Добраться до горы ай петри. Гора ай-петри в крыму

Ай-Петри: легенда и реальность

Свое название гора Ай-Петри получила благодаря древним грекам: на вершине горы сохранились руины древнего греческого монастыря. Название горы переводится как «Святой Петр». Имена так назывался монастырь в древние времена. Что ж, любили греки строить монастыри в подобных местах — вспомните греческие Метеоры!

На сегодняшний день Ай-Петри, пожалуй, одна из самых популярных среди туристов гор в Крыму.

Гора, высота которой составляет 1234 метров, является местом притяжения туристов, т.к. с нее открывается непередаваемый вид на Большую Ялту. С вершины Ай-Петри хорошо виден все курорты Южного берега Крыма, а море отсюда просматривается на расстояние 135 км.


Гора отличается необычной формой, украшенной острыми зубцами, делающими ее заметной среди других крымских вершин. Учёные установили, что вершина Ай-Петри - это бывший коралловый риф.

При этом Ай-Петри - не одиночная вершина, а огромный массив, протянувшийся от Ялты до Фороса и называемый Ай-Петринской яйлой или плато. Как и другие крымские яйлы, она практически безлесна. Однако причины ее безлесья не совсем ясны. Одни ученые считают, что яйлы ранее были покрыты лесом, но уже в историческое время древесный покров был уничтожен пожарами и человеком. Другие считают, что причина в неблагоприятных климатических и почвенных условий. Особенно губительны для деревьев и кустарников сильные зимние ветры (даже у нас была возможность убедиться в правдоподобности этой версии)

Как бы то ни было, плато Ай-Петри место уникальное и красивое. И подняться на него определённо стоит. Осталось лишь решить — как вы это будете делать.

Как добраться

Попасть на вершину можно несколькими способами:

  • на канатной дороге
  • на автотранспорте: личном или воспользоваться услугами многочисленных частников (их цены сопоставимы с ценой на канатку)
  • пешком: туристические маршруты, которых ведет на вершину очень много, найти можно почти из любой точки у подножия горы.

Самый быстрый и известный способ — воспользоваться услугами канатной дороги . Собственно, мы так и сделали. Нижняя станция находится в курортном поселке Мисхор, высота над уровнем моря 87 метров. Стоимость канатки: 350 рублей – взрослый билет; 250 рублей – детский (от сезона к сезону цены имеют тенденцию увеличиваться рублей на 50)


Добрать до канатной дороги можно на автобусе из Ялты (автобусы №27 и 32). Автолюбителям доехать до нижней станции немного сложнее. Станция находится практически в центре Мисхора, но указатели на перекрёстках имеются далеко не везде, и мы постоянно останавливались, чтоб спросить у прохожих — правильно ли мы едем… Наконец, припарковав машину на небольшой стоянке, направились к кассе канатной дороги.

По пути к кассам нас несколько раз пытались подловить дядечки, которые предлагали нам поехать на вершину на их автомобиле: дескать, так интереснее будет. Но мы твёрдо решили подняться хотя бы раз на канатке, а на автомобиле мы потом и сами сможем, если захотим.


Для начала несколько слов о самой канатной дороге. Канатная дорога работает с 10 до 16 часов на подъем и с 10 до 17 часов на спуск без перерывов и выходных. Вместимость кабинок – 30 человек. Протяженность дороги составляет 2980 метров. Состоит она из двух отрезков: примерно в середине вам придётся выйти из кабинки и ждать прибытия верхней кабинки, чтоб пересесть в неё и ехать дальше, до вершины. Этот отрезок дороги между средней и верхней станцией состовляет 1670 метров и является самым длинным безопорным пролетом в Европе, угол подъема – 46 градусов.

Кстати, в этом году у айпетринской канатки будет юбилей — ей исполняется 30 лет. Её строительство началось в далёком 1967 году, а открытие состоялось лишь 31 декабря 1987 г.

Если честно, вагончики канатки выглядят так, будто им все 70… Они похожи на старые довоенные трамваи.


И пока мы едем в нём наверх, я с опаской прислушиваюсь ко всяким разным скрипам… Но вскоре красивые виды за окнами увлекают меня гораздо больше, чем интерьер вагона:


На пересадке из вагона, прибывшего сверху, выходят люди и они.. э…выглядят как наполеоновские солдаты под Москвой: замотаны кто во что горазд, будто не сентябрь сейчас, и мы не в в Крыму. Я, конечно, читала, что надо одеться потеплее, потому что на горе будет прохладно, но не предполагала, НАСКОЛЬКО ПРОХЛАДНО там будет…

Как одеться

Несколько слов об особенностях погоды на Ай-Петри. В контрастности климата между горой и побережьем можно легко убедиться, поднявшись из Ялты — из жаркого субсредиземноморского климата — в умеренно холодный, избыточно влажный климат Ай-Петри. По температурному режиму айпетринское плато можно сравнить со средней полосой России. Если в Ялте Среднегодовая температура воздуха +13 градусов, то на Ай-Петри всего +5,9. Осадков на Ай-Петри выпадает 1052 мм, в Ялте - 635 мм. Скорость ветра на плато может достигать 50 м в секунду!

Поэтому даже летом стоит взять с собой при посещения Ай-Петри ТЁПЛУЮ ОДЕЖДУ. Нет, вы не поняли — реально тёплую одежду. А не трикотажный джемпер, как это сделала я…

А уж зима здесь и вовсе настоящая, с метелями и сугробами. Морозы в феврале бывают до -27 С. Северный ветер обдувает плато 220-230 дней в году. Что касается снежных метелей, в течение зимы, бывает до 35 дней с метелями.

Вот такая шутка природы это место…

Что увидим наверху

На выходе с канатной дороги мы сразу же ощущаем на себе эту смену климатических условий: ветер дует такой, что аж глаза слезятся. И холодно, продувает до дрожи…Наматываю на себя чудом оказавшийся в сумке палантин, и мы отправляемся исследовать плато.

И почти сразу же упираемся в многочисленные кафе, зазывающих блюдами национальной (крымско-татарской) кухни. Тут и там вьётся дымок жаровен.. Нас настойчиво зазывают попить горячего чайку. Но мы вежливо отказываемся — пока не хочется, спасибо…

Нет пока у нас желания воспользоваться и другими развлечениями. Список развлечений стандартный – конные прогулки, квадроциклы, спуск по натянутому тросу с вершины на плато.

Здесь же, на плато, находится туристский приют, принимающий путешественников не только летом, но и зимой, когда здесь рай для любителей горнолыжного спорта. Да, я не оговорилась: на Ай-Петри оборудовано несколько горнолыжных трасс. Где они тут катаются зимой, интересно?


Дальше наш путь проходит через настоящий восточный базар со своим колоритом. Помимо чая и сладостей, тут вам и вина на розлив, и сувениры. Торгуют теплыми чунями из овечьих шкур, жилетками из них же, и прочими изделиями народного промысла. Тропа, которая ведет на вершину — к зубцам, начинается в заповедной зоне, вход в неё платный (100 рублей).


Далее пару-тройку сотен метров предстоит пройти через лесок, по каменистой тропе. По времени это занимает минут 10-15 , но нужно смотреть под ноги — поверхность камней достаточно скользкая в любую погоду! И, хоть набор высоты незначительный, некоторые наверняка успевают устать. Для них, видимо, и висит этот ободряющий плакат:


Выходим из лесочка, до вершины — всего какая-то сотня метров. Но идти быстро не получается — из-за сильного ветра (в лесочке, кстати, его почти не было).

Наконец, перед нами то самое место, с которого делаются самые красивые фотографии с Ай-Петри:


Это знаменитые зубцы. Среди них четыре особенно крупных (высотой до 12-15 м) и много более мелких. Зубцы Ай-Петри образовались при выветривании рифового массива, рассеченного разломами. На одном из зубцов установлен шпиль для поднятия флага, на другом после киносъемок оставлен деревянный крест.

Восхождение на Зубцы доступно только скалолазам. Но для любителей экстрима на зубцах за небольшую плату организован незабываемый аттракцион. Суть аттракциона – по подвесному шаткому мосту пройти над пропастью по зубцам. Адреналин, наверное, хлещет через край.


И я так хотела сделать это, так хотела!… Но так замёрзла из-за жуткого холодного ветра, что порой не чувствовала пальцы рук. Как по такому ветрогану идти по шаткому подвесному мосту с онемевшими от холода конечностями? И решила я — не в этот раз, друзья…

Так что, если у вас есть желание пойти на этот аттракцион — советую утеплиться и обязательно быть в спортивной обуви.

То, что мы не увидели на Ай-Петри…

Проведя несколько минут на этом месте, делаем несколько фотографий и видео для блога.


На этом мы посчитали свою задачу выполненной. И на негнущихся от холода ногах начинаем спускаться обратно к станции канатной дороги.

А между тем, на айпетринском плато есть несколько интересных объектов, до которых мы просто не дошли.

Например, к северо-востоку от зубцов, выше станции канатной дороги, находится небольшая тисовая роща , в которой произрастает 1000-летний тис ягодный. Диаметр ствола 103 м, высота 10 м.

А ещё на Ай-Петри можно посетить ряд пещер , куда организуются экскурсии для туристов. Из трех пещер — Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка — наиболее примечательной является последняя. Свое название она получила благодаря трем отверстиям, через которые туристы и попадают внутрь неё. В пещере можно полюбоваться ледяными сталактитами и сталагмитами, катком и огромной глыбой снега. В пещере всегда сохраняется довольно низкая температура, поэтому она имеет еще несколько названий – Холодильник или Ледяная. Лезть в ледяную пещеру у нас уже точно не было желания.

Также у автодороги Бахчисарай-Ялта находится метеорологическая станция, одна из старейших в Крыму, основанная в 1895 году. Кроме метеонаблюдений здесь велись работы по гидрологии, ботанике, почвоведению, астрономии, зоологии. С 1905 по 1932 гг. начальник метеостанции К. Ф. Левандовский возглавлял исследовательские работы по ветрам и атмосферному электричеству. Было замечено, что на Ай-Петри из-за резкого перепада температуры воздуха в степи и на побережье имеют место постоянные сильные ветра, причём, 125 дней в году скорость их достигает 40 м/с (144 км/час !)

К концу 1930-х замеры проводились с помощью прибора, установленного на самой бровке плато. Данные измерений были необходимы для проектирования ветросиловой станции, мощностью 10000 кВт. Но в 1940 г. прибор был сорван ураганом. В начале 1990-х датские подрядчики, установили 30-метровый стояк с ветроагрегатом на макушке. Всё повторилось: крымский ветер оказался значительно крепче датских технологий - крылья раскрутились так, что их просто сорвало!

Ушли, чтобы вернуться

Спускаясь обратно в кабинке подъёмника, мы решили, что стоит вернуться на Ай-Петри уже по двум причинам. Во-первых, чтобы пройти по тем подвесным мосткам. Во-вторых, чтобы совершить пешую прогулку с осмотром всех неохваченных достопримечательностей (рощи, метеостанции, пещер).

Обо всём этом я обязательно напишу. Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.

Ближе к нам от Главной горной гряды отходит отрог Иограф. Продолжение его в черте Ялты - это холм Дарсан, водораздел речных долин Водопадной (Учан-Су) и Быстрой (Дерекойки). Прогуливаясь по Ялте , вы не раз переходили эти речки.

Прямо под ногами - конусовидная гора Могаби, по которой мы колесили, взбираясь на Ай-Петри. Ее вершина почти на 400 м ниже скалы Шишко. Почему-то многие думают, что Могаби - потухший вулкан; очевидно, на эту мысль наводит правильная конусообразная ее форма. В действительности же - это отторженец горной гряды, каких совсем немало на Южном берегу. Могаби скрывает от нас ту часть берега, где расположены Ливадия и Ореанда. К западу от этой горы открывается вид на мисхорский курортный район. Из-за склона Могаби виден мыс Ай-Тодор с Ласточкиным гнездом .

У скамых ваших ног внизу под Ай-петри раскинулась Алупка , и если присмотреться то виднеется даже Воронцовский дворец и парк . А еще восточнее раскинулся наш любимый курорт Симеиз во главе с горой Кошка и скалой Дива .

Обернувшись на север, вы увидите в дали гору Бедене-Кыр с белыми куполами – это военная база. Ну и внизу под вами Виднеется верхняя станция канатной дороги Ай-петри, восточный базар, и бесчисленное количество кафе с восточной кухней...

Но нас больше интересует панорама солнечного южнобережья, надолго приковывающая внимание... Но вот небольшая тучка на минуту закрыла солнце, и все сразу изменилось: иначе легли тени от гор, море стало зеленым, потускнели яркие краски. Панорама та же, но видишь ее совсем иной...

С Ай-Петри можно наблюдать великолепную картину восхода солнца. Но обычно экскурсия на Ай-Петри рассчитана на один день, и можно увидеть только закат солнца на Ай-Петри... А что бы полностью дополнить картину о крымских горах посетите еще Большой каньон Крыма , лучше в программе экскурсии Новая Крымская Швейцария – это эксклюзив.

О зубцах Ай-Петри и красном флаге

Летом 1950 г. в Ялтинский краеведческий музей пришел Николай Павлович Анциферов - научный сотрудник Московского литературного музея. Он рассказал, что в 1907 г. еще юношей вместе со своим другом совершил восхождение к зубцам Ай-Петри и на одном из этих зубцов увидел изрытые пулевыми ямками остатки надписи «Долой царизм». Молодые люди сфотографировали ее. Через 43 года Николай Павлович разыскал интересную фотографию и вот теперь передавал ее музею.

Прошло несколько лет, пока сотрудникам музея удалось выяснить происхождение этой удивительной надписи. А дело было так. Осенним утром 1905 г. на вершине Ай-Петри затрепетало алое знамя, а под ним все увидели надпись «Долой царизм». Это было время, когда шла на подъем первая русская революция. И вот здесь, в «благословенной Тавриде», такой далекой от рабочих центров России, рядом с летней дачей царя в Ливадии тоже появился призрак революции. Охотников лезть на скалу, чтобы сорвать знамя, полиция не нашла. Тогда решили... расстрелять знамя и крамольные слова, высеченные на камне. К Ай-Петри отправился пулеметный взвод. Скошенное очередью древко знамени упало, но не свалилось в пропасть: красное полотнище зацепилось за расщелины скалы. Вновь и вновь поливал его свинцовый дождь и рвал в клочья. Тщательно выбивали пулями каждый сантиметр надписи на скале. Но долго еще краснели обрывки знамени в расщелинах ай-петринского шпиля, долго еще можно было различать надпись...

Кто же взобрался на вершину зубца, за одну ночь сумел укрепить знамя и сделать надпись, каждая буква которой была в рост человека?

После продолжительных поисков работникам музея удалось найти одного из участников этой смелой демонстрации. В 1957 г. они встретили его в Москве: А. А. Теодорович работал сотрудником Института лекарственных растений. Вот что он рассказал.

Однажды на Южном берегу появилась небольшая группа туристов-шведов, которая на удивление хорошо говорила по-русски. В Мисхоре они нашли проводника, которых! провел их к подножию зубцов. Вырубив в скале несколько ступенек и пристроив подвесную люльку, «шведы» установили красное знамя и сделали надпись.

Проводником этой опасной экспедиции был каменщик из Мисхора И. Д. Ананьев (скончался в 1947 г.), а «шведы» оказались членами РСДРП(б), эмигрировавшими за границу и нелегально приехавшими в Россию в 1905 г...

Отдыхая в поселке Гаспра, вблизи Ялты и спускаясь каждый день к морю, мы любовались зубчатой вершиной Ай-Петри. В один из дней нашего отпуска мы самостоятельно посетили одну из самых живописных гор южного побережья Крыма. В древности наверху Ай-Петри была построена церковь в честь Святого Петра, именем которой и была названа вершина.

С названием горы Ай-Петри связано много легенд. Говорят, когда-то давно у подножия Ай-Петри жили юноша и девушка, которые полюбили друг друга. Но их семьи были против этого чувства и запретили им встречаться. Тогда влюбленные решили спрыгнуть с горы и навсегда остаться вместе. Они забрались на вершину, но ущелье там было таким узким, что вдвоем прыгнуть было невозможно. Тогда юноша решил шагнуть в пропасть первым. Он попрощался с возлюбленной и прыгнул со скалы в бушующее море. Девушка, увидев ужасное зрелище, воскликнула «Ай, Петр», ведь именно так звали ее возлюбленного. С тех пор гора и получила такое название. А девушка, проплакав ночь, передумала прыгать вниз и вернулась к родным. Говорят, что именно после этой истории мужчины стали пропускать женщин вперед.

Вид на ЮБК с ай-Петри

Живописность склонов Ай-Петри была оценена и представителями царского семейства, и родом Юсуповых. У последних были имения с обеих сторон Ай-Петри. Одно в Кореизе, а другое в нынешнем поселке Соколиное.

Многие мои знакомые, побывавшие ранее в Крыму, с восторгом отзывались о поездке на Ай-Петри. Конечно, проживая поблизости, мы не смогли отказаться от увлекательного путешествия и не забраться к вершине этих величественных гор.

В 1987 г. была построена подвесная канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри», которая позволяет наиболее быстро подняться наверх. Длина ее около трех километров, а преодолевается это расстояние за 20 минут. Канатная дорога разделена на два участка: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть на данный момент является самой длинной безопорной канатной дорогой в Европе.

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри

До станции подвесной дороги из поселка Гаспра мы доехали за 15 минут на маршрутке. Как только мы вышли из автобуса, нас сразу же окружила кучка мужчин, которые предлагали нам подняться к вершине Ай-Петри на машине. Мы выслушали их предложения и вязли небольшой тайм-аут подумать.

Стоимость проезда по канатной дороге - 220 рублей в одну сторону, столько же стоит подъем на микроавтобусе. А так как ехать туда и обратно одной и той же дорогой не особо интересно, мы выбрали следующий вариант: на гору мы решили подняться в составе небольшой группы на микроавтобусе с кондиционером по трассе Ялта-Бахчисарай, а обратно - спуститься на канатке.

Еще одним аргументом "за" явилось, что водитель обещал сделать небольшие остановки возле водопада Учан-Су, возле серебряной беседки и на смотровой площадке практически возле вершины Ай-Петри.

Немного подождав, пока наберется группа, мы отправились в путь по склону горы Пендикюль. Водитель, он же гид, интересно рассказывал нам о местности, которую мы проезжаем и удивительных растениях, встречающихся нам по пути.

Деревья на Ай-Петри

Сначала лес был густым, с бурной растительностью, но по мере набора высоты деревья редели, и местность становилась более пустынной.

Довольно быстро мы добрались до водопада Учан-Су. В летнее время он течет еле видимой струйкой, а наиболее полноводен он весной и осенью. Поэтому особо нас этот водопад не впечатлил, хотя местность, в которой он находится очень красивая. На склонах растут высоченные деревья, в том числе мачтовые сосны, из которых когда-то строился российский флот.

Водопад Учу-Сан

Следующую остановку мы сделали на высоте 865 метров над уровнем моря у Серебряной беседки. Она была возведена в конце XIX века в честь строителей дороги Ялта-Бахчисарай. Работы велись не один десяток лет солдатами русской армии в тяжелых условиях. Зимой, когда беседка покрывается изморозью, со стороны Ялты, переливаясь на солнце, она кажется выполненной из серебра.

Серебряная беседка

Со смотровой площадки возле этой беседки-ротонды открываются потрясающие виды на Ялту. Здесь же можно купить сувениры и сфотографироваться с птицами за 100 рублей. Но мне обычно очень жалко, привязанных животных.


Вид на Ялту со смотровой площадки у Серебряной беседки

Дальше по горному серпантину мы поднялись на смотровую площадку, расположенную совсем рядом с конечной остановкой. На этом склоне в 1959 г. был установлен памятник советским партизанам, погибшим в боях с фашистами в декабре 1941 г. Местность здесь довольно плоская, с небольшими кустарниками и деревьями.

Ай-Петри. Памятник партизанам


Вид со смотровой у памятника Партизанам

Проехав еще минут 10, мы добрались до верхней станции канатной дороги. На этом месте мы распрощались с группой и нашим водителем. Я уже предвкушала, как поброжу по красивым просторам плато на вершине Ай-Петри. Но не тут то было. Великолепие природы и потрясающую атмосферу этого места портят оккупировавшие этот участок горы крымские татары.
Сразу же я почувствовала себя так, как будто попала на восточный базар в Египте или Турции. Нельзя было и шагу ступить, чтобы к тебе не подбегали работающие здесь татары и не зазывали тебя в свой ресторан или на прогулки на лошадях. Все это делалась со свойственной им навязчивостью. Стоило отказать одному, тут же подходил другой. Если честно, не понимаю, зачем было создавать здесь несколько десятков одинаковых ресторанов с одной и той же едой, чтобы потом биться за клиентов.


Плато на Ай-Петри

Мы же решили осмотреть окрестности. Пещеры, которые есть на этой горе, были закрыты, так как, по словам местных, еще не придумали делать ли вход в них платным или нет. Поэтому мы решили направиться к зубцам Ай-Петри. Говорят, что раньше подъем туда также был платным. Не понимаю, за что там брать деньги: карабкаться к зубцам довольно тяжело по крутому каменистому склону.

Сначала подъем идет среди диковинных деревьев, а потом по камням под палящим солнцем.

Деревья на вершине Ай-Петри

Каменистая дорога к зубцам ай-Петри

Зато конечный пункт потрясает своими видами. Отсюда видно все южное побережье Крыма, ведь высота вершины Ай Петри — 1234 метра.


На пике Ай-Петри

Кабинки канатной дороги кажутся с зубцов очень маленькими, даже не верится, что они вмещают до 35 человек.


Кабинки канатной дороги на ай-Петри

Потрясающие виды завораживают, тут понимаешь, что не зря проделал тяжелый путь. По возможности, я думаю, каждому туристу,
желающему увидеть живописный берег Крыма с высоты птичьего полета, надо обязательно подняться к зубцам Ай-Петри.


Вид на Ялту с Зубцов

Немного постояв на верху, мы начали спускаться. Затем сразу же направились к станции канатной дороги. Именно сейчас нам предстоял спуск к подножию горы по подвесной дороге. Кабинки отправляются раз в полчаса. Когда кабина канатной дороги заполнилась почти битком мы стали спускаться.

Находясь внутри, кажется, что мы движемся очень медленно, а встреченные нам кабинки просто проносятся мимо. На средней станции надо сделать пересадку и спуститься дальше. Таким образом, спуск занял около 20 минут, в то время как на автомобиле мы поднимались больше часа.

На маршрутке мы вернулись в Гаспру уставшие и полные впечатлений. Мы нисколько не пожалели, что наверх мы поднялись на машине. Это позволило нам изнутри увидеть замечательную растительность крымских склонов и полюбоваться видами южного побережья Крыма с разных смотровых площадок. А живописность и прекрасные перспективы вершины Ай-Петри надолго останутся в памяти ярким воспоминанием.

Все статьи по направлению Крым , Ялта .

Полезные ссылки

Отели в Крыму: отзывы и бронирование

Отели и гостиницы Ялты

Отели в Судаке

Отели в Севастополе

Гостиницы Феодосии

GPS г. 44.448960,34.056196 (формат используется в онлайн-картах)
GPS г.м. 44°26.937", 34°3.717" (формат используется в навигаторах и геокешинге)
GPS г.м.с. 44°26"56.26", 34°3"22.31"

Жизнь тут начинается с 9 утра, когда приезжают первые туристы.

Хотите минимум очередей, быстро пробежаться по основным достопримечательностям, сохранив психическое здоровье? Приезжайте на Ай-Петри с первым вагоном канатки. В это время ещё почти нет голосящих зазывал, от которых так хочется убежать подальше с этого прекрасного места.

Виды

За сосновым лесом виднеются виноградники и море. А потом вдоль крутого обрыва вагончик запрыгивает на самую скалу. На самом верху ощущения непередаваемые. Во-первых, всегда дует холодный ветер. Во-вторых, там страшно. Можно стоять у изгороди и бояться. Потому что Алупка внизу такая маленькая-маленькая, а море сливается с горизонтом... Бывает, что облака лежат ниже вершины, и можно любоваться белым морем из водяного пара, над которым восходит солнце.

И даже если очень страшно — там все равно красиво, можно пришипиться ближе к земле и глазеть туда, вниз.

Еще выше, чем станция канатной дороги! Еще красивее! Еще страшнее!

На верхней станции есть некое подобие площадки для панорамного вида и всё-таки не поленитесь подняться к зубцам Ай-Петри, там виды ещё лучше. Подняться к зубцам можно платной тропой (через базар, 100 рублей с взрослого человека, детям бесплатно) и бесплатной, обойдя рынок севернее через конюшни и далее напрямую к зубцам, если вам не критично посмотреть на тысячелетний тис и клён Стевена. Оплата не за факт поднятия на зубцы, а именно за проход по короткой тропе т.е. наверху билеты никто не спрашивает.

Бесплатный и платный пути на зубцы Ай-Петри:

Ай-Петри на интерактивной панораме

Изображение на панораме можно перемещать курсором мыши, а также отдалять-приближать (колёсиком).

Ай-Петри лидирует по количеству разрешённых платных мест в Крыму . Тут очень красиво.

Виды с зубцов. Здесь настоящая смотровая площадка!

Особенно здорово очутиться тут в ясную погоду.

С облаками ожидания могут не оправдаться.

Верёвочные мостики

Веревочные мостики повесили совсем недавно, укрепили, сделали страховку и повесили цену в 500 рублей. И это в сентябре 2015 года, почти уже не сезон, летом, говорят, пройтись над бездной стоит намного дороже.

"Там бесплатно можно пройти! В 8 утра или вечером после 18:00, ну да, без страховки, изгородь только перешагните..." — подстрекает местный татарин.

Ещё на Ай-Петри есть три пещерки — Геофизическая, Ялтинская, Трёхглазка (не путать с Трёхглазкой на Чатыр-Даге), вход в каждую 150 рублей. На наш взгляд, эти пещеры значительно уступают по зрелищности Мраморной и Эмине-Баир-Хосар .

Татарский рынок

На вершине совсем иной климат и другой мир, пока два-три часа стоишь в очереди на спуск (в пик сезона — август), можно наесться сладкой пахлавы, напиться ароматного травяного чая, закутаться в пушистый платок по вкусу и выбрать одну самую красивую тарелку из полутора сотен.

"Ложка дёгтя" — до омерзения приставучие татары.

Татары заманивают сфотографироваться с орлом или обезьянкой, покататься на лошадях, квадроциклах и конечно же, покушать... При всех обещаниях — качество кухни далеко от идеала. К тому же, источников питьевой воды тут нет, вся вода привозная, поэтому сомнительная. Однако, на рынке можно выбрать сувениры по вкусу. Торгуйтесь.

Азиатская чайхана, восточный базар с южными же сладостями и пахлавой, тарелочки с татарскими узорами и много-много тулупчиков, платков и валенок — не удивительно, внизу загорают в купальниках, а тут хочется закутаться в одеяло. Заранее возьмите сюда что-то от ветра, чтобы не тратить деньги.

На базаре все яркое и разноцветное, ну как не остановиться поглазеть!

Есть и деликатесы: мед с орехами, варенье из шишек...

Канатная дорога

Канатная дорога с промежуточной станцией. Канатка маятникового типа — означает, что вагончики движутся не по кругу, а навстречу друг другу. Начинает работать с 9 утра. Используется 4 вагона и промежуточная станция, где нужно делать пересадку. Сохраняйте билеты до конца поездки.

Большие вагончики будут поднимать по 40 человек на высоту 1000 метров, сначала вдоль лесистого склона — "Сказочного леса", в котором снимали многие советские сказки, затем выше и выше, на гору между отвесных скал. Ялтинская канатная дорога не сравнится по ощущениям с канатной дорогой на Ай-Петри.

Очередь на нее в августе страшная, но она того стоит. Да и пока стоишь, можно пересмотреть все-все сувениры в многочисленных ларьках. Существенный недостаток — организованные туристические группы проходят без очереди, что несколько странно.

  • Нижняя станция Ай-Петри: N44°25.527" E34°04.229" (44.425450, 34.070483)
  • Верхняя станция Ай-Петри: N44°27.100" E34°03.623" (44.451667, 34.060383)

А в августе 2013 года на канатной дороге Ай-Петри произошла авария, одна из кабинок застопорилась и пассажиров снимали с высоты около 50 метров. Думается, люди получили переизбыток экстрима на всю оставшуюся жизнь и не хотелось бы оказаться в их ситуации.

Очередь вниз еще больше, чем наверх и всё соблазняют спуститься на автобусе. Не поддавайтесь на провокации зазывал! Канатка рулит. Гиды заранее занимают очередь, в то время, как их туристические группы гуляют. Затем приходит 20 человек и вся очередь злобно посматривает на группу. Вам стоит иметь ввиду эту тактику и ближе к концу гулять попеременно.

Любимая художниками и воспеваемая поэтами. Она располагается на территории Ялтинского горно-лесного заповедника, величаво возвышаясь над Алупкой и Мисхором . Эта каменная громада с зубцами и отвесными обрывами напоминает волшебный замок, часто скрывающийся за облаками.

Тайна имени

Этот природный объект, куда мечтает попасть каждый турист, является одной из вершин одноимённого горного массива. В средние века здесь находилась церковь Святого Петра, которая и дала название этой вершине (в переводе с греческого «Ай» – святой, «Петри» – Пётр). Наверху бывают частые туманы, а также ветры такой силы, что в своё время здесь была установлена ветростанция. Однако её лопасти не выдержали порывов ветра и были сорваны. Но местные утверждают, что это разгневались духи.

Высоту Ай-Петри легко запомнить – 1234 метра над уровнем моря, звучит, как начало детской считалочки. Поднявшись к месту осмотра, туристы смогут увидеть чудесную панораму южного побережья: бескрайняя зелень, игрушечные домики посёлков и море, которое постепенно сливается с небом. Неподалёку от площадки хорошо видны знаменитые зубцы, образованные отвесными пиками.

  • учесть, что на Ай-Петри довольно ветрено и на 5 – 10 градусов прохладнее, чем внизу;
  • взять с собой головной убор и воду;
  • запастись деньгами: возможно, там захочется сфотографироваться с животными, попробовать местные блюда, приобрести сувенир на память или посетить одну из пещер.


Что стоит посмотреть на горе Ай-Петри в Крыму?

Эти места больше напоминают степной Крым , чем горную вершину. Только подойдя к краю большого и ровного плато, можно убедиться, насколько высоко вы забрались. Для начала можно подняться к Ай-Петринским зубцам. На пик горы ведёт пешая тропа, подъём занимает 30 – 60 минут. На всём пути есть лавочки и места для отдыха, поэтому путешествие не будет утомительным.

Здесь насчитывается примерно 300 пещер, но лишь 2 из них доступны туристам. Это пещеры Трехглазка и Ялтинская . Первая знаменита тем, что на дне всегда лежит обледеневший сугроб. Добываемый здесь лёд доставляли во дворец графа Воронцова и использовали для охлаждения продуктов и вин. Спустившись по ступенькам в просторный карстовый зал, можно увидеть сталактиты, сталагмиты и вечный лёд на дне.

Вблизи станции канатки образовалось самобытное поселение, которое тоже можно считать достопримечательностью горы Ай-Петри. Крымские татары наперебой предлагают попробовать домашнее вино, плов, чебуреки, ароматный чай и домашнюю выпечку. Желающие могут прокатиться на верблюде или на лошади.

Добраться на вершину Ай-Петри можно четырьмя способами

1. Самый легкий и быстрый способ – канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри». Маршрут фуникулера проходит над отелями Мисхора, виноградниками и урочищем Сосновый бор. Стоимость подъема в одну сторону для взрослых – 400 рублей, для детей от 6 до 12 лет – 250 рублей. По времени это занимает не более 15 минут.

2. На маршрутном такси. Отправляется транспорт с автовокзала города Ялты. Рейсовых маршруток нет, но найти нужный микроавтобус не составит труда. Стоимость билета 350 рублей. На дорогу уйдет примерно 1,5 часа.

3. На личном автотранспорте. На вершину ведет крутая серпантинная дорога. От автовокзала Ялты до канатной станции на Ай-Петри расстояние составляет 30 км, но из-за сложной дороги ехать придется более 1 часа. Ниже показана карта с маршрутом:

4. Пешком по Мисхорской тропе. Это самый трудный и сложный вариант, идти придётся несколько часов и постоянно в гору.

В заключение предлагаем посмотреть красивое видео о самой знаменитой горе Крыма: