут по реке Сене проходит по туристическому центру города, от ботанического сада до Эйфелевой башни. С марта по сентябрь трамвайчики ходят часто, каждые 20 минут, в низкий сезон ждать придется около 25 минут. Начало работы – 10:00, конец – 19:00 зимой и 21:30 летом. Билет стоит 16-19 евро на день-два для взрослых, 7-10 евро для детей от 3 до 16 лет.

Более комфортабельные, чем речные трамвайчики, экскурсионные кораблики стартуют от третьего причала набережной Bourdonnais. Стоимость часовой экскурсии составляет 6-14 евро. Рестораны на корабликах бронируются заранее, затраты на двухчасовой обед на реке Сене доходят до 100 евро с человека. Ужин в сопровождении живой классической музыки длится дольше и стоит до 215 евро.

Сена в истории живописи

Берега Сены традиционно становились объектом внимания французских пейзажистов, но настоящий бум интереса к реке начался с появлением импрессионизма. В пригороде Парижа Аржантее постоянно проживали Эдуард Мане и Гюстав Кайботт, а остальные участники «Салона отверженных» приезжали к ним в гости и работали на пленэре. Остров на реке Сене к западу от Аржантея, в Шату, так и назвали островом Импрессионистов. Здесь, в ресторане «Мезон-Фурнез» и камерном музее, хранятся работы художников, среди них и «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара.

Рукотворные достопримечательности

Равнинные речные пейзажи не отличаются разнообразием, и монотонность прогулки по Сене разбавляет знакомство с архитектурными достопримечательностями и музеями. Среди обязательных к осмотру культовых зданий – Руанский собор XII века, церковь Святой Екатерины XV века в Онфлере, аббатство Гравиль-Сент-Онорин в Гавре. Менее известный, но интересный объект, готическую церковь в Верноне, строили с XI по XV век и недавно реставрировали.

Мосты

В устье реки Сены лежит мост Нормандии, достигающий в длину 2,35 км. Длина его центрального пролета – 935 м. В Мант-ла-Жоли сохранился старый мост XII века. В Руане 6 мостов, один из них, носящий имя писателя Гюстава Флобера, – самый протяженный подъемный мост в Европе. Его длина достигает 86 метров. Образец современной архитектуры можно увидеть возле музея Сены в Кодбек-ан-Ко. В Париже 37 мостов, старейший из них Пон-Неф, построенный в 1607 году. Самый короткий, всего 32 м, мост Малый, проложенный к острову Сите.

С 1870 года на парижском мосту Аустерлиц выставлена шкала наводнений, предупреждающая горожан об опасности. Если прибывающая вода омывает колени статуи Зуава на мосте Альма, то опасность еще не слишком серьезна, достигает пояса – следует беспокоиться, бороды – близка катастрофа.

Замки

Река Сена не так часто вдохновляла архитекторов на создание шедевров, как Луара, но и здесь есть на что посмотреть. Самый известный замок, владение королевской семьи, – это Консьержери в Париже, строительство сохранившихся частей которого началось в XIII веке. Сейчас это часть Дворца Правосудия. Руины замка Шато-Гайар расположены в 95 км к западу от столицы. Его построили по приказу Ричарда Львиное Сердце в конце XII века и частично снесли в 1599 году по воле Генриха IV. До нашего времени дошли крепостные стены и главная башня, возвышающиеся над рекой Сеной. Попасть внутрь можно в теплое время года, побродить у внешних стен – круглогодично.

Музеи

Самые интересные музеи на берегу реки Сены связаны с реками, морями и водным транспортом. Морской музей Руана с ангарами расположен рядом с мостом Гюстава Флобера. В Руане же воспроизведен Большой Барьерный риф в Панораме XXL, ждущий гостей с 10 до 18-19 часов, стоимость билетов – до 9,5 евро. Музей водных путей открыт на месте встречи Сены и Уазы, здесь экспонируются модели кораблей. В музее Сены в Кодбеке-ан-Ко, открытом с февраля по ноябрь с 13:00 до 18:30, а в июле-августе – с 10:00, рассказывается об истории реки и жителей прибрежных селений с античности до наших дней. Билет стоит 5 евро, с гидом – 6 евро.

Информация для туристов

Еще недавно Сена была непригодна для купания и рыбной ловли, но усилия экологов привели к ее очищению от канализационных стоков. В ее воды вернулся атлантический лосось, это хороший показатель, но все еще часто фиксируется превышение тяжелых металлов. Впрочем, прогулкам по реке Сене это не мешает, а для пляжного отдыха во Франции много других возможностей. В окрестностях Парижа летом, на пике жары, из привозного песка насыпают искусственные пляжи, на которых можно загорать и веселиться. Купаться при этом запрещено. В устье реки Сены разбит ботанический сад Онфлера с бабочками, экзотическими птицами и растениями, стоимость посещения доходит до 9 евро. Заповедник Букль де ла Сена Норманд можно посетить недалеко от выезда из Гавра, на границах Руана открыты зоопарк и парк развлечений.

Отдых на реке

Помимо круизов по реке Сене, туристы могут отдохнуть в многочисленных пансионатах и кемпингах, вне промышленных зон, встречающихся на каждом километре. Рядом с ними обычно обустроены кафе, закусочные, заправки, прокат автомобилей. В приморской части реки Сены – множество яхт-клубов. В Париже можно арендовать стоящую у набережной баржу с мини-террасой в качестве гостиницы. Стоимость проживания в ней – около 200 евро в сутки на группу до 5 человек.

Сена - одна из самых известных в Западной Европе рек, источник вдохновения для художников и поэтов, веками воспевавших ее красоту.

География

Река берет начало на плато Лангр в Бургундии, далее течет по равнинной местности провинции Шампань между холмами Парижского бассейна, образуя широкую долину. Русло реки очень извилистое, особенно ниже города , где оно разветвляется на несколько рукавов и образует острова.
Устье реки находится между портовым городом Гавр и приморским Онфлером, в заливе Сена пролива , где образуется большой воронкообразный эстуарий длиной свыше 25 км и шириной от 2 до 10 км. В устье Сены построен Мост Нормандии - один из самых больших байтовых мостов в мире длиной 2350 м с центральным пролетом в 935 м.
Влияние морских приливов распространяется на 35 км выше Руана. Непосредственно в устье приливы достигают высоты 7,5 м. Течение реки заметное, перепад высот между истоком и устьем достигает 500 м; в целом характер реки спокойный, если бы не угроза наводнений. Паводки случаются зимой, летом - короткая межень.
Если паводки сильные, на Сене начинается наводнение. На реке и ее притоках проводятся гидротехнические работы, что существенно снизило опасность наводнений для Парижа и других городов.

История

Название реки в античные времена звучало как Секвана (Seguana), упоминания о ней встречаются еще в древнеримских источниках I в. до н, э. Предположительно, допускается образование от кельтского sog-han - «спокойная река». На ее берегах жило кельтское племя секванов. Другое местное кельтское (галльское) племя, обосновавшееся здесь в середине III в, до н. э - паризии - дало название Парижу, который римляне называли Лютеция (от lutum - «грязь, болото»).
Кельты построили на реке рыбацкие деревни и занялись сельским хозяйством на плодородных равнинах в долине Сены. Относительно спокойный характер реки привлекал к ней людей, и вскоре вся местность вдоль Сены была заселена.
Для древних римлян река была важным рубежом в завоевании земель непокорных кельтов. В Средние века Сена служила естественной границей между феодальными владениями.
Долгое время плавание торговых караванов судов по Сене было небезопасным делом из-за разбоя. Еще дольше доставляло неудобства мелководье. Первые серьезные работы по углублению русла реки были проведены лишь в 1840 г., после чего корабли с осадкой до 1,6 м смогли перемещаться по реке от устья до Парижа. Позже работы по повышению судоходности реки продолжились, и теперь до Парижа поднимаются суда с осадкой до 3,2 м, а до Руана - 6,5 м. Углубление дна Сены в 1960-х гг. помогло избавиться от такого явления, как маскаре - аномально высоких приливных волн, возникающих в устьях Сены и движущихся вверх по течению.
Резкое повышение уровня воды в Сене зимой и осенью и сегодня представляет серьезную опасность для Парижа, хотя после сильнейшего наводнения в январе 1910 г. по берегам реки были выстроены защитные дамбы. Статуя Зуава у опоры моста Альма с давних пор служит своеобразным измерителем: асе парижане знают, что, когда вода поднимается до его колен, это наводнение средней опасности, если до уровня пояса и выше - весьма серьёзное, а в 1910 г. уровень воды в Сене достиг бороды (или шеи) Зуава - 8 метров 62 сантиметра.
В 1944 г. во время Второй мировой войны была проведена стратегическая операция «Оверлорд» по высадке войск англичан и американцев на французском берегу в Нормандии: союзники прорвались сквозь немецкие укрепления на восток, форсировали Сену и 25 августа, при поддержке французских партизан, освободили Париж.
В 1991 г. ЮНЕСКО внесла парижские берега Сены - Рив-Гош и Рив-Друа - в европейский список Всемирного наследия человечества.
Пусть Сена и не самая длинная река во Франции (самая длинная - Луара), тем не менее она остается важнейшим звеном экономики Франции и всей Западной Европы, 60% реки судоходно, судоходство по реке осуществляется круглый год. Сена соединена каналами с Рейном, Маасом, Луарой, Соной, Соммой, Шельдой. Из-за высоких приливов в устье Сены суда проходят по обводному Танкарвильскому каналу. Суда поднимаются до самого города Труа - к подножию гор, где находятся истоки Сены. Океанские суда поднимаются до Руана - на расстояние свыше 120 км от устья.
Бассейн Сены - главный индустриальный и сельскохозяйственный район Франции. Именно на Сене находятся крупные промышленные компании нефтеперерабатывающей, химической и автомобильной отраслей промышленности.
Однако по той же причине к 1960-м гг. уровень загрязнения воды в Сене повысился настолько, что жизнь в реке практически исчезла. Срочные меры по ликвидации и предотвращению загрязнения реки дали неплохие результаты: в 2009 г. было даже отмечено возвращение в Сену такой чувствительной к загрязнению рыбы, как атлантический лосось.
Париж - самый большой речной порт на Сене, за ним следуют Руан и Гаар. Сена настолько важна для Парижа, что ее неофициально принято считать 21-м городским округом. Река разделила Париж надвое: на правом берегу сосредоточена торговая и деловая часть города, левый берег - это преимущественно культурные и образовательные учреждения.
На правом берегу Сены расположен Лувр - музей с мировой славой, живописные постройки в саду Тюильри, дворец Карнавале, башня Сен-Жак, кладбище Пер-Лашез, Монмартр, Булонский лес…
На левом берегу Сены стоит еще один символ Парижа, без которого уже немыслима панорама города: Эйфелева башня на Марсовом поле. Неподалеку находится Дом Инвалидов, где похоронен император Наполеон Бонапарт. Дворец Марии Медичи в Люксембургском саду - местонахождение сената страны. Рядом - Латинский квартал и знаменитый университет Сорбонна. В наше время не многие студенты могут себе позволить жить по соседству с Сорбонной, в 5-м и 6-м округах, где с начала XX в. обосновались представители парижской художественной интеллигенции - богемы: художники, писатели, театральные деятели.
Рив-Гош - левый берег Сены - понятие не только топографическое.
Стиль Рив-Гош подразумевает совершенно особый, эксцентричный образ жизни, манеры поведения и внешний вид богемы, в отличие от более консервативных буржуа с правого берега. Сегодня подобный свободный стиль, что-то между хиппи и яппи, назвали бы «бобо» (фр. bourgeois-boheme - буржуа-богема).
В пределах Парижа через Сену переброшено 37 мостов, включая самые известные: мост Луи-Филиппа и Пон-Неф, или Новый мост, постройки 1607 г. - старейший из сохранившихся мостов Парижа через реку Сену.
Руан - третий по величине порт на Сене, с развитой промышленностью и главной достопримечательностью - Руанским собором, заложенным в 1210 г. и завершенном в начале XVI в.
Гавр - второй порт после Парижа - ранее назывался Гавр-де-Грас, или «благодатная гавань». В настоящее время на Гавр приходится весь внешнеторговый оборот Франции со странами Америки и Западной Африки.
В месте, где сливаются Сена с Уазой, стоит еще один крупный центр речного пароходства - Конфлан-Сент-Онорин.

Но Сена - это еще и патриархальные деревушки и тихие провинциальные городки. На высоком берегу Сены, в местечке Фрет-сюр-Сен открывается роскошная панорама леса Сен-Жермен-ан-Лэ, в эти края приезжают в поисках вдохновения художники и писатели.


Общая информация

Местоположение: Западная Европа. Протекает по территории Франции, пересекая исторические области Бургундия, Шампань, Иль-де-Франс. Нормандия, департаменты Кот-д"Ор, Об, Сена и Марна, Париж, Ивелин, Эсонн, Уаза, Верхняя Сона, Валь-де-Марн, Сен-Сен Дени, Эр, Приморская Сена, Кальвадос.

Способ питания: преимущественно дождевой (максимум - ноябрь-март, минимум - август-сентябрь).

Бассейн: Атлантический океан.
Исток: южная часть плато Лангр (на высоте 471 м), регион Бургундия.

Устье: бухта Сена, пролив Ла-Манш.

Крупнейшие притоки: левые - Йонна, Луэн, Эр, Риль, правые - Урс, Об, Марна, Уаза, Эр.

Крупнейшие города: Париж (крупнейший континентальный порт Франции) - 2 234 105чел. (2009 г.), морские порты Руан - 110 688 чел. (2009 г.) и Гаар - 177 259 чел. (2009 г.).

Цифры

Длина: 776 км.

Ширина: в Париже - 265 м, между городами Эльбеф и Руан - 680-780 м.

Средняя глубина в районе Парижа: 6,5 м.

Площадь бассейна: 78 650 км 2 .
Средний расход воды: у Парижа - 250 м 3 /с. в устье - 450-500 м 3 /с.

Климат и погода

От морского до умеренно-континентального.

Средняя температура января: +4.2°С.

Средняя температура июля: + 19,6°С.

Среднегодовое количество осадков: 640 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Уровень воды: самый высокий - в январе, самый низкий - в сентябре.

Экономика

Портовая индустрия.

Водоснабжение: городское и сельскохозяйственное.

Сфера услуг: туризм, транспорт (речное судоходство).

Достопримечательности

Город Париж

Мосты : Александра III, Альма, Инвалидов. Менял, Мирабо, Согласия, Луи-Филиппа, Пон-Неф (Новый мост), Сен-Мишель, Искусств, Карусель.
Острова : Сите: Дворец Правосудия и замок Кон-сьержери (с VI в.), Дворцовый бульвар, собор Нотр-Дам-де- Пари (1163-1330 гг.); Сен -Луи: (застройка 1614-1664 гг.) набережные Орлеанскаяи Бурбонов:дворцы Лозен, Ламбер, Шенизо; Лебединый: (сооружён в 1825 г. в качестве дамбы): уменьшенная копия статуи Свободы (11,5 м): Гран-Жатт изображен на шедевре Жоржа-Пьера Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт-. 1884-1886 гг.).
Левый берег : гора Святой Женевьевы, старые монастыри бенедиктинцев и кармелиток, набережная Латинского квартала, Сорбонна (с XIII в.), Валь-де-Грас (XIII в.), престижный университет Эколь Нормаль, церковь Сен-Жюльен-ле-Повр (с XII в.), аббатство Сен-Жермен-де-Пре [с XI-XII вв.); дворец Маза-рини (XVII а.) на набережной Конти, «Большие кафе», бульвар Монпарнас, катакомбы (длиной до 160 км), музеи Орсе и Бранли, Дом Инвалидов (1670-е гг.). и др. в Правый берег: мэрия в Отель-де-Виль (здание в Гревском порту с ХII в.). квартал Маре, дворец Карнавале (XVII в.), Лувр (с 1190 г.), Тюильри (с 1564 г.) и Ели-сейские поля (с 1616 г.). Центр Помпиду (Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду,
в Обиходе - «Бобур») и др.
Город-порт Руан : Руанский собор (1120-1200 гг.).
Город-порт Гавр : мост Нормандии (1995 г) в устье Сены между г. Гавр и г. Онфлер, послевоенная застройка по проекту Андре Перре, церконь Сен-Жозеф - памятник жертвам бомбежек 1944-1945 (1958 г,), церковь Нотр-Дам и аббатство Гравиль-Сенг-Онорин (XVI-XVIII вв).
Город Онфлер : старинная гавань, деревянная церковь св. Екатерины (XV в.).
Город Ле-Андели : старый район Большой Андели был романским городом, местом проживания франкских королей, культурным и религиозным центром: замок Шато-Гайар (XII в.) построен Ричардом Львиное сердце.
Город Труа : древнее поселение кельтов, 42 памятника культуры, большая часть сосредоточена в центральном районе, называемом «Пробка шампанского».
■ Руины аббатства Жюмьеж (основано в 654 г.).

Любопытные факты

■ При первых признаках наводнения в 2003 г боле 100 тыс. ценных предметов искусства были эвакуированы из подземных запасников музеев Парижа, что стало самой большой эвакуацией такого рода со времен Второй мировой войны.
■ Мост Нормандии - вантовый дорожный мост обшей длиной 2350 м с центральным пролетом в 935 м. высота пилонов 215 м. Строительство моста заняло почти семь лет, открыт в 1995 г. До 1999 г., когда его «Обогнал» мост в Токио, был самым длинным в мире.
■ Город Гавр был почти полностью уничтожен во время Второй мировой войны в ходе боев и бомбардировок. Впоследствии отстроен заново по проекту архитектора Андре Перре. Эти дома послужили образцом для массовой застройки в СССР при Хрущеве (известные всем «хрущевки»).

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь - из Парижа - в Париж - в Ла-Манш, в океан…

За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres) находится её крохотная часть - тот самый ельник, колыбель Сены, который в 1864 году указом Наполеона III стал частью Парижа. А могло ли быть иначе? Не будь Парижа - кто бы особенно интересовался за пределами Франции Сеной? Однако парижане считают иначе: не будь Сены, не появился бы и Париж.

Паризане и Сена

Париж начинался на островке Сите Сены. Здесь был кельтский городок Лютеция («болото»), населяли его паризии. Кто-то ведёт названии столицы от названия этого племени, другие - с троянцами, бежавшими из Трои и основавшими в одном из самых благодатных мест Европы город Parisia - «дерзость». Есть и ещё версии, но вывод из них один - местность привлекала людей с древнейших времён плодородными землями, спокойной и полноводной рекой, ставшей торговой артерией Европы с самого её расцвета.

Парижане и сегодня ведут отсчёт пространства из сердца Парижа и Сены - Сите. У каменной громады Нотр-Дам-де-Пари, собора Парижской Богоматери, построенного на острове с 1163 по 1345 годы, в мостовую положена бронзовая плита, изображающая компас. Это «нулевая точка» - point zero, от неё отсчитывают все расстояния от Парижа, здесь для парижан - центр мира, вселенной.

Главная улица Парижа

Так называют её жители, путеводители, такова Сена на самом деле. Улица-Сена начинается на юго-востоке города, торжественно течёт на север, затем плавно изгибается, нарисовав на карте не то кривую средневековую саблю, не то бровь красавицы длиною 14,5 километра - и одно, и другое Парижу к лицу.

Вместо обычных домов на этой улице - баржи и мосты. Не те грузовые баржи, что плывут в 3 часа мимо набережных, когда вода словно чернила, и только буй напротив острова Сите вспыхивает зелёным огнём азбуки Морзе, посылая сигналы кому-то в глухую ночь. По берегам Сены пришвартованы самые настоящие баржи-дома, баржи-рестораны, баржи - психиатрические лечебницы, мастерские, галереи, приюты для бездомных, как баржа «Флерон Сен-Жак», где бесприютных накормят и дадут ночлег на деньги Мальтийского ордена. Да, он ещё существует и имеет более серьёзное влияние, чем полагает обыватель.

Более счастливые идут в плавучий ресторан «Халиф» - восточную сказку Сены. А самые счастливые - в плавучий дом-баржу: относительно недавно такое жильё стоило копейки и не требовало каких-то обязательств. Но мода, мода - она рождается в Париже! Теперь жилые баржи дают настоящую прописку в столице и стоят бешено.

Мосты - вот главные свидетели истории реки и города. Их в Париже 37. Сите и берег соединяет Pont Notre-Dame - мост Нотр-Дам длиною 105 м. По нему начинается самая увлекательная пешая экскурсия по городу, но и сам он достоин особого внимания. На его месте, словно на месте церквей, побывало, разрушено и построено много мостов, сначала паризиями, потом римлянами. В 1413 году указом карла VI был возведён типичный средневековый мост, застроенный по обычаям того времени торговыми лавками и домами. Как нередко случалось, мост в итоге обвалился. Вместо него появились новые в 1660, 1786 и 1853 году. Последний был с пятью арками, с которыми постоянно сталкивались баржи, за что мост прозвали Чёртовым. В 1919 году мост обновляют, центральные 3 арки снесены ещё ранее - с той поры он и сохраняет свой вид. По нему спешат туристы, молодёжь встречается, катается на роликах, художники и шаржисты поджидают вас или славу, которая всегда где-то бродит в Париже.

По иронии судьбы, самый старый мост над Сеной называется Новым - Pont Neuf. Он тоже соединяет двумя своими крылами парижское сердце Сите с берегами. Строительство Нового началось в 1578 году, когда, как торжественно пишут, Генрих III - последний Валуа - заложил первый камень в основание. На самом деле он просто бросил его в воду. Такая небрежность на воде всегда чревата. Потому мост достраивали уже при Генрихе IV - первом Бурбоне. Новый мост был для своего времени невероятен: на нём не было заслоняющих горизонт построек, его ширина - 28 м - превосходила все европейские улицы, потому его сразу «заселили» шуты, жонглёры, певцы, книгоноши, лекари и проститутки. На площади Нового моста вы можете выразить почтение Генриху IV , чьими трудами самый романтичный мост Парижа украшает столицу и сейчас.

А вот водолазы считают Новый мостом печальным. Ежедневно в 9 утра они облачаются в свои костюмы, чтобы осматривать дно. Под Новым, от которого совсем недалеко Дворец правосудия, они находят десятки обручальных колец: по расторжении брака люди часто идут на мост и бросают в воду столь желанное, но обманувшее надежды украшение.

Другая картина под мостом Искусств - Pont des Arts - первым железным мостом французской столицы, соединившим Лувр и Французскую Академию. Pont des Arts увешан медными замками с именами влюблённых, а дно под ним усыпано ключиками от замков.

А самым красивым мостом Парижа имеем право гордиться и мы. Это - мост Александра III между Елисейскими полями и Домом инвалидов . Красоту, изящество постройки, открытой в 1900 году перед Всемирной выставкой, оценили сами парижане и признали выдающимися. Мост украшен нимфами, ангелами, пегасами, аллегорическими фигурами Науки, Искусства, Промышленности и Сражения. Арочный центр конструкции - нимфа Сены и нимфа Невы с гербами двух государств. Побратим Александрийского в Париже - Троицкий мост в Петербурге, строившийся одновременно по проекту французских инженеров.

Берега

Мосты - это берега. Долгое время левый берег Сены (La Rive Gauche), в составе которого 6 округов, был средоточием богемы, дешёвой и свободной жизни, с ним связаны имена Хемингуэя, Матисса, Пикассо.

Здесь, на левом берегу, Сена подплывает к Эйфелевой башне , музею Орсе , хранящему шедевры Гогена, Ван Гога, Дега, Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Мунка. Рядом с Орсе - Сорбонна, Латинский квартал, сад Тюильри , музей Родена. Трудно представить подобное средоточие в любом другом месте планеты, на берегу другой реки.

На левом берегу тянется вдоль Сены квартал Сен-Жармен - самый кичливый, люксовый, брендовый и прочий подобный парижский квартал. На него любопытно посмотреть как на комедию нравов, недаром его так любил один из самых мрачных сынов сияющей Франции - Сартр. Не хотите смотреть на людей - любуйтесь архитектурными шедеврами старых веков, которыми так щедро украшен Сен-Жармен.

Берег правый (La Rive Droite) всегда был богатым, респектабельным, консервативным. Здесь расположены 14 округов столицы. Здесь - Елисейские поля, Лувр, Триумфальная арка, сад Тюильри, музей Пикассо.

Чтобы обойти всё просто названное, нужно жить в Париже долго. Но и пропустить что-то нельзя - подобного в мире нет. Потому лучше сесть у Эйфелевой башни в нечто, подобное водному автобусу, и отправиться по Сене - великая река покажет вам всё, что «вырастила» на берегах. Прогулочный теплоход остановится и у Нотр-Дама , и у Лувра , Елисейских полей и Сада растений (Jardin des Plantes), проследует под Королевским мостом (Pont Royal), на быках-опорах которого отмечены уровни всех наводнений. Последнее страшное наводнение случилось в 1910 году, Сена затопила метрополитен, площади, улицы, 20 тысяч домов, погибли десятки человек.

На катере вы проплывёте под мостом Согласия (Pont de la Concord), в конструкции которого - камень разрушенной Бастилии, увидите на берегу Луксорский обелиск из Египта, Большой дворец (Grand Palais) - великолепный образец модерна в архитектуре, Бурбонский дворец (Palais Bourbon), набережную Voltair, где жил и умер в особняке Отель-де-Вилет Вольтер.

На набережной Берси вы сможете сразиться в туре сальсы или танго - тёплыми вечерами там устраивают настоящие танцевальные марафоны. На Помпиду летом открывают пляж, уставленный настоящими пальмами и усыпанный песком.

Набережные Сены - это и есть Париж. Они неповторимы во всех смыслах - и духовном, и физическом - настолько, что включены ЮНЕСКО во Всемирное наследие, а парижане называют их 21 округом столицы - главным и прекрасным.

Люди здесь восторгаются, сходят с ума, влюбляются, кидаются с мостов, рисуют, что-то продают и покупают, и только Сена, как тысячи лет, течёт спокойно и величественно, как подобает реке, которая, словно рог изобилия, одарила мир.

С давних времён люди селились на речных берегах. Не стала исключением и река Сена в Париже, где ориентировочно в третьем веке до нашей эры появилось племя галлов, известное как паризеи. Следует отметить, что через нее проходил важный торговый водный путь, соединявший восток с Атлантикой.

Происхождение наименования

Существует несколько версий относительно происхождения названия этого водоема. Одна из самых распространённых заключается в том, что река Сена названа латинским словом «Sequana», что в переводе означает «священная речка». Вместе с тем, некоторые историки утверждают, что название имеет галльское происхождение. Они предполагают, что это видоизмененное наименование реки Йонн, притоком которой, по мнению галлов, была Сена. В низовьях же, на территории Нормандии, раньше этот водный поток вообще называли «Родо» - в честь одноименной равнины.

Общее описание

Река Сена протянулась на 776 километров. Своё начало она берёт в Бургундии (провинция в восточной части Франции), в районе плато Лангр, которое возвышается над уровнем моря на 471 метр. Протекает преимущественно по северофранцузской низменности, через Парижский бассейн. В непосредственной близости от Парижа она делает очень много всевозможных извилистых поворотов. Неподалёку от города Гавр впадает в одну из бухт пролива Ла-Манш. Самая крупная река-приток Сены - это Уаза. Кроме нее, справа по течению сюда впадают Марна и Об, а слева - Йонна. Общая площадь бассейна составляет почти 79 тысяч км 2 .

Как бы там ни было, пополняется Сена в основном за счёт атмосферных осадков. То же самое можно сказать и о других водных объектах, что располагаются на территории Франции. В частности, для периода с ноября по март характерен наибольший подъём уровня воды. Уклон русла Сены составляет чуть более 60 сантиметров на каждый километр. В общем, ее можно охарактеризовать как полноводную реку с устойчивым уровнем и спокойным течением.

Роль для страны

Сена сейчас является для Франции важной судоходной магистралью. Начиная от городка Труа река имеет статус транспортной, ведь с этого места вниз по течению могут курсировать суда, осадка которых составляет до 1,3 метра. Корабли с осадкой до 6,5 метров проходят до порта Руан. От последнего налажено судоходство до столицы, пройти здесь могут суда с осадкой до 3,2 метра. За счёт многочисленных искусственных каналов Сена соединена с прочими реками. Нельзя не отметить и большое количество портов, расположенных на ее берегах. Самые крупные из них сосредоточены в городах Париж, Руан и Гавр. Роль реки для всей Франции является настолько важной, что неофициально её называют 21 округом столицы (согласно официально утверждённому административному устройству, их здесь насчитывается 20).

Географическое расположение

Река Сена на карте условно разделяет французскую столицу на две части, пересекая ее с юго-востока на запад своеобразной дугой. Левый берег считается артистичным и богемным, а правый - деловым центром, где располагаются многочисленные административные здания, королевская резиденция Лувр, сады, площади и многие другие сооружения. На реке также находится исторический центр Парижа - остров Сите. Вне города эта водная артерия аккуратно огибает знаменитый и далее течёт по направлению к Ла-Маншу.

Мосты

Город на реке Сена является одним из самых популярных туристических центров во всём мире благодаря своим многочисленным культурным объектам. Вне всякого сомнения, к ним можно отнести и местные мосты. Всего в пределах Парижа через Сену их протянулось 37. Одними из самых красивых считаются такие из них, как Нотр-Дамм, Малый и Луи-Филипп, сооружённые несколько веков тому назад. Нельзя не отметить и тот факт, что на этой реке, а точнее, в ее устье, находится Мост Нормандии - одно из длиннейших на планете подвесных сооружений такого рода. Его длина составляет 2350 метров, а ширина - 23 метра.

Достопримечательности на Сене

Река Сена имеет множество архитектурных памятников на своих берегах. Двигаясь по течению на теплоходе, можно увидеть Лувр вместе с комплексом музеев, дворец Бурбонов, Дом Инвалидов, а также увековеченный Виктором сооруженный в период с двенадцатого по четырнадцатый век. У спускающихся по реке туристов появляется прекрасная возможность хорошо рассмотреть на левом берегу всемирно известный символ города - Эйфелеву Башню. Следует отметить, что движение по Сене является непрерывным. Прокатиться и полюбоваться красивым городом можно, используя как небольшие яхты, так и прогулочные круизные суда. К сожалению, это не может не сказываться на состоянии реки - вода здесь сильно загрязнена.

С Сеной связано большое количество интересных исторических фактов, легенд и поверий. В частности, считается, что пепел сожжённой в 1431 году Жанны д"Арк был развеян именно над ней. Кроме этого, река Сена была настолько любима национальным французским героем Наполеоном Бонапартом, что он мечтал быть похороненным на ее берегах. Однако его воля так и не была исполнена.

В 1910 году случилось большое парижское наводнение, в результате которого французская столица была затоплена практически полностью. Причиной катастрофы послужил подъем уровня воды в Сене в январе на целых шесть метров. Ничего подобного здесь с того времени не происходило. В 1991 году парижские берега реки были внесены ЮНЕСКО в перечень объектов мирового наследия, сосредоточенных в Европе.

Есть и неприятная статистика, связанная с Сеной. Дело в том, что она является очень популярной среди самоубийц, а также преступников, выбрасывающих в нее тела своих жертв.


РЕКА СЕНА (SEINE) - самая известная река Франции

Общая длина - 776,6 км.
Площадь водосборного бассейна - 79 000 км2
Высота над уровнем моря у истока - 446 метров над уровнем моря
Средний уклон - 0,58 м / 1 км
Средний расход воды в устье – 563 м³/с

Река Cена (Seine) - пятая по длине река Франции . Она - крупнейшая река северной Франции, полностью протекает по территории Франции и является ее рекой-символом, благодаря тому, что с ней связано множество исторических событий, особенно из жизни столицы Франции - города Парижа, который располагается на берегах Сены.

Общая длина Сены - 776,6 км. , площадь бассейна реки - 79 тыс. кв.км. Сена берет свое начало в плато Лангр, недалеко от истоков рек Маас и Марна, на высоте 446 метров над уровнем моря, на северо-западе Сен-Сен-л’Аббея. Средний уровень уклона русла Сены составляет всего 0,57м на 1 км. протяженности русла.

Название "Сена" происходит от латинского слова Sequana, которое, по распространенной версии, означает "священная река". Существует версия, что название Sicauna родственная с названием реки Сона (Франция). Некоторые ученые выдвигают гипотезу о том, что Sequana - латинизированная версия от галльского Issicauna Lower-Icauna, галльского названия реки . По их предположению, древние галлы считали Сену притоком Йонна, т.к. при впадении Йонны в Сену, первая является значительно большей.

В нижнем течении, в Нормандии, Сена была известна под названием Rodo, или Roto. Это кельтское название реки, родственное с названием реки Рона. Оба названия связаны с названием Rouen, которым у галлов называлась Rotomagos, что означало равнина Roto.

Сена имеет условное деление на пять частей (от истока вниз по течению):

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с );
- Верхняя Сена
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Спускаясь с плато, Сена несет свои воды по территории Парижского бассейна преимущественно с юго-востока на северо-запад. Верхнее течение реки Сена пересекает плато Шатильон. Здесь спуск реки становится слабым. Затем река пересекает берег Тоннеруа, берег Барруа. Протекая в Шампани за Бар-сюр-Сен, близ Труа, Сена формирует многочисленные рукава.

Учитывая достаточно спокойный характер течения реки Сены (средний уклон составляет всего 0,58 м. на 1 км.) - это одна из наиболее удобных рек Европы для судоходства. Навигация на Сене осуществляется на протяжении последних более чем 500 км.

Сена впадает в воды пролива Ла-Манш , через крик де Руан, недалеко от г. Гавр, где имеет ширину русла около 800 метров, а расход воды Сены здесь составляет около 563 куб.м/с.

Сена является самой знаменитой рекой Франции , во многом благодаря тому, что на ее берегах располагается столица Франции - Париж, в пределах которого расположены 37 мостов через Сену. Большинство из них уходят далеко в историю Средневековой Европы. Наиболее яркими примерами таких мостов являются мост Луи-Филиппа и Пон Неф (построен в 1607 году). Кроме того, в настоящее время на территории водосборного бассейна Сены проживает около 30% населения Франции. Это самый густонаселенный район страны.

Интересные исторические факты о Сене:

Согласно легенде, после сожжения на огне Жанны д"Арк в 1431 году, ее пепел был развеян над Сеной;
- Наполеон I Бонапарт, который умер в 1821 году, желал, чтобы его похоронили на берегу Сены, но его завещание не было исполнено;
- В январе 1910 года уровень воды в Сене поднялся на 6 м выше нормы, затопив почти весь город. Согласно историческим данным, Большое Парижское наводнение 1910 года было наибольшим, которую видел город с 1658 года, когда уровень воды был на несколько сантиметров выше. Кстати до сих пор больше таких грандиозных наводнений в Париже не наблюдалось;
- Река Сена была одной из главных целей, которые ставились при достижении Операции "Оверлорд" в 1944 году;
- В 1991 году берега реки Сены в Париже - Rive Gauche и Rive Droite были добавлены ЮНЕСКО в список объектов мирового наследия в Европе;
- Сена была популярным местом для самоубийц и преступников, которые сбрасывали сюда тела своих жертв. В 2007 году из вод реки было извлечено 55 трупов; в феврале 2008 года оттуда же выловили тело супермодели Катоуча Ниан.

Подробнее о реках Франции:




Несмотря на то, что в бассейне Сены наблюдается относительно устойчивый уровень выпадения осадков в течение года - паводки здесь тоже случаются. Выход воды из берегов Сены бывает двух типов : скоротечные паводки, которые случаются после сильных ливней в "верхней части" бассейне Сены, и затяжные наводнения в долинах Сены далее вниз по течению, которые случаются после продолжительных периодов дождей.

Период паводков в бассейне Сены случается преимущественно в конце зимы, когда быстрыми темпами начинает таять выпавший снег и идут проливные дожди. В этом случае уровень Сены и ее притоков заметно повышается, а общий объем воды в ее русле увеличивается в несколько раз. Например, средний расход воды в русле Сены в районе Парижа составляет 328 м3/с, однако в период больших паводков этот показатель вырастает в несколько раз - до 1 600м3/с.


Бурные пороги в верховьях Сены

Учитывая относительно небольшой уклон реки - повышение ее уровня на несколько метров сразу же отражается на состоянии уровней воды в притоках Сены. В первую очередь это отображается на крупных притоках Сены , которые впадают в нее в нижнем и среднем течении: Уаза, Эр, Марна. В верхних притоках Сены такой закономерности не случается. Здесь наблюдается обратная зависимость, когда резкое повышение воды в притоках ( , Об и др.) влечет увеличение уровня воды в Сене.

Для регулирования уровня воды в бассейне Сены , а также для минимизации возможных неблагоприятных последствий от паводков, в период времени с 1960 по 1990 года на Сене и ее притоках были сооружены четыре больших водохранилища на Сене (озеро Орьен), на Марне (озеро Дер-Шантекок), на Обе (озеро Amance и резервуар дю Темпль), на Йонне (озеро Панасьер). Эти озера, которые в сумме имеют запасы воды в объеме более 800 миллионов кубических метров позволяют не только предотвратить резкие наводнения и паводки в бассейне Сены, но и обеспечить в этом случае минимальный низкий расход воды, что способствует управлению паводком.

Гидрологические данные расхода воды в Сене (гидрологическая станция H7900010 в Пуасси на высоте 17 м над у.м.) за период 1975-2010 г.г.


Бассейн реки Сена , площадью 79 000 км2, почти полностью находится в пределах Парижского бассейна, который геологически представляет собой накопление осадочных пород древнего моря. Рельеф на территории бассейна Сены обычно не однимается выше 300 метров над уровнем моря, за исключением его юго-восточной окраины, где вырастает массив Морван (до 900 метров). Небольшая средняя высота на всей площади водосбора Сены объясняет небольшой уклон рек (от 0,01 до 0,03 м на 100 м), которые протекают на запад через восточную часть Парижского бассейна.

Гидрографические точки, разеляющие границу водосбора Сены :

Точка на плато Лангр в коммуне Val-de-Meuse (47 ° 56 "29 северной широты, 5 ° 30 "20 восточной долготы, высота над уровнем моря: 453 м) к югу от остатков римской дороги Bourbonne-les-Bains, - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны (река Сона) и Мааса;

Точка в Кот-д"Ор в городе Мейи-сюр-Рувр (водонапорная башня у городской дороги Vachère (47 ° 12 "16 с.ш., 4 ° 33" 07" в.д., высота: 440 м. над уровнем моря) - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны и Луары.

При приближении к территории региона Иль-де-Франс, Сена сливается с притоком Об на севере Ромилли-сюр-Сена. После слияния с Сена становится большой судоходной артерией . Ниже она принимает воды таких крупных притоков как Эна (355,9 км), Марна (514 км), Уаза (341,1 км), а также нескольких десятков более мелких рек и речушек. В Париже Сена сливается с притоками Эссон, Орж, Йеррес, Марна (около Парижа).

ОСНОВНЫЕ ПРИТОКИ СЕНЫ


Верхнее течение Сены представляет собой участок реки от истока до впадения в нее реки в коммуне Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne).

Расположен на территории коммуны Source-Seine, на плато Лангр, на высоте 446 метров над уровнем моря. Ранее, с 1864 года, территория источника Сены была в собственности города Парижа. В 1865 году здесь была построена искусственная пещера, через которую был направлен исток реки, а возле пещеры возведена статуя нимфы, символизирующей реку. Однако, со временем, столица потеряла интерес к данной местности, и участок был возвращен в ведение региона Бургундия.


Уже спустя 2 км от истока, на Сене, которая в этом месте преставляет собой небольшой ручеек, обустроено небольшое водохранилище - пруд Грийанд (Étang de Grillande). Такой же пруд (пруд Шато (Étang du Chateau)) с помощью дамбы оборудован еще через 7,5 км пути Сены. Здесь, в верхнем течении, Сена направляется практически строго в северном направлении. По пути до городка Шатийон-сюр-Сен (Châtillon-sur-Seine) она принимает воды нескольких небольших речушек и ручейков. Наиболее крупные из них - правые притоки Веррери, Ревенсон, Бревон. В Шатийон-сюр-Сен Сена уже приобретает черты реки. Здесь через нее перекинуты полноценные мосты, а русло в некоторых местах усилено бетонными конструкциями.

Ниже Шатийон-сюр-Сен, уклон Сены значительно падает, и река, вступив в пределы равнины Парижского бассейна, начинает периодически разделяться на несколько рукавов. Из-за равнинного рельефа с однородным основанием из осадочных пород, Сена практически не меняет направление, лишь слегка приняв на северо-запад. Возле коммуны Мерре-Сюр-Арс (Merrey-sur-Arce) Сена принимает воды первого достаточно крупного притока - реки Урс, длина которой практически достигает 100 км (99,9).

От коммуны Бургиньон (Bourguignons) Сена окончательно принимает северо-западное направление и на протяжении следующих 100 км., вплоть до города Марсийи-Сюр-Сен (Marcilly-sur-Seine) его не меняет. Здесь Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Об (длина 248 км., площадь бассейна 3 600 км2), который практически вдвое увеличивает размер Сены и ее расход воды.


После Марсийи-Сюр-Сен Сена резко изменяет направление на западное, а потом на юго-западное. Через 70 км. своего пути в этом направлении, у городка Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne), Сена встречает основной левый приток - реку (292,3 км., площадь бассейна - 10 836 км2). Слияние Сены с Йонной удваивает ее размер. иногда даже можно считать основной рекой, а Сену - ее притоком, учитывая сезонные колебания их полноводности.

Согласно общепринятой практике, при слиянии рек, поток, имеющий при слиянии наибольший годовой расход воды - дает свое название второму потоку. Согласно этому определению Сена стала бы притоком , а не наоборот, т.к. при их слиянии в Монтро-Фот-Йон у Йонны расход воды составляет 93 м3 / с с бассейном водосбора свыше 10 800 км2, в то время как Сена имеет расход воды в районе 80 м3 / с и бассейн водосбора, площадью 10 300 км2. Такая же ситуация встречается вверх по течению Сены, в месте ее слияния с рекой Об. Площадь бассейна реки Об при этом составляет 4700 км2, а расход воды в месте его впадения в Сену - 41 м3 / с, в то время как площадь бассейна Сены к этому месту не превышает 4 000 км2, при расходе воды всего в 33 м3 / с. После слияния с Сена принимает черты крупной полноводной реки с шириной русла свыше 100 метров и переходит в "среднее течение".

Еще о Сене:


Среднее течение Сены проходит на участке от города Монтро-Фот-Йон до Парижа. В этом районе Сена является судоходной рекой, способной обеспечивать навигацию небольших пассажирских и грузовых судов.

Практически сразу за городом Монтро-Фот-Йон Сена принимает северо-западное направление и через 35 км. приходит к городу Мелён (Melun). Здесь на Сене сооружены три моста, а на берегу острова оборудована пристань для обслуживания транспортных судов. Для обеспечения навигации на Сене в среднем течении оборудованы несколько шлюзов. Первый из них встречается в коммуне Мэзон Руж (Maison Rouge). Потом, ниже по течению такие же шлюзы оборудованые еще в нескольки местах (Шампань-Сюр-Сен (Champagne-sur-Seine), Ла Каве (La Cavé), Буассиз-ле-Руа (Boissise-le-Roi), Ла Деми-Люн (La Demi-Lune), Эври (Évry) и пр.).


Сена (Seine) в пригороде Парижа

В пригороде Парижа Иври-сюр-Сен (Ivry-sur-Seine) Сена принимает воды крупного правого притока - реки Марны (514 км, площадь бассейна - 12 920 км2). Здесь ширина русла Сены достигает 150-160 метров, а берега усеяны причалами для граждански судов и бетонными укреплениями, с целью предотвращения некотролируемого разлива Сены и выхода из берегов.

В районе Парижа Сена начинает петлять. Имея общий курс на северо-запад - река пробила свое русло по очень замысловатой траектории, описывая окружности диаметром до 5 км.

Участок Сены в пределах Парижа - самый судоходный из расчета количества судов, прошедших по реке за единицу времени. Кроме транспортных судов и барж здесь курсируют регулярные пассажирские суда и прогулочные корабли. Вся набережная Сены здесь - бетонный причал.

Ниже Парижа, спустя несколько километров вниз по течению, Сена принимает воды правого притока - реки Уазы (длина - 341 км., площадь бассейна 16 667 км2). После впадения Уазы в Сену, русло последней достигает ширины около 215 м., а Сена переходит в стадию "нижнего течения".

После впадения в Сену правого притока - реки Уазы, Сена входит в последний суб-водораздел и становится нижней Сеной .

Здесь Сена продолжает свое направление на северо-запад по извилистому руслу с небольшим уклоном. В этом районе Сена выступает крупной транспортной артерией с соответствующей инфраструктурой. Во многих местах на берегах нижней Сены размещаются транспортные и грузовые терминалы для приема достаточно крупных судов. Здесь же русло Сены постоянно контролируется и обеспечивается его надлежащая глубина для прохода судов с повышенным водоизмещением.

На пути к Руану Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Эпт (длина 113 км), в результате чего у города Вернон (Vernon) ширина ее русла достигает 220 метров. Чуть ниже по течению, в Сену впадает левый приток - река Эр (длина - 228,7 км, площадь бассейна - 6 017 км).


В Руане Сена становится доступной для навигации крупных морских судов, поскольку здесь предпринимаются меры по углублению ее русла до 10 метров. Из-за этого, несмотря на постоянное прибытие новых объемов воды с притоками, ширина русла Сены здесь практически не меняется. В Руане на Сене размещается терминалы Большого морского порта, куда заходят морские суда длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн.

Последние 120 км. до устья - Сена проходит с очень малым уклоном. Здесь особенно ощущается влияние морских приливов и отливов. Этот участок Сены еще называется "Морской Сеной" . Морские приливы могут поднимать уровень воды в Сене вплоть до места впадения в нее реки Эр. До 1960-х годов на этом участке Сены можно было наблюдать резкое приливное повышение уровня воды, которое достигало 4 м. Однако, это явление практически исчезло в результате внесенных изменений в реку (дноуглубительные работы, сдерживание и модификация устья).

В устье Сена разливается, превращаясь в подобие узкого залива - Руанский крик (Crique de Rouen). Ширина Сены в районе Нормандского моста составляет около 1,4 км., а на выходе в море, в районе города Гавр - 6,5 км.





В службе речного судоходства Сена разбита на несколько участков :

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с Йонной);
- Верхняя Сена , от Монтеро-Фол-Йонне до Парижа;
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Сена судоходна на значительной части своей протяженности . Ответственность за обеспечение навигации на Сене принадлежит судоходствам Voies de France до моста Boieldieu в Руане, также, навигационной службе на Сене вверх по течению от коммуны d"Amfreville-sous-les-Monts. Деятельность этой навигационной службы Сены также распространяется на основные ее притоки (Уаза, Марна, ), а иногда и на связанные каналы (канал Верхней Сены в Мери-сюр-Сен, например). С другой стороны, сюда не входят парижские каналы (Канал de l"Ourcq, Канал Saint-Denis и Канал Saint-Martin), которыми управляет город Париж.


Участок Сены морской , то есть от устья реки до моста Гийом-ле-Конкентер в Руане, доступен для навигации океанских судов (длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн). На этой части реки, протяженностью около 120 км, расположены только три моста (Нормандский мост, мост Танкарвилл и мост Бротонн), которые обеспечивают высоту пролетов от уровня воды в Сене свыше 50 метров. Русло реки здесь постоянно вычищается, чтобы обеспечить проход судов с осадкой до 10 метров. Портовые сооружения на этом участке Сены находятся в ведении Большого морского порта в г. Руан, который специализируется на транспортировке зерновых культур, удобрений и нефтепродуктов. Объекты инфраструктуры порта расположены вдоль реки по берегам на протяжении 120 км от агломерации Руана до Онфлёра.

Навигационный участок "Нижней Сены" от Руана до Парижа эксплуатировался уже в XIX веке . В этот период он активно обустраивался для обеспечения надлежащего уровня воды и обеспечения возможности широкой торговой навигации вплоть до г. Парижа. Семь шлюзовых дамб, расположенные в Поз-Амфревиль-су-ле-Монтс (Poses-Amfreville-sous-les-Monts), Нотр-Дам-де-ла-Гаренн (Notre-Dame-de-la-Garenne, департамент Эр), Мерикур (Méricourt), Андреси (Andrésy), Бугиваль (Bougival), Шату (департамент Ивелин) и Сюрен (Suresnes, департамент О-де-Сен) позволяют осуществлять навигацию самоходным баржам (грузоподьемностью до 350 т), "самоходным лодкам Freycinet", длиной до 38,5 метров, самоходным речным баржам грузоподьемностью от 800 до 1350 тонн грузов, длиной от 48 до 70 метров, колоннам барж (общей грузоподьемностью от 3 000 до 10 000 тонн грузов) и речных судов (грузоподьемностью до 4 000 тонн). Эти суда и баржи транспортируют, помимо всего прочего, контейнеры, автомобили, нефтепродукты, цемент и т. д.

Портовые сооружения, расположенные на Сене в регионе Иль-де-Франс, принадлежат Парижскому автономному порту , первому французскому речному порту. Основные портовые сооружения для грузовых перевозок находятся в Лимае (Limay, Ивелин) и Женневиль (Gennevilliers, О-де-Сен). В рамках проекта в городе Ашер (Achères, Ивелин) рассматривается возможность возведения мультимодального логистического комплекса с объединением водного пути, шоссе и железной дороги.


"Парижская Сена" также характеризуется широкой речной навигацией . Здесь развиты пассажирские речные перевозки, в основном туристические (лодочные). Предпринимаются попытки организации регулярных ежедневных пассажирских перевозок (Batobus). Речные автобусы курсируют регулярно между Эйфелевой башней и Садом "Jardin des Plantes"; однако эта услуга, похоже, заинтересовала больше туристов, чем парижан, создавая неудобную конкуренцию для лодок. Пассажирское сообщение также организовано между станцией Аустерлиц и коммуной Мэзон-Альфорт (Maisons-Alfort) на Марне.

На участке Верхней Сены реализован крупномасштабный проект организации речных перевозок между бассейнами Сены и Шельды. Путем расширения канала Сен-Квентин (de Saint-Quentin), построенного в 1810 г., а также канала дю Нор (Canal du Nord, 1960г), были соединены речные порты Нормандии и Иль-де-Франс с судоходной речной сетью северной Франции и стран Бенилюкса, обеспечив проход судов грузоподьемностью класса Vb (водоизмещением 3 200 - 6 000 тонн).

"Малая Сена" для навигации не пригодна.

Подробнее: