Теремной дворец 1635 1636. Теремной дворец московского кремля

Московский Кремль почти четыре века не перестает восхищать человечество. Роскошное убранство впечатляет разнообразием форм. Большие размеры постройки и богатство украшений дают возможность каждый раз приходить и удивляться, открывать что-то новое, незамеченное раньше. Представьте только, если бы Мерсо, персонаж повести Камю «Посторонний», вспоминал по деталям не свою убогую комнатушку, а эти палаты.

Теремной дворец в Кремле стал неотъемлемой частью не только Москвы, но и всей России. Мало кто из других городов или стран не наслышан про него. Он заслуженно претендует на звание восьмого чуда света. Это один из символов Российской Федерации.

История построения

Теремной дворец Московского Кремля был построен всего за год, с 1635 по 1636. Хотя сроки для возведения таких масштабов самые кратчайшие, это никоим образом не отразилось на качестве постройки. Более того, если учитывать, что это первый русский каменный дворец, Кремль опроверг пословицу, что первый блин всегда комом. Он стал примером для возведения многих других каменных зданий. Во-первых, убранство здания традиционное, как в постройках из дерева. Во-вторых, прочность всей конструкции было трудно превзойти на то время. Да и не все современные здания могут потягаться с дворцом. Хотелось бы надеяться, но вряд ли «хрущевки» простоят четыре века, не то что не потеряв при этом своего товарного вида, а хотя бы сохранив фундамент.

Строили его сразу четыре лучших зодчих того времени: Л. Ушаков, А. Константинов, Б. Огурцов и Т. Шарутин. Возводился Теремной дворец в Кремле на проверенном временем фундаменте северного яруса кремлевского ансамбля, который был заложен за полторы сотни лет до этого. К тому же это первое здание, построенное из камня, и имеет несколько этажей.

Построено было, как и задумано, три яруса. Первая площадка получила название боярской, в которой располагались хозяйские спальные покои. Она находилась на первом этаже. Второй предназначен для гуляний и соединен с первым этажом лестницей. Вход - это золотая решетка, шедевр кузнецкого мастерства. Третий ярус получил название Златоверхий теремок.

Предназначение Теремного дворца

Сегодня историки спорят, зачем же царь приказал строить Теремной дворец в Кремле. Ученые расходятся в мнениях. Одни утверждают, что Теремной дворец в Кремле, в каком веке ни был он построен, имел одно предназначение - обеспечить покой и отдых царя и всей его семьи. Верхние этажи строились в качестве детских комнат. Другие настаивают, что таким пышным убранством он хотел показать богатство свое и страны. Потому использовались помещения для приема послов шведских и не только. Также здесь, по их мнению, проводились важные совещания бояр.

Некоторые историки даже высказывают такие абсурдные идеи, что палаты предназначались для содержания любовниц царей. Это мнение они обусловили сходством с гаремом султанского И на сегодняшний день этот турецкое построение отличается роскошью и богатством.

Стиль Теремного дворца

Стиль, в котором возведен Теремной дворец в Кремле (в каком веке был построен, сказано выше) также отличается роскошью. То есть это зарождение русского барокко. И хотя направление существовало во многих других странах, да и Русь не была основоположником его, все же свою лепту в историю архитектуры внесла. Отсюда появление стиля, который принято называть «чисто русским».

Такой стиль характеризуется пышным убранством и оформлением каменных построений под деревянные богатые избы.

Настоящим примером для наследования стал Теремной дворец. Время постройки хоть и датируется 17 веком, но дома в русском стиле чрезвычайно популярны и сегодня.

Экстерьер Теремного дворца

Внешне Теремной дворец в Кремле напоминает необыкновенную по красоте пирамиду. Можно его даже сравнить с праздничным тортом. Настолько он яркий.

Каждый верхний ярус немного меньше предыдущего, что дало возможность использовать остающиеся площадки для различных целей. Например, площадка над вторым этажом - это территория, на которой проводились гуляния.

Наличники окон окрашены в белый цвет и утопают в стилизованных изображениях цветов. О деревянных избах напоминает и характер кровли - это двускатная конструкция, разукрашенная узорами разных цветов.

Пристроенная сторожевая башня декорирована удивительными кокошниками, а крыша состоит из восьми граней. Из ее окон открывается великолепный вид на город.

Интерьер Теремного дворца

Теремной дворец в Кремле время постройки превзошел не только по внешним характеристикам. Интерьер здания также поражает небывалым великолепием.

Если описать в трех словах, то это роскошь, разнообразие, богатство. Если же описывать все детали интерьера отдельно, то это займет уйму времени и не один

Каждый ярус строения имел свое предназначение. Цокольный предназначался для хранения запасов. Царица облюбовала первый этаж - в нем расположились ее мастерские. Второй - это ресепшн, если выражаться современным языком, где встречали гостей и послов из разных стран. Из одной из комнат опускался большой ящик, куда желающие помещали свои просьбы и жалобы.

Тут же находились и царские покои, купальня.

Стены палат расписаны цветочнымы узорами и золотом. Круглые своды украшены необыкновенными узорами и орнаментами, настоящей лепкой, позолотой, резным деревом дорогих пород.

К сожалению, роспись не сохранилась в первозданном виде. Ее восстановили по рисункам великого художника - археолога, живописца Федора Григорьевича Солнцева - и его ученика Киселева уже в 19 веке. Учитывая, что краска тех времен была чрезвычайно стойкой, причины повторного нанесения узора объясняются частичным или полным разрушением отделки стен. Это могло быть и нападение Наполеона, и решение переделать интерьер, которое так и не было воплощено в жизнь.

Таков Теремной дворец в Кремле. В каком веке был построен он - известно достоверно. Но немногие здания сохранились с тех времен. Сегодня он находится практически в таком же состоянии, в каком был почти четыре столетия тому назад.

Многие полагают, что легендарный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» снимался именно в Кремле. Это частично так. Но Теремной дворец в Кремле (фото представлено в статье) не имеет к фильму никакого отношения. Фильм снят в и то только сцена погони. Царские палаты - это студийные декорации, а «царские шмотки» - умелая работа костюмеров.

Теремной дворец в каком веке был построен? Ответ на данный вопрос известен, но мнения насчет отношения архитектуры к эпохе Ренессанса или Барокко разделились.

Как попасть?

На сегодняшний день Теремной дворец Московского Кремля закрыт для свободного посещения. Но попасть в него все-таки возможно.

Нужно заранее записаться в группы для посещения. Очереди огромнейшие, потому договариваться необходимо заблаговременно. Но и это только половина дела. После набора группы необходимо получить разрешение от представителя Кремля на посещение дворца. Ну а попав внутрь, просто получайте удовольствие от экскурсии.

От Теремного дворца, находящегося за Грановитой палатой, веет далекой сказочной стариной. К сожалению, сам дворец с Соборной площади не виден. Наилучший обзор на терема открывается из внутреннего дворцового двора или с Ивановской колокольни, однако туда доступа нет.

История Теремного дворца

Теремной дворец высотой в три этажа был построен в 1635-1636 годах над двумя уровнями палат времен Василия III и Ивана IV (XVI век). Впоследствии из-за многочисленных переделок нижние этажи утратили древний вид. Царевич Алексей Михайлович первым поселился в каменных палатах, а его отец продолжал жить в деревянных, считая, что это полезнее для здоровья. В 1637 году новые каменные хоромы были окончательно отделаны: стены расписаны красками по золотому и серебряному полю, а в окна вставлены разноцветные слюдяные окошки работы мастера Ивана Осипова. Архитекторы определяют облик Теремного дворца как пестрое сочетание древнерусского стиля с итальянским (на Руси его называли ломбардским).

Теремной дворец стоял на территории Царского двора, который занимал довольно большую площадь и включал множество различных палат, церквей, теремов, приказов, мастерских и дворов. Большая часть строений были деревянными, и почти у каждого представителя царского семейства был свой дом или теремок с вычурными украшениями. В Теремном дворце жил сам царь с сыновьями. Палаты царицы и царевен располагались с северной стороны и до нашего времени не сохранились. Парадным фасадом дворцовых построек был не южный, как сейчас, обращенный па Москву-реку, а восточный - выходивший на Соборную площадь.

Наивысшего расцвета Царский двор вместе с Теремным дворцом достиг во второй половине XVII века. В то время, по свидетельствам иностранных путешественников, крыши теремов были позолочены. На зданиях вдоль Боровицкого холма были устроены оранжереи и сады по образу знаменитых садов вавилонской царицы Семирамиды. В течение XVIII века Теремной дворец и остальной старый Царский двор постепенно приходили в упадок. В большом пожаре при Анне Ивановне в 1737 году сгорели почти все постройки и сильно пострадали терема. По велению Елизаветы Петровны архитектор Растрелли построил новый Царский дворец, который стоял па месте теперешнего Большого Кремлевского. В комнатах теремов поселились дворцовые служащие с семьями.

В 1812 году в Елизаветинском дворце останавливался Наполеон, а после дворец сгорел вместе с другими зданиями. Как уже говорилось, в 1838-1849 годах по велению императора Николая I Константин Топ построил нынешний Большой Кремлевский дворец, объединив его с теремами. К 200-летнему юбилею теремов их облик и внутреннее убранство воссоздали по древним образцам и рисункам времен Алексея Михайловича. Несколько позже, в 1870-х годах, художник Тимофей Киселев по рисункам академика Федора Солнцева выполнил нынешние росписи по золотому фону. Прежняя роспись XVII века Симона Ушакова, за исключением некоторых фрагментов, не сохранилась. Разноцветные стекла вместо слюды были вставлены в ХIХ-ХХ веках.

Устройство теремов

  1. Подвал.
  2. Хозяйственные службы.
  3. Золотое крыльцо.
  4. Златоверхий теремок

Теремной дворец состоит из пяти этажей. Два нижних, как и прежде, заняты хозяйственными службами. Третий, где в XVII веке помещались царская мыленка (баня) и комнаты царских детей, до революции использовался как архив старинных государственных бумаг, сейчас он также служебный. На четвертом восстановлена обстановка личных царских покоев - Передней (или Трапезной), Крестовой (или Думской) палат, кабинета государя, опочивальни (спальни). На пятом этаже расположен Златоверхий теремок с открытой галереей вокруг, устроенный Михаилом Федоровичем для своих сыновей.
Во всем здании сохранился характер старинных деревянных хором. Оно напоминает несколько изб, поставленных друг на друга. Почти все комнаты в жилых покоях одинаковы, каждая с традиционными для изб тремя окнами. Только самый верхний этаж - Златоверхий теремок - состоит из одной светлой комнаты.


Золотая решетка расположена ныне при входе в помещение, которое прежде было открытой площадкой перед Золотым крыльцом

В жилые покои, расположенные на четвертом ярусе теремов, до конца XVII века не входил никто, кроме царя и его семейства. Сначала лестница выводит на Верхоспасскую площадку, огороженную знаменитой Золотой решеткой. Поскольку мало кому из россиян посчастливилось наблюдать решетку вблизи, возникла легенда, что она отлита из обесценившихся медных денег, изъятых Алексеем Михайловичем в 1662 году из обращения, чтобы остановить Медный бунт. (Такой оригинальный способ борьбы с инфляцией.) На самом деле она мастерски выкована из железа и позолочена. Издали на ней виден растительный орнамент, а вблизи - фантастические рыбы, птицы и чудища.

За решеткой находится крыльцо с изваяниями двух львов по сторонам. Львы держат щиты с вензелем Николая I, поскольку при нем произошла перестройка, и крыльцо, бывшее раньше снаружи теремов, оказалось во внутреннем помещении. Оно называется Золотым, потому что когда-то примыкало к Золотой палате, где делали церковную утварь. Из арки над лестницей крыльца свисает гирька в виде львиной головы, держащей во рту яблоко (это символизирует хранение дворцовых тайн).

Первая комната с низкими сводами и изразцовыми печами называется Передней и расписана изображениями святых царей и князей - Константина и Елены, князя Владимира и княгини Ольги. Старинные изразцы на печах за сотни лет не изменили своей яркости, по сегодня секрет их изготовления утерян. Здесь бояре ожидали прихода царя, а потом шли следом за ним в Крестовую палату и рассаживались по лавкам согласно своей родовитости.

В Крестовой палате с утра царь брал благословение священника, а днем, сидя на троне, обсуждал государственные дела. Иногда принимал здесь и послов, но только от христианских держав. До 1918 года в палате сохранялись два ларца с историческими грамотами - об избрании на царство Михаила Федоровича (1613 год) и об установлении в России патриаршества (1589 год).


Далее - третья комната, которая в XVII веке именно так и называлась - комната, но не простая, а Золотая. В современном смысле это кабинет, хотя и особенный, каких теперь не встретишь. Двери его были обтянуты золоченой кожей с изображениями растений и зверей. В левом переднем углу близ окна - царский трон. Перед ним ковер, вышитый царевнами. Стены расписаны золотом по ярко-красному фону. Посреди свода изображен Спаситель на престоле, вокруг него - вселенские и московские святители. По периметру стен - гербы российских царств и земель. Здесь решали наиболее деликатные вопросы, например о лишении Никона патриаршего сана. Иногда царь угощал в кабинете самых близких бояр, а в другое время кормил нищих и «своих» богомольцев. Эти богомольцы жили возле хором на полном содержании. Ведя благочестивую жизнь, они иногда проживали до ста лет и более.

У Золотой комнаты есть еще интересная деталь. Ее среднее окно, возле которого и стоял царский трон, выходит во внутренний двор на так называемую Боярскую площадку (или Постельное крыльцо) и отмечено на фасаде резным белокаменным наличником с двуглавым орлом. Оно называется Челобитным - отсюда на веревке опускали ящичек, в который клали прошения напрямую царю (челобитные).

Четвертая комната - опочивальня, то есть спальня. По стенам - медальоны с трогательными сюжетами Рождества св. Иоанна Предтечи, Спасителя, св. Николая Чудотворца во младенчестве и др. Русский царь почивал на небольшой резной кровати с занавеской из китайского шелка и пологом у изголовья, на котором по-гречески вышиты «волшебные» слова из 44-го псалма пророка Давида. Этот псалом юный оруженосец пел перед царем Саулом, снимая его хандру и усталость. Под опочивальней находится «мыленка», иначе - баня или душевая, куда можно было спуститься по витой лесенке. Пол и стены ее для водонепроницаемости были опаяны свинцовыми плитами.

Боковая дверь ведет в Молельную.
На стене - два золоченых киота с древними иконами, крестами и панагиями, принадлежавшими Алексею Михайловичу. На аналое, возле которого молился царь, лежало рукописное Евангелие XIV века. В оконных рамах двух соседних комнат сохранилась слюда - «русское стекло». Говорят, здесь размещался буфет, где среди прочего имелись мальвазия и рейнское - любимые вина Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Вполне вероятно, что ими они и потчевали своих бояр.

Из сеней можно пройти к узкой витой лестнице, которая ведет на последний, пятый ярус, в Златоверхий теремок. Это одна большая палата на плоской крыше Теремного дворца, окруженная галереей. С запада к ней пристроена так называемая Смотрильная башенка с разноцветными стеклами в старинных окнах. Резные украшения для забавы царевичей и царевен изображают сказочных и мифологических существ - кентавров с луками, силенов с хвостами и копытами, попугаев в гроздьях винограда и тому подобное.

Как жили в Кремле русские цари

В XVII веке дух Византии пропитывал стены Теремного дворца. Во всем существовал строгий распорядок и иерархия. Любое нарушение этикета и даже непристойное слово, произнесенное здесь, могло быть воспринято как оскорбление царя и повлечь опалу. Чтобы препятствовать заговорам и интригам, повсюду были устроены тайники.

Распорядок дня московских царей был традиционным. Вставали на рассвете, с первыми лучами солнца, часов в четыре-пять, а зимой - самое позднее в семь утра. В Крестовой палате перед образами уже горели свечи, на аналое (подставка для икон) лежала икона праздничного события или того святого, день памяти которого отмечался именно в этот день. Около четверти часа царь молился, затем получал благословение священника, который окроплял его святой водой, специально привезенной ко двору из отдаленных монастырей и святых мест. После царь сам или с царицей шел в одну из дворцовых церквей, где слушал заутреню, а иногда и раннюю обедню. В большие праздники это происходило в одном из кремлевских соборов. Обедня продолжалась часа два. В дни Великого и других постов Алексей Михайлович стоял на службе по пять часов и клал иногда по тысяче поклонов.

Никакого завтрака в нынешнем смысле не существовало - просто потому, что до службы есть было не принято, а после нее вскоре наступало время обеда. Затем царь приступал к текущим делам и заканчивал их около 12 часов дня. В эти же часы царь иногда принимал иностранных послов. Представители христианских держав входили к нему через Благовещенский собор, который был соединен с дворцом, а нехристиане - по отдельной лестнице, стоявшей между Благовещенским собором и Грановитой палатой.

Закончив дела, государь шел к трапезе. В постные дни ели только овсяную брагу с ржаным хлебом, запивая вином, пивом или яблочным соком, а в обычные дни к столу подавалось около 70 блюд, включая икру, похлебки, жаркое и прочее. Во время больших постов (четыре в году) скудно ели три раза в неделю, а в прочие дни ограничивались соленым грибом или огурцом да полстаканом пива.


После трапезы царь ложился спать и спал обычно часов до трех дня, как это принято на Востоке, где полдень - самое жаркое время дня. После сна к царю снова приходили придворные, вместе с которыми он шел к вечерне в храм, а после нее час-другой обсуждал дела. Затем царь общался с домочадцами, читал душеполезные книги, слушал рассказы богомольцев о паломничествах в далекие земли, про сфинксов и людей «с песьими головами», виденных где-нибудь в Египте. Иногда играл в шахматы или смотрел выступления циркачей в Потешной палате. После вечернего кушанья шел па вечернюю молитву в Крестовую палату, с которой начал свой день.

Образ жизни цариц и царевен был также традиционен. Кроме того, им очень редко разрешалось выходить за пределы дворца, даже на территории Царского двора для них существовали строгие ограничения. Все приближенные, за исключением царя, общались с ними не напрямую, а только через доверенных боярынь. Радостью цариц и царевен были торжественные выходы па церковные службы, где они могли предстать во всем блеске своих нарядов, но - в пустынных храмах, поскольку в Кремль в это время никого не пускали. Так продолжалось из века в век, до Петра I. При нем этот распорядок был нарушен, и жизнь уже императорского двора на новом месте, в Санкт-Петербурге, пошла на европейский лад.


Трудами зодчих XVII века Москва и Русь преобразились... mamlas wrote in May 19th, 2016

Ещё об

Взлет русского зодчества
Архитекторы и мастера допетровской Руси / Созидатели / Статья 2007 года

До сего дня в Москве и некоторых других старинных российских городах и монастырях сохранились диковинные постройки XVII столетия, в котором русское искусство еще не слишком было подвержено иноземному влиянию. В тот далекий допетровский век особенно заметным стал взлет русского зодчества. Ещё в «Созидателях»



Новодельный Измайловский кремль, построенный в стиле «допетровской» Москвы


При царе Михаиле Федоровиче и его сыне Алексее творили замечательные «каменных и деревянных дел мастера» – Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Семен Петров, Аверкий Мокеев, Иван Белозер, Павел Потехин, Оси Старцев, Яков Бухвостов и многие другие. Их трудами достигло своей вершины деревянное и каменное зодчество допетровской Руси. Теремной дворец в Кремле

Поначалу, после разрушительного Смутного времени, речь шла лишь о воссоздании разрушенных и обветшавших построек Кремля. Часть из них была отремонтирована уже в 1613 году, ко дню венчания на царство Михаила Федоровича Романова. Затем начались новые большие работы - в 1625 году для установки часов над Фроловской (ныне Спасской башней Кремля) надстроили трехъярусный верх под "смотрением" каменных дел подмастерья Бажена Огурцова и его товарищей Степана Осиповича Караулова и Григория Загряжского. В проектировании и строительстве шатра и часов принимал участие "англицкой земли часового и водяного взвода мастер" Христофор Галовей.


Теремной дворец в Кремле


Вскоре в Кремле началось новое, еще более масштабное строительство. Частые пожары первой половины XVII столетия продолжали губить деревянные строения Москвы, не щадя и великолепия кремлевских теремов. Тогда-то и решено было построить новый каменный царский дворец. Он стал несомненным шедевром - дошедший до наших дней, хотя и в сильно переделанном виде, Теремной дворец в Кремле. Его построили в 1635-1636 годах Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Дворец представлял собой трехэтажное здание. Основанием дворцу послужили подклеты с открытыми галереями, возведенные в 1499-1508 годах архитектором Алевизом Фрязиным, и стоящие на этих подклетах Мастерские палаты XVI века, времени Ивана Грозного.

На выровненных сводах средней части Мастерских палат и возвели три этажа Теремного дворца.


Венчал его высокий "теремок", знаменитый "верх" с расположенной вокруг него открытой террасой – "гульбищем". Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба, богато украшенное парадное Золотое крыльцо придали дворцу типичный для того времени нарядный, сказочный вид. Дворец отличает обилие резного каменного узорочья, цветочного орнамента, изображений птиц и животных на белокаменных наличниках окон и порталов. Потолки дворца относительно низкие. Очень толстые стены также плотно расписаны узорами с элементами цветочных и растительных рисунков. В палатах - изразцовые печи, которые тоже являются украшением помещений. Планировка комнат отчетливо напоминает интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб, обычно с тремя окнами по фасаду). Здесь в "Теремке златоверхнем", расположенном над личными покоями царя, находился зал, где играли царевичи и заседала Боярская дума. Сохранилась уникальная Золотая царицына палата, комнаты для царя с опочивальней, сенями, престольной и передней. Системой крытых переходов, галерей и иных пристроек дворец был соединен с другими зданиями – соборами, покоями патриарха, служебными помещениями.

Одновременно с постройкой Теремного дворца в 1635 году над Малой Золотой палатой, на уровне Переднего Каменного двора, те же мастера возвели храм Спаса Нерукотворного (позже Верхоспасский собор), с приделом Иоанна Белгородского (теперь Иоанна Предтечи). Вскоре после этого Антип Константинов строит в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре уникальный храм Одигитрии Смоленской, имевший три каменных шатра-завершения, расположенные в один ряд.

"Восьмое чудо света"

Образцовой постройкой XVII века, выполненной из традиционных деревянных конструкций, стал дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Построен он был в 1667-1678 годах артелью под началом старосты Семена Петрова и промышляющего плотничеством стрельца Ивана Михайлова в виде нескольких теремов, соединенных между собой причудливыми переходами. К сожалению, сам дворец не сохранился – простояв около 100 лет, он сильно обветшал и был разобран в 1768 году, но сохранились его изображения на гравюрах и восторженные описания современников.


Дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском


Дворец насчитывал 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Со стороны он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, "гульбищами", кокошниками, крылечками с витыми колонками. Разные части дворца были построены в индивидуальной манере, они не походили друг на друга. Разнообразны были объемы, формы покрытий, декоративные приемы. Все это придавало замечательную живописность зданию. Над этой беспримерной архитектурной декорацией с ее ажурной резьбой работали под руководством старца Арсения мастера-резчики Клим Михайлов, Давид Павлов, Андрей Иванов и Герасим Акулов. Коломенский дворец называли "восьмым чудом света". Симеон Полоцкий воспел красоту этого дворца, сравнивая его с храмом Соломона. Яков Рейтенфельс в своей книге "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии", вышедшей в Падуе в 1680 году, назвал дворец Алексея Михайловича "игрушечкой, только что вынутой из шкатулки". В 1681 году он был частично перестроен Саввой Дементьевым.

Помимо кремлевского, до нас дошел еще один известный московский теремок, построенный в 1693–1694 годах Осипом Дмитриевичем Старцевым и Ларионом Ковалевым. Теремок находится в Крутицком подворье и является настоящей жемчужиной архитектуры. Крутицкое подворье известно с конца ХIII века; располагалось оно на высоком берегу Москвы-реки, на Крутицах. Здания, дошедшие до нашего времени, появились в начале ХVII века.

Наиболее хорошо сохранились главные Святые ворота со знаменитым надвратным Теремком. Его лицевая сторона была целиком покрыта изразцами. Ворота, украшенные Теремком, вели в сад митрополита, который называли райским.

О главном строителе Крутицкого Теремка следует сказать особо.

Осип Старцев разработал особые приемы каменного декора. "Петушиные гребни", поставленные им на ограде двора боярина И.М. Языкова на Большой Никитской, впоследствии широко использовались многими русскими зодчими.


Еще одним новшеством, также вошедшим в строительную практику той эпохи стало спроектированное Старцевым круговое открытое гульбище в церкви Воскресения на Пресне. В 1684 году Старцев переделал изначально готические окна Грановитой палаты, украсив их белокаменными наличниками с нарядными колонками, увитыми виноградной лозой, прием, повторенный им в работе над Крутицком теремке.

За одним большим делом следует другое - в 1685 году Осип Старцев закончил строительство Трапезной палаты в Симонове монастыре, начатое еще в 1677 году подмастерьем Парфеном Потаповым.

Известны и другие работы Старцева: в 1676 году он руководил покрытием черепицей Казенного двора. С 1681 года занимался перестройкой теремных церквей и строительством Верхоспасского собора, разборкой поварен Кормового, Хлебного, Сытного дворов, перестройкой Приказа Большого дворца. В 1690-е годы перестраивал палаты Посольского и Малороссийского приказов.

Другой известный зодчий Аверкий Мокеев строит Патриаршие палаты в Московском Кремле (1643-1655 гг.), ряд зданий Валдайского монастыря (1650-е гг.) и, наконец, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685 гг.) на реке Истре под Москвой – крупнейшее сооружение в церковном зодчестве той эпохи. Воплотить в жизнь грандиозный замысел патриарха Никона ему помог другой московский мастер Иван Белозер. Перед зодчими была поставлена трудная задача создать на русской земле обитель, главный собор которой воспроизводил бы в плане Храма Воскресения Господня в Иерусалиме. В ходе работы Мокеев и Белозер использовали точную модель и чертежи главной христианской святыни и с успехом выполнили почетный и сложный патриарший заказ.

Очень интересны храмы, воздвигнутые Павлом Сидоровичем Потехиным: церковь Троицы в селе Останкино под Москвой (1678-1693 гг.), церковь Св. Николы в Хамовниках (1679 г.), церковь Св. Козьмы и Дамиана в Садовниках (1657-1662 гг.). В Макарьеве-Желтоводском монастыре Потехин строит Святые ворота и надвратную церковь Михаила Архангела. В его знаменитой артели работали 93 мастера, среди которых были не только каменщики, но и резчики по камню и дереву, и плотники, и кузнецы, и даже иконописцы и золотильщики. Все они были профессионалами высочайшего класса, но каждый из них мог в необходимом случае подменить друг друга.

Московское барокко

В конце XVII века в русском зодчестве происходят заметные изменения, в результате которых в архитектуре утверждается новое направление, известное как "московское (или "нарышкинское") барокко". Классическим образцом постройки этого стиля считается церковь Покрова в Филях (1693-1694), созданная по распоряжению дяди царя Петра I Льва Кирилловича Нарышкина предположительно Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Не уступает ей по красоте и церковь Спаса Нерукотворного (1693-1697 гг.) в подмосковных Уборах, строителем которой уже бесспорно был тот же Яков Бухвостов. Храм построен им "иже под колоколы", то есть, верхний ярус высокого храма служил одновременно и звонницей.


Церковь Покрова в Филях


Яков Бухвостов, выдающийся зодчий, происходил из крепостных крестьян и был уроженцем села Никольское-Сверчково Дмитровского уезда, ныне расположенного на территории Клинского района Московской области. Первой его большой работой стало возведение каменных стен и башен Новоиерусалимского Воскресенского монастыря (1690-1694 гг.), заменивших первоначальные деревянные укрепления этой обители. Протяженность стен достигает 930 метров, их высота в настоящее время составляет от 9 до 11 метров. С внутренней стороны стен была устроена полуциркульная открытая аркада, над которой проходил по всему периметру стен крытый боевой ход, огражденный парапетом. Над главным входом в монастырь была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. В ее основании устроены центральный, перекрытый аркой проезд и два боковых прохода. По своему внешнему виду она напоминала знаменитый храм в Филях в Москве. Интересной и редкой особенностью надвратной церкви был цветной изразцовый пол. Крупные квадратные плиты пола образовывали необычный геометрический цветной узор, придававший интерьеру храма нарядность и красочность.

Церковь отличалась высотой и стройностью. Однако за время своего существования она перестраивалась, и ее первоначальное декоративное убранство, характерное для русского барокко конца XVII века, не сохранилось.


Бухвостовым был построен и Успенский собор в Рязани (1693-1699 гг.). Проектируя его, зодчий сохранил схему, восходящую к Аристотелю Фиораванти, однако поставил здание храма на подклет-галерею и украсил его тремя ярусами нарядных окон. Таким образом, Бухвостов первым в соборной архитектуре применил разбивку фасадов на ярусы при помощи рядов окон. Благодаря этому Успенский собор получился очень светлым. Во время пребывания в Рязани Бухвостов возвел для местного митрополита каменные амбары и прочие хозяйственные строения, а также несколько не сохранившихся до наших дней приходских церквей. Последним из известных сооружений Бухвостова стала церковь Ризоположения на Донской улице в Москве (1701-1708 гг.). Здесь зодчий не пользуется типичной барочной ярусной формой "восьмерик на четверике", он возводит церковь в форме простого четверика, прообразом которого были деревянные "клетские" храмы Древней Руси. Существует предположение, что храм Троицы в Троицком-Лыкове и Покровская церковь в Филях также построены Яковом Бухвостовым.

Давно уже отмечено, что храмы Бухвостова не перестраивались – настолько совершенной была их форма.


Трудами зодчих XVII века Москва преобразилась. Сошлемся на мнение Павла Алеппского, секретаря антиохийского патриарха Макария, посетившего в то время русскую столицу. О зданиях Москвы Павел Алеппский написал: "… мы дивились на их красоту, украшение, прочность, архитектуру, изящество, множество икон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри…".

Кое-что из этой красоты дошло и до наших дней. Сохранится ли она, не потеряется ли за странного вида новыми высотками, скребущими небо?..

Теремной дворец — это часть официальной резиденции Президента Российской Федерации, а вовсе не музей, так что попасть туда крайне затруднительно. Так что мы предлагаем воображаемую экскурсию. Можете открыть фотографии интерьеров и чертежи и следить по тексту, тогда все встанет на свои места и уложится в стройную картину. Правда, в фотопосте не очень понятно, что к чему относится, но это лучшее, что удалось найти, ведь самим туда пойти и во всем разобраться нельзя: режимный объект.

Итак, мы осмотрели второй этаж Теремного дворца, построенный Алевизом . Между церковью и Задней палатой есть Боярская лестница. Спустимся по ней на первый этаж. Здесь тоже с севера и юга здание опоясано коридорами. Сначала идет семь помещений, которые в XIX веке были кухнями, а изначально — подклетами палат дворца Ивана III. Далее под Жилецкой и Золотой Царицыной палатами находятся их же подклеты. Здесь дворян-жильцов били батогами за провинности и сажали под арест.

Под землей сохранились погреба и ледники великого князя. Попасть туда можно из некоторых подклетов первого этажа.

Вернемся во Владимирский зал. Оттуда можно подняться на Верхоспасскую площадку (Передний каменный двор). До строительства это была действительно площадка под открытым небом на крыше второго этажа Теремного дворца. Причем до каменных хором XVII века здесь были жилые деревянные хоромы царей/великих князей, а дальше в сторону церкви Рождества Богородицы — цариц/великих княгинь.

Раньше со двора на Верхоспасскую площадку можно было подняться по роскошной лестнице, которая отделялась от площадки знаменитой Золотой Красной решеткой. Лестница была украшена золочеными львами, сидевшими на перилах каждой площадки.

Решетка, в отличие от лестницы, и ныне там. Решетка железная, позолоченная, расписанная красками. Есть легенда, будто ее отлили из медных денег после Медного бунта, но на самом деле нет.

Что ж, вот мы на Верхоспасской площадке. Если пойти прямо, то попадем в Чугунный коридор, идущий вдоль северного фасада. Если пойти направо, то будет Трапезная, а за ней — церковь Спаса за Золотой решеткой, она же — Верхоспасский собор. А вот влево поднимается лестница со львами. Львы держат вензели Николая I и появились при нем же. Крыльцо, помещенное внутрь крытого помещения, выглядит несколько противоестественно.

Под лестницей есть маленькая дверца, пройдем в нее и окажемся в анфиладе из пяти фрейлинских комнат. Изначально это были палаты нижнего яруса Теремного дворца. Из всех этих помещений можно попасть в Чугунный коридор. Кстати, на четвертом этаже над частью Чугунного коридора находится Портретный коридор. В него можно попасть по лестнице из трапезной Верхоспасского собора. На потолке Портретного коридора красуются российский императоры, отчего коридор называется также Романовской галереей.

Среди помещений третьего этажа одно было Потешной палатой, другое — государевой мыленкой, куда царь спускался по специальной потайной лестнице, сохранившейся до наших дней. Мыленка была изолирована свинцом, чтобы вода не проходила на нижний этаж.

Ладно, вернемся на Верхоспасскую площадку и поднимемся, наконец, по лестнице. Мы находимся на Золотом крыльце, увенчанном шатровой башенкой. С Золотого крыльца проходим в Проходные сени, а дальше — в Переднюю (Крестовую, Столовую, Гостиную) палату. Первоначально она называлась Передней избой, потому что принципиальной функциональной разницы между царским и крестьянским домом не было.

Следующее помещение — Престольная (Золотая) палата, она же Комната. Это собственный кабинет государя. Именно здесь впервые оглашались царские указы, а уж потом глашатаи разносили их повсюду. Центральное южное окно Комнаты снаружи выделено белокаменной резьбой и львами. На северную сторону выходят две двери, но сейчас они ведут в никуда, а раньше был всход в Верхний терем и сход в нижний ярус.

За Комнатой находятся последние две маленькие комнатки: Моленная (Крестовая) и Опочивальня (Чулан). Раньше существовали еще и царский буфет, и хоромы придворных богомольцев, но они не сохранились.

Из Проходных сеней можно подняться по очень крутой лестнице на пятый этаж Теремного дворца, где посреди обширной площадки (Верхнего Каменного двора) красуются Каменный Чердак (Терем) со Смотрильной башенкой. Терем — это одна большая светлая зала, фасады которой обильно украшены изразцами.

Картинка кликабельна.

История

Николай I

1836—1849

С подлинным материалом архитекторы обращаются весьма вольно. Строят на месте Боярской площадки Владимирский зал , превращают Верхоспасскую площадку в крытое помещение, переделывают лестницы, возводят по собственной прихоти шатровую башенку и смотровую площадку…

Более аккуратен подход Федора Солнцева. Он реставрирует интерьеры Теремного дворца и Золотой Царицыной палаты по-настоящему, использует по возможности подлинные предметы, а если их не хватает, то изготавливает новоделы по старинным образцам. Современники поверили и приняли интерьеры за исконные.

1838

В связи с реконструкцией и строительством выселяют фрейлин и других дворцовых служащих из Теремного дворца.

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

1812

В Теремном дворце поселяется свита Наполеона . После войны ей на смену приходят российские придворные служащие.

1810

Сокровища Теремного дворца переходят в Оружейную палату.

1809

Упразднение церквей Спаса Нового и Успения.

Временщики

1743

Ремонт, пристройка на третьем ярусе. Помещают в Теремной дворец сокровища царской Оружейной и Большой казны.

Петр I

1723

1670

Отливка и установка Золотой решетки.

1666

Украшение дверей Комнаты.

1664

1660

В Комнате проходит церковный собор, постановивший лишить Никона сана.

1655

Старый патриарший дворец отходит к царевнам, потому что Никон на Цареборисовом дворе строит .

1654

Царица Мария Милославская дает прием грузинской царице Елене Левонтьевне в Золотой Царицыной палате.

1646

Алексей Михайлович обустраивает новые Потешные хоромы в Теремном дворце. Строит их дворцовый плотник Васька Романов.

1630-е

Постельные палаты стали нижней частью Теремного дворца (см. ниже) и получили название Мастерских палат.

1637

Какой-то конюхъ Иванъ Осиповъ, по ремеслу златописецъ, наводилъ уже въ это время сусальнымъ золотомъ, серебромъ и разными красками на кровлю репьи «да въ тежъ хоромы, во всѣ окна (опроче чердака, т. е. терема) дѣлалъ слюдяные окончины».

Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895. , будущий святитель. Он написал целую книгу о путешествии в Московию, вот фрагмент, посвященный Золотой Царицыной палате:

Если мы рассмотрим сводчатую палату, в которой находились, то увидим, что другой — подобной ей по красоте, — нет в целом свете. Она устроена сферообразно, покрыта чистейшим золотом, украшена изображениями и, по искусному своему расположению, удивительным образом отражает произносимые в ней звуки. На стенах ее изображены арабески, деревья, черные и красные виноградным кисти, а также — разные птицы. Посреди свода находился прекрасно изваянный лев, держащий в зубах змею, с средины которой спускалось множество прекрасных подсвечников, украшенных драгоценными камнями и жемчугом и — искусно сплетенных на подобие корзин.

Я не могу в совершенстве описать эту круглую палату и подробно рассказать о ней, ибо меня страшит обилие описываемого. Но сильное желание понуждает меня к описанию ее, хотя никакой ум не в силах вполне достигнуть этого. Со всех сторон палаты смотрели на нас бесчисленные изображения мозаической работы, представлявшие различные события и лики — св. Девы Богородицы, Владычицы мира, держащей на руках нашего искупителя, — лики св. ангелов, иерархов, мучеников; все эти изображения — прекрасной работы, — были украшены алмазами, крупным жемчугом и др. драгоценными камнями. Кроме того, все лики святых имели прекрасные венцы и были обложены дорогими окладами.

Я не могу перечислить всех жемчужин, рубинов, сапфиров, топазов и др. блестящих драгоценных камней, которыми были покрыты иконы. Лучше кончу свою речь об этом, потому что не могу в совершенстве описать бесчисленное множество находившихся здесь предметов.

Арсений Элассонский, «Описание путешествия в Московию».

А еще царица Ирина Годунова принимает патриарха Иова , ради избрания которого и приезжали Иеремия с Арсением.

1535

Елена Глинская принимает царицу Казанскую (вероятно, Сююмбике) в Лазаревской палате (возле церкви Воскрешения Лазаря).

Великое княжество

1526

Первое упоминание Наугольной палаты, впоследствии известной как Золотая Царицына палата.

1508

Алевиз Старый строит нижний ярус теремов. Среди них имеется Лазаревская (Задняя) палата. Двери из этой палаты вели на Постельное крыльцо, которое примыкало также к сеням и соединялось дверью с Передними переходами, или Красным крыльцом.

1395

Закладка каменных погребов на месте будущего Теремного дворца.



Первые каменные жилые покои в царском дворце
, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635 - 1636 гг. для царя Михаила Федоровича.
Строили каменных дел мастера Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков
Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили:
- нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом Фрязиным в 1499-1508 гг. и
- Мастерские Палаты, надстроенные над ним во второй половине ХVI в.



Теремной дворец был сконструирован по типу русских деревянных домов
:
- черты которых проявляются как в экстерьере, так и в планировке здания.
- Дворец представляет собой многоярусную постройку.
- Новые этажи возводились на некотором расстоянии от старых стен и поднимались вверх ступенчатыми ярусами.




Kаждый ярус как бы вырастает из предыдущего наподобие пирамиды
:
- в полной мере проявился талант создателей дворца
- ограниченные пространством и близостью соседних построек
- они сумели создать шедевр архитектурного искусства, радующий глаз своим праздничным великолепием.




Черты русского деревянного зодчества прослеживаются

- не только в ярусной структуре, но и
- в характере кровли, решении крыльца с двускатной кровлей и в планировке комнат,
- напоминающих интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб обычно с 3-я окнами по фасаду)
- Белокаменные наличники окон и порталы украшены цветочным орнаментом с изображением птиц и животных




Окно царской палаты
:
- украшено высоким фронтоном, но котором изображен герб, поддерживаемый небольшими колоннами;
- базы колонн представлены в виде каменных скульптурных львов



Cторожевая башня с декоративными кокошниками и 8-ми гранной крышей

- была пристроена к Теремному дворцу с западной стороны
- Еще до начала строительства Большого Кремлевского дворца
- С высоты этой башни открывалась прекрасная панорама города
- Порталы с треугольными фронтонами, обрамляющие окна башни с цветными стеклами:
--- сориентированы по сторонам света,
--- напоминают резные обрамления окон Теремного дворца

Крутая шатровая крыша

- с узорчатым оформлением из золоченого металла и небольших флажков удачно дополняет дворцовый ансамбль

Для своего времени Теремной дворец был довольно высоким зданием

- "золотой верх" находится на уровне 4-го этажа современного дома,
- но Большой Кремлевский Дворец, во дворе которого расположен ТД, почти полностью скрывает его из вида.


Гербы в Крестовой палате

Фасады Теремного дворца

- можно разглядеть только через окна Большого Кремлевского или Государственного Кремлевского дворцов
- Только лишь фасад Золотой палаты царицы и купола домовой церкви видны со стороны Соборной Площади
- Из Оружейной палаты, однако, можно увидеть золоченый купол церкви Рождества Богородицы.




У каждого этажа было свое назначение и свой стиль жизни

- Помещения цокольного этажа использовались для домашних целей
- В нем находились комнаты бытового назначения, а также
- запасы воды и свечей, заготовки овощей и солений




На 1-м этаже располагались мастерские царицы

- Здесь готовились все виды одежды, белья и другие ткани для домашнего обихода царской семьи
- Здесь придворные вышивальщицы украшали одежду шелком, золотым шитьем и жемчугом.




3-я комната на 3-м этаже дворца - Престольная, или царский кабинет

- В "красном" углу комнаты стоит царское кресло, покрытое бархатом
- В XVII веке это было самая красивая и самая недоступная комната из всего дворца
- Лишь по утрам ближайшие к царю бояре "уждав время" входили в нее, чтобы бить челом




Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным

- Из него опускался ящик, куда каждый мог подать царю Челобитную грамоту
- В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые
- Отсюда и пошла поговорка: "Не откладывай дело в долгий ящик"




Здесь же располагались покои царской семьи во время проживания в Теремном дворце

- в остальное время семья жила в деревянном дворце,
- какой по мнению современников считался более полезным для здоровья




Царские покои занимали 2-й этаж дворца

- Это были 4 палаты сравнительно небольших размеров,
- перекрытые сомкнутыми сводами с распалубками
- Проходные сени, Крестовая палата, Престольная и Опочивальня.
- В планировке покоев, как и в общей композиции архитектурных объемов,
- еще даёт о себе знать воздействие деревянной архитектуры, в частности,
- деревянных хором, возводимых по принципу соединения отдельных клетей
- Стены и своды палат по окончании строительства были расписаны растительным орнаментом
- Затем, при царе Алексее Михайловиче, роспись была возобновлена С. Ушаковым.

Ныне существующая живопись

- выполнена в 1836 г. по рисункам Ф.Г. Солнцева и Т.А. Киселева

На 2-м этаже находилась и личная купальня царя

- Вода подавалась сюда с помощью насоса из водонапорной башни
- Винтовая лестница вела из купальни в царскую спальню
- Комнаты, размещенные на этом этаже часто перестраивались и их назначение, соответственно, менялось
- В XIX в. здесь обосновался архив, в котором хранились наиболее важные государственные бумаги




На 3-м этаже были личные покои царя
:
- большие "комнаты о трех окон" с видом на Москва-реку
- Анфилада комнат этого этажа заканчивалась Спальней и Молельней.




В спальне

- стояла золоченая резная кровать с роскошным балдахином,
- вышитым золотом по красному фону с многочисленными надписями

В молельне

- были установлены 2 резных иконостаса,
- покрытых шворенным золотом,
- с иконами XVII-XVIII в.в.




В северном крыле размещались подсобные помещения и узкий коридор

- По преданию, здесь проходили смотрины самых красивых девушек,
- среди которых царь должен был выбирать себе невесту.
- Ему предстояло трижды пройти по коридору и
- вручить рушник счастливой избраннице




4-й этаж, или мезонин, иногда называли золотоверхим

- потому как крыша была покрыта золотыми и серебряными листами и покрашена разными цветами
- В просторной, хорошо освещенной комнате золотого верха внимание привлекает стенная роспись,
- выполненная в середине прошлого века в так называемом "русском" стиле.




3 галереи-гульбища окружали дворец по ярусам
:
- нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо
- располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета,
- где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца.




С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор

- устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат,
- на которых собственно и были надстроены 3 этажа Теремного дворца.




Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой

- представляющей уникальный образец кузнечного мастерства.

С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо

- по которому поднимались на 2-й этаж в жилые покои царя

Последний ярус выстроенных палат - златоверхий Теремок

- расположенный по центру здания,
- окружает 3-я площадка - Верхний каменный двор.


Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов.

Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля - все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

С Верхнеспасской площадки во второй этаж дворца вело Верхнее Золотое крыльцо, увенчанное шатром и служившее парадным входом в царские покои. С расположенной перед арочным подклетом Т.Д. Боярской площадки к Верхнеспасской площадке поднималась открытая лестница (Нижнее Золотое крыльцо), которая у Верхнеепасской площадки запиралась медной золоченой решеткой (поэтому церковь иногда называют церковью «Спаса за золотой решеткой».


Боярская площадка и церковь Спас за золотой решеткой в Московском Кремле. 1838. Е. Гильбертзон.

В западной части Т.Д. расположена церковь Рождества Богоматери «на Сенях», примечательная тем, что в ее подклете сохранилась четырехстолпная белокаменная церковь конца XIV в. - наиболее древняя из дошедших до нас кремлевских построек.

Одновременно с традиционными приемами декоративного убранства - ширинками, орнаментальной плетенкой, полихромией, изразцами, резным золоченым гребнем на коньке крыши, зодчие Т. Д. применили классические ордерные формы. В это время Приказ каменных дел уделял большое внимание ознакомлению русских архитекторов с западноевропейским строительным опытом.

>

От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен Теремов веет далекой, сказочной стариной. Мебель — в стиле XVII в. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас сохраняется в Оружейной палате. В золотых и серебряных клетках сидели певчие птицы.

При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой.

Внутреннее убранство палат Т.Д. было очень живописным: яркая орнаментальная роспись с вплетенными в нее геральдическими знаками покрывала поверхности стен, сводов, распалубок и даже подоконников; библейские сюжеты в символической форме иллюстрировали монархическую идею. В росписи Т.Д. (при ее возобновлении в правление Алексея Михайловича) принимал участие Симон Ушаков. Роспись не сохранилась.

В архитектурный ансамбль Теремного дворца также входят Золотая Царицына палата XVI века и домовые церкви (Воскресения Словущего, Спаса, придела Распятия и др.), которые в 1682 году подвели под одну кровлю и поставили на ней 11 глав на украшенных изразцами шейках. Строительными работами руководил архитектор Осип Старцев, рисунки для майолик и крестов выполнены резчиком — старцем Ипполитом.

Все реставрационные работы выполнялись на основании архитектурного сопровождения Н.Г. Мухина (Моспроект-2, мастерская № 13) и по рекомендациям технолога ЦНРПМ М.П. Иевлевой.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г. Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. при реставрации древнего памятника, включенного впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца в новый комплекс дворцовых зданий.


Алексеев Ф.Я. Вид в Кремле на Теремной дворец и церковь Спаса на Бору. 1800-е годы


Федор Яковлевич Алексеев. Боярская площадка в Московском Кремле(1801)


Боярская площадка в Московском Кремла. (до 1838 г.)



Теремной дворец в Московском Кремле. 1635 - 1636. Южный фасад. Гравюра 1870-х гг.

Расположенное на высоком кремлевском холме, здание ТД

- было обращено главным фасадом на юг, к Москве-реке
- Увенчанный золоченой кровлей чердака
- окруженный открытыми гульбищами с шатровыми крыльцами
- ТД господствовал над кремлевскими палатами и хоромным строением и
- составлял неотъемлемую часть всего кремлевского дворцового ансамбля

В настоящее время ТД

- в составе Большого Кремлевского дворца
- является Резиденцией Президента Российской Федерации

________________________________________ _____________________
Некоторые фото .