Самолеты гражданской авиации. Виды самолетов: модель, тип и классы Какие виды пассажирских самолетов бывают

В гражданской авиации аппараты для полетов разделяют на следующие категории:

пассажирские,

сельскохозяйственного назначения,

транспортные,

почтовые,

экспериментальные

Пассажирские самолеты

Обзор моделей гражданской авиации начнем именно с них. Данный тип воздушных транспортных средств, как понятно из названия, предназначен для перевозки пассажиров. Первым серийным самолетом, перевозившим гражданских лиц, считается все тот же отечественный «Илья Муромец», который в будущем был переоборудован под бомбардировщик. Первый свой полет из Санкт-Петербурга в Киев с шестнадцатью пассажирами он совершил в далеком 1914 году. Популярнейшим авиалайнером за время существования авиации считается американский аппарат Douglas DC-3,

Douglas DC-3

совершивший первый авиационный полет ещё в 1935 году. Различные его модификации используются и поныне. Например, советским вариантом данного самолета был Ли-2. Выше были описаны первые самолеты. Названия главных конкурентов на современном рынке пассажирской авиации — Boeing и Airbus.

«Боинг»

Американская компания Boeing возникла ещё в далеком 1916 году. С тех пор она занимается производством самолетов, главным образом, для гражданской авиации, хотя присутствуют и военно-транспортные модели. Наиболее известные названия пассажирских самолетов данной компании — Boeing 737, Boeing 747, Boeing 747-8, Boeing 777 и Boeing 787. классификация самолетов их виды типы названия.


Boeing 737

Первая из указанных выше моделей была выпущена в 1968 году, и к сегодняшнему дню является самой массовой из всех пассажирских летательных аппаратов. Boeing 747,

Boeing 747

произведенный годом позже, является пионером среди широкофюзеляжных авиалайнеров. Boeing 747-8 – пассажирский самолет с самой большой длиной. Он был выпущен в 2010 году. Сегодня на рынке пассажирской авиации наибольшую массовость обрел Boeing 777, выпускаемый с 1994 года.

Boeing 777

Самая новая модель корпорации на данный момент – Boeing 787 2009 года создания.

Boeing 787

«Аэробус»

Как говорилось ранее, главным конкурентом Boeing на мировом рынке является европейская компания Airbus, центральный офис которой находится во Франции. Основана она была гораздо позже своего американского соперника – в 1970 году. Самые известные названия самолетов этой фирмы – A300, A320, А380 и A350 XWB. Выпущенный в 1972 году, A300 является самым первым широкофюзеляжным самолетом на двух моторах.

Airbus A300

На A320 1988 года изготовления впервые в мире была применена электродистанционная форма управления.

Airbus A320

Самолет А380, который впервые взметнулся в небо в 2005 году, является самым крупным в мире.

Airbus A380

Он способен взять на свой борт до 480 пассажиров. Последней разработкой компании является A350 XWB.

A350 XWB

Его главной задачей было составить конкуренцию выпущенному ранее Boeing 787. И с этой задачей данный авиалайнер успешно справляется, обходя своего соперника по экономичности.

Советские пассажирские самолеты

На достойном уровне была представлена и советская пассажирская авиационная промышленность. Большинство моделей – это самолеты «Аэрофлота». Названия главных марок: Ту, Ил, Ан и Як. Первым отечественным реактивным авиалайнером является выпущенный в 1955 году Ту-104.

Ту-104

Ту-154, первый взлет которого был совершен в 1972 году, считается самым массовым советским пассажирским воздушным аппаратом.

Ту-154

Ту-144 1968 года выпуска обрел легендарный статус, так как является первым в мире авиалайнером, который сумел пробить звуковой барьер.

Ту-144

Он мог развивать скорость до 2,5 тыс. км/ч, и этот рекорд к нашему времени не побит. На данный момент последней действующей моделью авиалайнера, разработанной конструкторским бюро Туполева, является самолет Ту-204 1990 года выпуска, а также его модификация Ту-214.

Ту-214

Естественно, что кроме Ту существуют и другие самолеты «Аэрофлота». Названия самых популярных: Ил-18, Ил-114, Ил-103, Ан-24, Ан-28, Як-40 и Як-42.

Ил-114

Як-40

Авиалайнеры других стран мира

Кроме указанных выше существуют достойные внимания модели и других производителей пассажирских самолетов. Британский авиалайнер De Havilland Comet, выпущенный в 1949 году, является первым в мировой истории реактивным авиалайнером.

De Havilland Comet

Широкую известность приобрел французско-британский авиалайнер Concorde, разработанный в 1969 году.

Concorde

Он вошел в историю благодаря тому, что является второй удачной попыткой (после Ту-144) создания сверхзвукового пассажирского летательного аппарата. Причем до сих пор эти два авиалайнера в данном плане уникальны, так как пока больше никто не смог выпустить пригодный для массовой эксплуатации пассажирский самолет, способный перемещаться быстрее звука.

Транспортники

Главным предназначением самолетов транспортной авиации является перевозка грузов на большие расстояния. Среди аппаратов данного вида нужно обозначить западные модели пассажирских самолетов, модифицированные под транспортные нужды: Douglas MD-11F, Airbus A330-200F, Airbus A300-600ST и Boeing 747-8F.

Douglas MD-11F

Но больше всех в производстве транспортных самолетов прославилось советское, а теперь украинское конструкторское бюро имени Антонова. Оно выпускает самолеты, которые постоянно бьют мировые рекорды по грузоподъемности: Ан-22 1965 г. (грузоподъемность — 60 т), Ан-124 1984 г. (грузоподъемность — 120 т), Ан-225 1988 г. (берет на борт 253,8 т).

Ан-225

Последней модели принадлежит до сих пор не побитый рекорд по грузоподъемности. Кроме того, её планировали использовать для транспортировки советских шаттлов «Буран», но с развалом СССР проект так и остался нереализованным. В Российской Федерации с транспортной авиацией все не так уж радужно. Названия самолетов России следующие: Ил-76, Ил-112 и Ил-214. Но проблема в том, что выпускаемый ныне Ил-76 был разработан ещё в советское время, в 1971 году, а остальные планируют запустить только в 2017-м.

Ил-76

Сельскохозяйственные самолеты

Существуют летательные аппараты, в задачи которых входит обработка полей пестицидами, гербицидами и другими химикатами. Данный тип авиационной техники называется сельскохозяйственным. Из советских образцов этих аппаратов известны У-2 и Ан-2, которые из-за специфики применения в народе называли «кукурузниками».

У-2

Существует два основных вида: военные и гражданские . Конструкции первого типа используется для выполнения различных стратегических задач, преимущественно для обороны или, наоборот, уничтожения военных объектов. В пределах данного семейства сформирована сложная сетка, состоящая из сложной системы подгрупп. Гражданские лайнеры бывают пассажирскими и грузовыми, подробнее основные виды самолетов рассмотрены ниже.

Стоит отметить, что существует множество групп по различным признакам и невозможно выделить единой наиболее общей. Так, существуют следующие классификации самолетов: по аэродинамической схеме, по хвостовому оперению, по количеству и типу крыльев и так далее.

В рамках одной статьи все классификации рассмотреть невозможно. Более того, подробному описанию классификаций и видам самолетов посвящено огромное количество литературы. Поэтому здесь мы рассмотрим наиболее распространенное деление.

Пожалуй, начать стоит именно с техники, используемой в стратегических целях, так как в данной категории насчитывается больше видов. В основном такие самолеты можно увидеть на парадах, посвященным Дню Великой Победы, в фильмах или в музеях.

Бомбардировщики

Основная задача, которую должны выполнять бомбардировщики, заключается в поражении наземных объектов с воздуха. Для этого используются бомбы и ракеты. В списке наиболее известных бомбардировщиков находятся Су-24, Су-34, ХВ-70 Valkyrie, Boeing B-17.

Первым самолетом данного типа можно назвать «Илью Муромца», созданного в 1913 году конструктором Игорем Сикорским. Непосредственно под бомбардировщик он был переоборудован в ходе Первой мировой войны.

Истребители

Эти самолеты используются для уничтожения воздушных целей. Однако несмотря на такое звучное и довольно агрессивное название, истребители относятся к классу оборонной техники, и отдельно для наступления эти самолеты, как правило, не используются. Любопытно, что сначала пилоту истребителя приходилось, управляя судном, стрелять по противнику из револьвера, который позже уступил место пулемету. Во времена Второй мировой войны активно использовались истребители, например, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1. Немецкие пилоты летали на Bf. 109, Bf. 110 и Fw 190.

Истребители-бомбардировщики

Универсальная техника, совмещающая в себе качества двух самолетов, описанных выше. Их главным преимуществам стало то, что они могут наносить огонь по наземным целям без прикрытия. Они сочетают три важнейших особенности: легкость, маневренность и достаточное для ведения перестрелки вооружение. В числе наиболее распространенных примеров находятся МиГ-27, Су-17, F-15E Strike Eagle, SEPECAT Jaguar.

Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35 Lightning II

Перехватчики

Это подвид истребителей, достойный отдельного класса. Первоочередная задача таких самолетов - уничтожение вражеских бомбардировщиков. От истребителей они отличаются наличием радиолокационного оборудования вдобавок к скорострельным пушкам. К широко известным советским моделям относятся Су-9, Су-15, Як-28, Миг-25 и другие.

Штурмовики

Самолеты из данной категории были разработаны для воздушной поддержки сухопутных войск во время ведения боя. Второстепенная задача - поражение морской и наземных объектов. Пожалуй, самое известное название самолетов, предназначенных для штурмовки и спроектированных в Советском Союзе - Ил-2. Интересно, что именно эта модель является самой массово производимой в истории: было выпущено в общей сложности 36 183 единиц данной техники.

Самолеты гражданской авиации

Сегодня воздушный транспорт является одним из наиболее востребованных средств перемещения. В современном мире насчитывается столько единиц пассажирской техники, что каждые 3 секунды где-нибудь на земном шаре совершает посадку один пассажирский лайнер. Ниже приведена наиболее общая классификация самолетов.

Пассажирский широкофюзеляжный двухпалубный самолет Airbus А380

Широкофюзеляжные

Такие самолеты отличаются крупными габаритами, они разрабатываются для перелетов на средние и большие дистанции (некоторые модели преодолевают маршруты протяженностью до 11 000 км). Длина корпуса может достигать 70 метров, а ширина салона позволяет вмещать по 7-10 кресел в ряд. Такие самолеты, как, например, Boeing 747 и А380 имеют две палубы. Ввиду дороговизны лайнеры из данной группы находятся в распоряжении относительно небольшого количества авиакомпаний.

Узкофюзеляжные

Это самая большая группа, лайнеры из которой используются, как правило, для маршрутов малой или средней протяженности. Диаметр фюзеляжа чаще всего не превышает 4-х метров. Самый известных самолет из данной категории - Boening 737, точнее, 10 типов воздушных судов, относящихся к семейству «Боинг 737».

Аэропорты

  • Бабодедово, Дармоедово, Гомодедово, Домик, Дедушка - Домодедово
  • Внучка - Внуково
  • Коровкино - Быково
  • Шарик, Шаромойкино, Шаромыга, Шаромыжкино, "Шире,МатьЕго", Шерёма - Шереметьево
  • Рама - аэродром Раменское
  • Хитровка - аэродром Хитроу (Лондон)

Погода

  • четыре девятки - хорошая погода
  • миллион на миллион - видимость более 10 км
  • слоечка - слоистые облака
  • кучки - кучевые облака
  • чехол - погода ниже минимума
  • кизяк, срань - плохая погода
  • камни с неба - сильный дождь
  • мряка - метель
  • мряка с молоком - туман с осадками

Элементы самолёта

  • рыло, пятак - нос; копчик - хвост; пузо - средняя часть фюзеляжа
  • гребло, махало - воздушный винт; пальма - несущий винт вертолёта на стоянке
  • вентиллятор, мясорубка - винтовой двигатель
  • конфорка - выходная часть турбины ТРД
  • лапы, лапки, ноги, мослы - шасси (“лапки поджать” - убрать шасси, “колёса бросай” - совет о том, что пора и шасси выпустить)
  • лапти - колодки под колёса ВС
  • лопухи - закрылки, интерцепторы, тормозные щитки
  • банка - салон самолёта (тубус - пассажирский салон небольшого самолёта)
  • горшок - туалет (заглотыш - унитаз; брызговик - кран в туалете)
  • топчан - пассажирское кресло, подзатыльник - вехняя часть кресла, бульвар - проход между креслами
  • дырка - иллюминатор
  • удавка - ремень безопасности
  • кабинет - кабина экипажа
  • рога - штурвал (РС (рогатый скот) - лётный состав, КРС (крупный рогатый скот) - командно-руководящий состав)
  • намордник - кислородная маска
  • уши - гарнитура
  • табуретка, лавка, чашка - кресло лётчика в кабине ВС (левая чашка - кресло КВС, правая чашка - кресло второго пилота. Девиз второго пилота: “Наше дело правое не мешать левому!” Боец - плохой второй пилот. Гвардеец - хороший второй пилот. Фраза из песни: "Ну вот и я на левой табуретке...")
  • Тамара - спарка (на МиГ-21)
  • фишка - штепсельный разъём подключения наземного питания к самолёту
  • светофор - световая сигнализация в грузопассажирской кабине самолёта, оборудованного для десантирования
  • баян - скопище АЗС за креслом в кабине Миг-29
  • газета - светосигнальные табло, расположенные на верхнем центральном пульте
  • морковка - килевой обтекатель антенн РЭБ на Ту-160
  • пионер - указатель поворота и скольжения (термин берёт начало от импортных приборов американской фирмы "Пионер")
  • солдатик - механический дублёр указателя выпущенного положения стойки шасси
  • л опата - тормозной щиток Су-27
  • собачник - пространство планера самолёта, где можно провезти личный груз
  • глазки - посадочные фары
  • ласты - горизонтальный стабилизатор (гребешок - вертикальный)
  • зоб - нижний фонарь пилотской кабины

На аэродроме

  • борт - воздушное судно
  • трамвай - самолёт в обычной пассажирской конфигурации (салон - самолёт в VIP конфигурации)
  • кишка - телетрап или кабель наземного питания
  • пипелац - самоходный трап
  • пассажиросос - телескопический трап
  • скотовоз, катафалк - автобус для пассажиров
  • членовоз - машина VIP
  • касалетка - горячая пища, завёрнутая в фольгу
  • курятина - бортпитание
  • служба козлов - служба бортпроводников АК Трансаэро (название произошло от имени начальника службы М.М.Козлова, который, по внутренней легенде, представляется как “начальник службы Козлов”)
  • вешалка - установка для взвешивания багажа
  • сиська, бидон - топливозаправщик
  • зелёнка, тархун - бензин Б-91/115 (от характерного зелёного цвета)
  • голубятник, скворечник - диспетчерская вышка
  • бантик - локаторная установка в АП
  • гондон, колдун - ветроуказатель
  • говно - машина для слива хим. жидкости из туалета
  • таблетка - санитарная машина
  • тамагочи - багажный тягач ТМХ-30
  • массандра, балда, эквивалент, шпага и многое другое - авиационный спирт
  • массандровоз - спиртозаправщик
  • массандрический ключ - ключ от заливных горловин
  • ликёр шасси - спирт с глицерином из амортстоек
  • шаэрница - клещи для завинчивания разъёмов ШР
  • ТК-16 (танковая кувалда 16-килограммовая) - приспособление для демонтажа стабилизатора на МиГ-23
  • кувалдометр - кувалда
  • медвежонок - небольшой гидроподъёмник
  • гусь - стремянка с длинной "шеей" для доступа на верх фюзеляжа
  • жлыга - штанга для слива отстоя
  • жижа - гидрожидкость
  • горилка - керосин
  • ТОМ, змей горыныч - теплообдувочная машина для удаления обледенения
  • высотка - высотно-кислородная служба
  • охигенная бутылка - кислородный баллон (oxygen bootle)
  • бегунок - задание на полёт
  • смычок - рейс туда-сюда между двумя аэродромами на МВЛ (вне базы)
  • трамвайный рейс - рейс с выполнением нескольких промежуточных посадок или рейс, выполняемый изо дня в день по одному и тому же маршруту, безо всяких изменений
  • показуха - показательные выступления, демонстрация авиатехники
  • групповуха - полёты на групповой пилотаж
  • гайка - запретная зона Барвиха (на экране восьмигранник); "провести в дырочку" - пролёт ВС между "гайкой" и Москвой
  • соседи - расположенный рядом военный аэродром; "провести по забору" - пролёт ВС по границе с "соседями"
  • шахматка - бланк для ручного учёта пассажиров при регистрации
  • чекиться - проходить регистрацию на рейс
  • шмон - досмотр
  • красный план - суточный план полётов для оперативных служб аэропорта
  • физкультура (физзарядка) - проверка механизации перед взлётом
  • шевретка - форменная куртка лётного состава из шевретовой кожи
  • ползунки - брюки-полукомбинезон от демисезонного или зимнего комплекта полётного обмундирования
  • радикулитка - демисезонная куртка
  • орден Сутулого - нагрудный знак "За безаварийный налёт"

Люди в авиации

  • flight master - фломастер
  • пинстр - инструктор (в гражданской авиации, а в военной - шкраб)
  • сапог - пилот военно-транспортной авиации
  • шкипер - второй пилот ("ноги вместе - зарплата двести" - о правом лётчике)
  • рвач - пилот с саннормой
  • белоголовый - лётчик в шлемаке
  • бортач - бортмеханик
  • блудила - штурман
  • птица-говорун - бортрадист
  • отмороженный - экипаж, неоперативно реагирующий на команды
  • стюра, провод, девочки, мальчики - бортпроводники ("нажми на девочку"- нажми на кнопку вызова бортпроводников)
  • старая больная касалетка - опытная бортпроводница
  • паксы, тошнотики, бандерлоги, пикули - пассажиры (умка - ребёнок без сопровождения; мешочники - челноки; экономисты - пассажиры эконом-класса; бизнесмены, трюфеля - пассажиры бизнес-класса; первачи - пассажиры первого класса; загон скотины, запрессовка - посадка пассажиров)
  • кефаль - пассажиропоток (например, “кефаль пошла”); шаланда - реактивный ЛА гражданской авиации
  • шурик - мент в салоне на случай угона судна
  • хозяин глиссады - диспетчер посадки
  • властелин кольца - диспетчер круга
  • начпрыг - начальник ПДС
  • супер, супермен - супервайзер на перроне
  • гитлерюгенд - сотрудник Ист Лайн Секюрити (название обусловлено характерной униформой тёмно-синего цвета)
  • маслобак, маслопуп, слон - техник по СиД (самолёту и двигателю); слон - сокращение от СамоЛётного ОбслуживаНия, а также это один из Слонов, на котором держится авиация
  • шнурок, кабан, обезьяна, мартышка, канифоль, спец, кищкомот - специалист по АиРЭО (авиационное и радиоэлектронное оборудование).
  • медноголовые, двуголовые, тупатиты, стволы, дуборезы, бомбоголовые - специалисты АВ (авиационного вооружения)
  • щелчок - техник по АВ
  • пеньки, черепА - специалисты ПНК (пилотажно-навигационного комплекса)
  • ветродуй, метеоретик - метеоролог
  • хряк - сотрудник службы авиационной безопасности (ВОХР)
  • масемьщик - водитель ассенизационной аэродромной спецмашины (от советской МА-7, называемой ГУК - говно-уборочный комбайн)
  • метёлки - сотрудники службы, занимающейся внутренней уборкой на борту ВС
  • черепаха - сотрудница службы уборки интерьера
  • карлсон - парапланерист
  • батман, простынист, дельтапланераст - дельтапланерист
  • прыжканутые - парашютисты

Жаргонные фразы

  • дёргать за рога - ворочать штурвалом
  • прилететь на рогах (на руках) - пилотировать ВС при отказе автопилота
  • лететь (тянуть) на лампочках - лететь с малым остатком топлива
  • махать крыльями - лететь с недостаточным запасом топлива или совершать посадку с неисправными движками
  • блудить - лететь с потерянной ориентировкой
  • идти против шерсти - лететь на эшелоне с курсом, для которого эшелон не предназначен
  • распушиться, ощериться, шерсть дыбом - выпустить механизацию
  • всуропить клачи - полный газ
  • полировать - летать без проблем
  • маршировать - лететь в крейсерском полёте
  • подмываться - проходить через облака
  • побрить травку - идеально посадить самолёт
  • раскрутка - мягкая посадка
  • позолотить киль - сесть под заход
  • сложить крылья - приземлиться (после остановки на ВПП)
  • выбить пробку - открыть дверь после приземления
  • забить полёты - отмена полётов
  • отдать пульс - пройти предполётный осмотр
  • топтаться - маневрировать по рулевым дорожкам в АП
  • ждать светофора - стоять перед выездом на ВПП
  • сделать кочергу, сделать Семёна - налетать за день 7.00
  • сделать Василия - налетать за день 8.00
  • разгибать крючки - выполнять короткие рейсы
  • кости за борт, выйти из кабинета, дёрнуть за яйца - катапультироваться
  • черпануть - незапланированная потеря высоты в процессе выполнения манёвра
  • кустики мелькают - вывод из манёвра ниже минимально безопасной высоты
  • поскользнуться - провалился в воздушную яму
  • упереться - включить реверс, начать торможение
  • заход по схеме - возвращение домой под хорошим градусом, то есть бухим
  • уход на запасной - уход к подруге (любовнице)
  • сверлить дырки в ЗШ - неудачная семейная жизнь (дырки - для рогов)
  • сорваться в штопор, уйти в раскрутку - уйти в запой
  • погоду ломать - устраивать пьянку в нелётную погоду
  • нос в точку выравнивания - положение лётчика, заснувшего в нетрезвом виде за столом
  • выпали бленкеры - перебрал алкоголя
  • отказ гировертикали (или завал гироагрегата) - уровень нетрезвого состояния, когда не можешь стоять на ногах, но ещё есть остатки сил перемещаться (и попытки перемещаться приводят к периодическим падениям)
  • трупопауза - состояние лётчика при переутомлении, после принятия большой дозы
  • слить отстой - сходить в туалет
  • давит на клапан - желание отлить ("Пассат" - это облегчённый "Ниссан")
  • сцентровать - стащить что-либо с борта ВС (груз, багаж, бортпитание)
  • КУР ноль балда на массу - выполнять полёт на радиостанцию
  • мотать глиссаду на винт - вешать лапшу на уши собеседнику
  • палки встали - отказ двигателя
  • значки полетели - авария
  • полный рот земли - катастрофа
  • разложить - поломать ЛА (в основном - при посадке)
  • мелкие поломки - фрагменты самолёта, собираемые с места катастрофы граблями
  • косой самолёт - самолёт после отказа двигателя. На косом самолёте лететь - лететь с несимметричной тягой
  • левое яйцо тяжелее - лететь с хроническим левым креном
  • запалить кресты, крестануть - (у диспетчеров) близко свести метки, отчего срабатывает Система Предупреждения Опасного Сближения (СПОС), загораются кресты вокруг отметок
  • раскорячиться - неспособность быстро освободить ВПП
  • отпушить - отбуксировать ВС
  • стоять на шнурке - выпускать самолёт
  • стоять на ушах - поддерживать связь с кабиной через СПУ
  • сидеть на трубочке - руководить полётами
  • сидеть на "соске" - пользоваться подсказками ПРП на посадке
  • сгонять в Катю - выполнить рейс в Екатеринбург (другие географические названия: Минструальные Воды, Краснодыр, Сифилиси (Тбилиси), Лужа (Атлантический океан - например, “рейсы за Лужу”, т.е. в Америку), купол (Северный полюс), Лакс - рейс на Лос-Анджелес)
  • опять тризор сбежал - граница пришла
  • "N часов, M минут - колёса в воздухе" - максимально строгое указание времени начала какого-либо действия - например, разлива или прибытия по тревоге
  • "купил сыну кепку с большим козырьком" - не пустить сына в лётное училище (козырёк - чтобы неба не видел)

Названия различных летательных аппаратов

  • ВС производства Airbus - арбуз
  • ВС производства Боинг - бобик
  • Боинг-737 - маленький Боинг
  • Боинг-747 - горбатый, толстолобик
  • Боинг-777 - три топора
  • Ан-12 - сарай, скотовоз, фантомас
  • Ан-2 - антошка (антон), аннушка, сарай, таракан
  • Ан-24 - фантомас, коряга, черепок, вибростенд
  • Ан-26 - самосвал, баржА
  • Ан-72, Ан-74 - чебурашка, чебуратор (“газпромовский” Ан-74 - зажигалка)
  • Ан-8 - спиртовоз
  • Ан-225 "Мрiя" - сороконожка
  • Ил-2, Ил-10 (штурмовик Ильюшина) - горбатый
  • Ил-114 и Ил-18 - пилорамы
  • И-16 - ишак
  • Ил-18 - лохмата, юнкерс
  • Ил-62 - бревно
  • Ил-76 - горбатый
  • Ил-76МФ - тюнинговый
  • Ил-86, Ил-96 - батон, баклажан
  • Ка-26 - кашка, какашка, иванушка-дурачок (куда подует, туда и полетит)
  • Ми-1 - двухместный унитаз
  • Ми-6, Ми-26 - корова
  • Ми-6 - паровозные гайки, мишка
  • Ми-24 - крокодил, полосатый, напильник, барабан
  • Ми-26 - кирпич с бантиком
  • Ми-8 - василиса прекрасная
  • Микояния - ОКБ им. Арт. Ив. Микояна
  • Микояновский мясокомбинат - оно же (при упоминании в каком-нибудь нелестном контексте)
  • Мигарь - самолёт фирмы МиГ
  • МиГи 1-42 и 1-44 - рупь сорок два, рупь сорок четыре соответственно
  • МиГ-15 - бочонок с пивом
  • УТИ МиГ-15 - утёнок
  • МиГ-21 - балалайка, весёлый
  • МиГ-23 - маленький физкультурник
  • МиГ-25 - гастроном
  • МиГ-25РБ - бурёнка
  • МиГ-27 - утконос
  • мясо - самолёты ОКБ Мясищева
  • Сухарь, сушка - реактивный самолёт ОКБ Сухого
  • Сучок - поршневой самолёт ОКБ Сухого
  • Су-47 - руки вверх (из-за крыла значительной обратной стреловидности)
  • Туполя - само это ОКБ, его представители
  • Туполь, тушка, тушкан - любое ВС ОКБ Туполева
  • Ту-134 - маленькая тушка, туполёнок, свисток, истребитель, чирок, окурок
  • Ту-154 - туз, большая тушка, туполь, полтинник, “Аврора” (потому что три двигателя), “паровоз”
  • Яшка - самолёт ОКБ Яковлева (не пилотажный). Чаще всего относится к изд. 40, 42, 18/18Т, 12.
  • Як-40 - окурок, трёхтрубный гигант, бычок
  • Як-42 - беременный таракан, сарай, сигара, толстолобик
  • Як-50 - полтинник
  • "летальный аппарат" - так некоторые специалисты называют летательные аппараты
  • банан - двухместный ЛА
  • бетономешалка, танец с саблями, груша с бантиком, ошибка аэродинамики, вертушка, вертолётка, свинтопрульный аппарат, круголёт - вертолёт
  • букварь - иностранное ВС, работающее с регистрационным номером, например, DAFGH
  • деревянный - тихоходное ВС, необорудованное ответчиком
  • дубы - десантные парашюты, утэха - парашют УТ-15; лесник - парашютист, приземлившийся на дерево; дачник - на дачи
  • спарка - учебно(-боевой) самолёт с двумя кабинами
  • ёлочка, косая ёлочка, пьяная ёлочка - логотип Группы Ист Лайн
  • ибальная авиация, ибательная авиация - истребительно-бомбардировочная (от аббревиатуры ИБА)
  • кирпич - ЛА с малым аэродинамическим качеством
  • кирпич с бантиком - легкий вертолёт с точки зрения сугубого самолётчика
  • коптилка, пердун, железка - любой моторный ЛА (планеристское)
  • мокрая авиация - гидроавиация
  • бакланы - морская авиация (с точки зрения всей прочей авиации)
  • нырки - подводники (с точки зрения противолодочной авиации)
  • дрычепопа - летательный аппарат с маломощной силовой установкой (менее 100 сил)
  • порнолёт - параплан
  • простыня, тряпколёт - дельтаплан
  • ментокрылыймусоршмидт - вертолёт ГИБДД или любое ВС авиации МВД
  • сарай - транспортный самолёт; коломбина - большой транспортный самолёт
  • звёздочка - борт ВТА
  • свисток - реактивный самолёт, в особенности лёгкий
  • сенокосилка - винтовой самолёт
  • пилорама - сильно гудящий винтовой самолёт
  • стекляшка - стеклопластиковый ЛА
  • тэшка - летательный аппарат в модификации “Т”. Чаще всего относится к Як-18Т, далее по убывающей - Ил-76Т, Ил-18Т, Ан-24Т
  • факеры - самолёты марки "Fokker"
  • сарделька - широкофюзеляжный лайнер (сосиска - узкофюзеляжный)
  • цапля - Конкорд
  • недвижимость - списанные (дохлые) самолёты

Вольная расшифровка аббревиатур

  • ГВФ (Гражданский Воздушный Флот) - Говно В Фуражке
  • ДОСААФ - Добровольное Общество Списанных из АвиАции и Флота
  • курсант - Колоссальная Универсальная Рабочая Сила, Абсолютно Не желающая Трудиться
  • ПТЛ (парашют ПТЛ-72) - Парашют Тупого Лётчика
  • ППиО-01 - Прибор Проб и Ошибок (курсант)
  • ПДСП - Приют Для Списанных Пилотов
  • АУВВСМ - Автоматический Указатель Высоты Выравнивания Сильно Матерящийся (установлен на рабочем месте лётчика-инструктора)
  • КГШ (кирзовая голова штурмана) - портфель для карт, сборников
  • сачок - Советский Авиационный Человек Особого Качества
  • масандра - Микоян Анастас Сын Армянского Народа Дал Радость Авиации

Из лётного училища

  • гады - курсантские ботинки
  • кулповка - курсантская фуражка
  • шпады - лычки
  • дубы - орнамент на козырёк КВС
  • грачи, курсули - курсанты авиационного училища
  • дивный перец - молодой выпускник лётного училища
  • дальний привод - сортир в училище
  • пойти на привод - пойти отлить
  • хлебная карточка - справка ВЛЭК
  • Калуга - КАЛТУ
  • сморщить - суровое взыскание
  • инструктор курсанту: “Вам Ту-2С по предмету!” (Туго Усвоил, Два, Садись). А вообще самолёт такой был, конструкции Туполева.
  • поддержать штаны - не допустить перерыва по видам лётной подготовки
  • жёлтый лист - грандиозный групповой полковой "выезд на природу" по поводу окончания полётов с курсантами в сентябре - октябре
  • шалопаевка - ШВЛП (школа высшей лётной подготовки)

Авиационные принципы

  • Не оставляй торможение на конец полосы, налёт - на конец месяца, любовь - на старость. (Вариант: То, что сзади, - не полоса!)
  • Слово "последний" в авиации употребляется только по отношению к человеку, который уже не жив, или который окончательно списан на землю, или по отношению к самолёту, который уже никогда не поднимется в воздух. В остальных случаях заменяют эквивалентами: "крайний", "завершающий", "заключительный".
  • Если стоит вопрос - лететь или не лететь, то решать нужно однозначно: не лететь.
  • На авиахимработах пилоту могут помешать три "П": пьянка, подруга и погода.
  • ... был послан так далеко, как возможно только на аэродроме.
  • жопа в масле, нос в тавоте, но зато в Аэрофлоте - это про техников

Авиационные тосты

  • За то, чтобы количество взлётов совпадало с количеством посадок!
  • Идёт по аэродрому лётчик, в руке держит стакан водки. Проходит мимо самолёта, у которого возится техник. Остановился, долго смотрел, потом спрашивает: "Эй, мужик. Чего делаешь?" Техник: "Закрылки". Пилот (поднимая стакан): "О!!! За крылки!" (выпивает залпом).
  • Однажды чабан пас стадо баранов высоко в горах. Внезапно налетел большой орёл, схватил самого тучного барана и понёс в горы. Чабан вскинул ружьё, выстрелил... Орёл упал, а баран полетел дальше. Так выпьем за то, чтобы бараны не летали, а орлы не падали!
  • За тех, кто в небе словно птица,
    За тех, кто умирая падает с небес,
    За тех, кому любимая ночами снится,
    За тех, кто служит в ВВС!
  • За политическую бдительность лётного состава!
  • Не пьянства окаянного ради, а токмо веселия для!
  • За лося: чтоб пиЛОСЯ, чтоб спаЛОСЯ, чтобы еЛОСЯ, чтоб любиЛОСЯ - за лося!
  • За то, чтобы у нас всё было и чтобы нам за это ничего не было!
  • Чтобы столы ломились от продовольствия, а кровати - от удовольствия!
  • Лучше поздно, чем не до дна!
  • За то, чтобы любое настроение было с кем делить!

Авиационная индустрия развивается с каждым годом. Сегодня гражданские и военные пилоты используют модели лайнеров всяческих конфигураций и разновидностей. Летательные аппараты поражают разнообразием и вариациями назначения. Кратко изучим виды самолетов и их названия, чтобы классифицировать для себя этот вид техники.

В мире известно несколько отдельных критериев, по которым специалисты авиационного дела классифицируют различные борта. Одним из важных аспектов систематизации техники становится функция, которую несет летательный аппарат . Сегодня используют военные и гражданские суда. Причем каждая категория подразделяется на специальные группы.

Кроме того, известно и разделение по скоростным характеристикам лайнера . Здесь авиаторы перечисляют группы дозвуковых, трансзвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых моделей. Этот раздел классификации основан на определении ускорения лайнера относительно скорости звука. Воздушная техника, которая , сегодня используется в научных и военных целях, хотя ранее подобные модели работали и для пассажирских перевозок.

Если говорить о способе управления, тут удастся выделить два основных типа – пилотируемые борта и беспилотники. Вторая группа получила применение у военных и ученых. Такие машины широко используют для исследования космоса.

Рассматривая типы и назначение воздушных машин, авиаторы назовут и классификацию по конструктивным особенностям аппарата . Здесь перечислим различия по аэродинамической модели, числу и виду крыла, форме оперения хвостовой части, устройству фюзеляжа. К последней подгруппе относят и разновидности, которые касаются типов и крепления шасси.

Наконец, рассматривают и различия по виду, количеству и способу установки двигателей . Тут выделяют мускульные, паровые, воздушно-реактивные, ракетные, ядерные, электрические моторы. Кроме того, суда оснащают и двигателями внутреннего сгорания (поршневые модификации силовых установок) или же комбинируют несколько вариаций. Конечно, в одном обзоре сложно подробно рассмотреть полную классификацию летательных аппаратов, поэтому остановимся на краткой характеристике основных категорий.

Функциональность техники

Как указано выше, авиалайнеры делятся на две главных группы: борта для гражданской и военной авиации. Кроме того, отдельной разновидностью тут выделяют экспериментальные аппараты. Каждая категория тут предполагает деление на вариации по типу назначения и функциональности лайнера. Начнем с изучения воздушных судов, которые используют в «мирных» целях.

Гражданские борта

Подробнее определим, какие самолеты бывают, названия и подвиды летательных модификаций. Здесь авиаторы говорят о четырех вариантах моделей. Перечислим категории таким перечнем:

  • пассажирские лайнеры;
  • грузовые борта;
  • учебные аэробусы;
  • самолеты специального назначения.

Отметим, что модификации для пассажирских перевозок отдельно разделяют на группы, которые определяют дальность перелетов. Тут называют магистральные суда и авиалайнеры местных перевозок.

Классификация самолетов

  • ближние, которые преодолевают дистанции до 2 000 км;
  • средние, способные пролететь 4 000 км;
  • дальние, выполняющие рейсы на расстояние до 11 000 км.

К тому же максимальный показатель вместимости определяет такие критерии для авиалайнеров местных линий:

  • тяжелый самолет, где предусмотрено 100 и более посадочных мест;
  • средние модификации, которые поднимают на борт до 50 человек;
  • легкие лайнеры, перевозящие максимум 20 пассажиров.

Среди примеров самолетов местных линий перечислим модификации SAAB , ERJ , Dash-8 , ATR . Интересно, что на отдельных типах лайнеров местной категории оборудуют силовые установки разного класса. Тут встречаются модели с реактивными двигателями и самолеты с турбовинтовыми типами мотора.

Рассматривая магистральные самолеты , назовем знакомые пассажирам суда Boeing и Airbus . Самолеты Боинг конструирует американская корпорация, а суда Аэробус – европейский холдинг. Обе компании конкурируют между собой, постоянно развивая и модернизируя лайнеры. Так, сегодня наиболее тяжелым самолетом считают Airbus A380, хотя вплоть до выпуска такой модификации лидировали американские разработки и 747 800 .

Модели 747 – первые летательные аппараты широкофюзеляжного класса, которые функционируют и сегодня. Кроме того, такую летательную технику используют лучшие перевозчики России и мира.

Однако европейцы не отстают от главного конкурента. Популярность и признание пилотов завоевали модификации , Аэробус А300 и А350 XWB . Модель А300 – первый в мире широкофюзеляжный борт, который оборудован двумя двигателями. Как видите, вероятные вариации классификации лайнеров не поддается описанию в одном обзоре. Но зная, какие бывают самолеты и кто их создал, читатель определится с личными предпочтениями и выяснит азы авиационного дела.

Военная авиация

Теперь кратко изучим типологию судов, используемых силовыми структурами. Среди этих самолетов встречаются пилотируемые лайнеры и беспилотники, модификации с различным типом мотора, в том числе и ракетные подвиды двигателя. Однако мы рассмотрим деление этих видов по профильным критериям.

Военный транспортный борт Ил-76

Здесь, как и в гражданской классификации, есть транспортные лайнеры , осуществляющие перевозки личного состава. Это Ил-76 , Ан-12, 26 и 124 . В США эти функции несут модели Boeing C-17, 97 и Douglas YC-15 . Кроме того, военные тоже используют вспомогательную технику – санитарные летательные аппараты, лайнеры для связи, корректировщики. Однако военные разработки бортов используют и несколько категорий машин, которые встречаются только здесь. Их список выглядит следующим образом:


Как видите, категория военных бортов достаточно обширна и заслуживает серьезного изучения. Мы лишь кратко описали главные критерии систематизации подобной группы. Однако авиационные эксперты предпочитают классифицировать борта, используя комплексное исследование, которое включает полное описание конструкции бортов. Остановимся и на этом вопросе.

О конструктивных особенностях

Принадлежность к конкретной категории лайнера определяют пять признаков. Здесь конструкторы говорят о числе и способу крепления крыльев, разновидности фюзеляжа, расположению оперения и виде шасси. Кроме того, значение имеет количество, место фиксации и виды мотора. Выясним известные вариации конструкции бортов.

Различия по конструктивным особенностям — важный критерий при систематизации авиалайнеров

Если рассматривать классификацию крыла, тут лайнеры делятся на полипланы, бипланы и монопланы . Причем в последней категории различают еще три подвида: низкоплановые, среднеплановые и высокоплановые борта. Этот критерий определяет взаимное положение и фиксация фюзеляжа и крыльев. Что касается типологии фюзеляжа, здесь авиаторы выделяют однофюзеляжные и двухбалочные модификации. Тут же встречаются и такие разновидности: гондола, лодка, несущий фюзеляж и комбинации этих типов.

Аэродинамические показатели – важный критерий классификации, поскольку влияют на . Тут конструкторы называют типы нормальной схемы, «утку», «бесхвостку» и «летающее крыло». Кроме того, известен «тандем», «продольный триплан» и конвертируемая схема.

Шасси авиалайнеров систематизируют по конструкции и способу фиксации опор. Эти элементы делятся на роликовые, поплавковые, гусеничные, комбинированные виды и шасси на воздушной опоре. Двигатели оборудуют на крыле или в фюзеляже. Причем лайнеры оснащены одним мотором или большим числом двигателей. Кроме того, решающую роль при систематизации класса борта играет и тип силовой установки.

Беспилотные летательные аппараты нашли применение в научной и военной сфере

Современная авиация насчитывает несколько видов лайнеров, которые классифицируются по различным признакам
По назначению самолеты разделяют на гражданские, военные и экспериментальные борта
Классификация самолетов
Аэробус А380 — гигант в мире пассажирских лайнеров
Самолеты Boeing — основной конкурент в сфере пассажирских перевозок европейского холдинга, который выпускает Аэробусы

Военно-промышленный комплекс России является одним из самых современных в мире, поэтому военная авиация России также является одной из самых современных на планете.

ВПК России способен производить практически любые типы современных военных самолётов, включая истребители пятого поколения.

Военная авиация России состоит из:

  • Бомбардировщики России
  • Истребители России
  • Штурмовики России
  • Самолёты ДРЛО России
  • Летающие танкеры (дозаправщики) России
  • Военно-транспортные самолёты России
  • Военно-транспортные вертолёты России
  • Ударные вертолёты России

Основными производителями военной авиационной техники в России являются компании ПАО «Компания «Сухой», АО «РСК „МиГ“», Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля, ОАО «Камов» и другие.

Вы можете посмотреть фото и описание продукции некоторых компаний по ссылкам:

Давайте рассмотрим каждый класс судов военной авиации с описаниями и фотографиями.

Бомбардировщики России

Что такое бомбардировщик нам очень точно объяснит Википедия: Бомбардировщик - военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов средствами бомбового и/или ракетного вооружения. .

Дальние бомбардировщики России

Дальние бомбардировщики в России разрабатывает и выпускает Конструкторское бюро «Туполев».

Дальний бомбардировщик Ту-160

Ту-160, получивший неофициальное название «Белый лебедь» - самый быстрый и тяжёлый дальний бомбардировщик в мире. Ту-160 «Белый лебедь» способен развивать сверхзвуковую скорость, не каждый истребитель способен угнаться за ним.

Дальний бомбардировщик Ту-95

Ту-95 является ветераном дальней авиации России. Разработанный в далёком 1955 году, пройдя множество модернизаций, Ту-95 всё ещё является основным дальним бомбардировщиком России.


Дальний бомбардировщик Ту-22М

Ту-22М – ещё один дальний бомбардировщик ВКС России. Имеет крылья изменяемой стреловидности, как и Ту-160, но его размеры меньше.

Фронтовые бомбардировщики России

Фронтовые бомбардировщики в России разрабатывает и выпускает ПАО «Компания «Сухой».

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Су-34 - боевой самолёт поколения 4++, истребитель-бомбардировщик, хотя точнее его назвать фронтовым бомбардировщиком.


Фронтовой бомбардировщик Су-24

Су-24 - фронтовой бомбардировщик, разработка которого началась в СССР в начале 60-ых годов прошлого века. В настоящее время ему на замену приходит Су-34.


Истребители России

Истребители в России разрабатывают и выпускают две компании: ПАО «Компания «Сухой» и АО «РСК „МиГ“».

Истребители Су

ПАО «Компания «Сухой» поставляет в войска такие современные боевые машины, как истребитель пятого поколения Су-50 (ПАК ФА), Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34, палубный истребитель Су-33, Су-30, тяжёлый истребитель Су-27, штурмовик Су-25, фронтовой бомбардировщик Су-24М3.

Истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50)

ПАК ФА (Т-50 или Су-50) - истребитель пятого поколения, разрабатываемый ПАО «Компания «Сухой» для ВКС России с 2002 года. По состоянию на конец 2016 года завершаются испытания и самолёт готовится к передачи в регулярные части.

Фото ПАК ФА (Т-50).

Су-35 - истребитель истребитель поколения 4++.

Фото Су-35.

Палубный истребитель Су-33

Су-33 - палубный истребитель поколения 4++. Несколько таких самолётов находятся на вооружении авианосца «Адмирал Кузнецов» .


Истребитель Су-27

Су-27 - основной боевой истребитель ВКС России. На его основе были разработаны Су-34, Су-35, Су-33 и ещё несколько истребителей.

Су-27 в полёте

Истребители МиГ

АО «РСК „МиГ“» на сегодня поставляет в войска истребитель-перехватчик МиГ-31 и истребитель МиГ-29.

Истребитель-перехватчик МиГ-31

МиГ-31 - истребитель-перехватчик, предназначен для выполнения задач в любое время суток и при любой погоде. МиГ-31 - это очень быстрый самолёт.


Истребитель МиГ-29

МиГ-29 - является одним из основных боевых истребителей ВКС России. Есть палубная версия - МиГ-29К.


Штурмовики

Единственный штурмовик находящийся на вооружении ВКС России - это штурмовик Су-25.

Штурмовик Су-25

Су-25 - бронированный дозвуковой штурмовик. Первый полёт машина совершила в 1975 году с тех пор, пройдя множество модернизаций надёжно выполняет свои задачи.


Военные вертолёты России

Вертолёты для армии производят Московский вертолётный завод имени М.Л.Миля и ОАО «Камов».

Вертолёты Камова

ОАО «Камов» специализируется на производстве вертолётов соосной схемы.

Вертолет Ка-52

Ка-52 «Аллигатор» – двухместный вертолет, способный выполнять как ударные, так и разведывательные функции.


Палубный вертолет Ка-31

Ка-31 – палубный вертолет, оснащенный комплексом дальнего радиообнаружения и наведения, находятся на вооружении авианосца «Адмирал Кузнецов» .


Палубный вертолет Ка-27

Ка-27 – многоцелевой вертолёт палубной авиации. Основные модификации – противолодочная и спасательная.

Фото Ка-27ПЛ ВМФ РФ

Вертолёты Миля

Вертолёты Ми разрабатывает Московский вертолётный завод имени М.Л.Миля.

Вертолет Ми-28

Ми-28 - ударный вертолет используемый армией России советской разработки.


Вертолет Ми-24

Ми-24 - знаменитый на весь мир ударный вертолет, созданный в 1970-х годах в СССР.


Вертолет Ми-26

Ми-24 - тяжелый транспортный вертолет, также разработанный ещё во времена СССР. На данный момент является самым большим вертолётом в мире.