Столкновение над Боденским озером: хроника трагедии. Виталий Калоев о фильме «Последствия»: Шварценеггер не спрашивал, что я чувствую Катастрофа в небе

В 2002 году над немецким озером Боден в районе города Юберлинген в ночь с 1 на 2 июля столкнулись два самолета: пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и почтовый Боинг-757 американской авиалинии. Погибло 72 человека, в их числе 52 ребенка из Республики Башкирия, которые по реФшению ЮНЕСКО были признаны лучшими в учебе и получили двухнедельные каникулы в Испании в качестве подарка.

Архитектор Виталий Калоев, у которого погибли жена и двое детей нанес более 20 ножевых ранений авиадиспетчеру Петеру Нильсону, которого посчитал главным виновным в трагедии, случившейся 14 лет назад.

Случайный рейс

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. Они летели к нему, своему отцу, известному архитектору, который заканчивает проект строительства дома недалеко от Барселоны. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но нужных билетов не было. Им предложили полететь на самолете «Башкирских авиалиний», который летел в Барселону.

Сожженные деревья

Жители Южной Германии увидели в ночном небе множество разноцветных огненных шаров, яркие искры, которые стремительно приближались к озеру и взрывались. Некоторые даже подумали, что это связано как-то с НЛО. Но это была одна из самых страшных и редких авиационных катастроф нашего времени.

Обломки самолетов упали на границе Германии и Швейцарии. Осколки и обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Деревья были сожжены. Целую неделю полицейские искали тела погибших. Они находили их в поле, около школы, около дорог.

Жемчужное ожерелье дочери

Виталий Калоев тем временем ждал свою семью в Барселоне. Он был одним из первых, кто приехал сюда, чтобы искать своих родных в сельской провинции Южной Германии. Полицейские не хотели его пускать на место трагедии, но пошли ему навстречу, когда узнали, что он будет вместе с ними искать погибших.

В лесу он нашел разорванное жемчужное ожерелье своей четырехлетней дочери Дианы. К удивлению спасателей, тело его дочери практически не пострадало. Обезображенные тела его жены Светланы и десятилетнего сына Константина поисковые службы найдут гораздо позже.

Неудачная попытка встретиться с диспетчером

После этого Виталий несколько раз подходил к руководству авиакомпании и задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины диспетчера в случавшейся катастрофе над озером. «Человека с бородой» директор компании испугался. Больше об этом руководство компании ничего не говорило. Авиационный диспетчер остался работать на своем месте.

Виталий на протяжении этого времени много раз ездил на кладбище к погибшей семье, во Владикавказе он установил им памятник.

Калоев неоднократно обращался к руководству компании Skyguide с просьбой о встрече с диспетчером. Сначала ему пошли навстречу, но потом отказали без объяснения причин. Когда проходили траурные мероприятия, посвященные годовщине трагедии, Калоев снова подошел к руководителям швейцарской компании, но никакого ответа от них не получил.

Версии крушения

Изначально в СМИ широко распространилась версия о том, что в ту роковую ночь авиационный диспетчер Питер Нильсен остался в комнате один, а его товарищи ушли отдыхать. Он следил за передвижениями самолетов с помощью двух экранов, расположенных друг от друга на расстоянии около метра. Это в компании было обычным делом: ночью оставался работать только один оператор. В эту ночь инженеры компании отключили часть аппаратуры потому, что проводили профилактическую работу с радарами.

По версии следствия, в тот день по роковой случайности авиадиспетчер не правильно рассчитал воздушных коридор для двух самолетов. Они набрали один и тот же эшелон высоты и начали стремительное сближение, действуя по командам с земли. В это время в воздушное пространство вошел третий самолет, который отвлекал внимание диспетчера. В радиосвязи возникли помехи. Спустя 22 месяца после катастрофы, немецкие следователи огласили две основные версии происшествия. Во-первых, Питер Нильсен слишком поздно заметил опасность столкновения, во-вторых, российский экипаж совершил ошибку, выполняя команды оператора, а не своей специальной бортовой системы, предупреждающей об опасном сближении. Следователи также указали руководству компании на недопустимость дежурства одного оператора.

Авиадиспетчер убит

Через полтора года эта трагедия имела продолжение. В 2004 году информационные агентства облетела еще одна страшная весть – на пороге своего дома 24 февраля был убит авиадиспетчер, который отвечал за обеспечение воздушного коридора для двух самолетов. Судмедэксперты насчитали на теле жертвы нападения более 20 ножевых ранений, нанесенные хаотично и с большой силой. От полученных ран диспетчер умер на пороге своего дома. У него осталось трое детей и жена.

З6-летний диспетчер стал последней, 72-ой жертвой.

Психически здоров

Полиция разослала ориентировку на человека восточной внешности, одетого в черные брюки и черное пальто. Виталия Калоева нашли неподалеку в местном отеле. Его задержали.

В ходе допроса он рассказал, что узнал адрес диспетчера и позвонил ему в дверь. Когда он открыл, показал фотографии своих детей и жены. Но потом, по признанию Калоева, он ничего не помнил. Больше ничего рассказывать швейцарским следователям Калоев не стал. Его поместили на обследование в психиатрическую клинику и, признав вменяемым, дали восемь лет заключения. Срок мститель отбывал в швейцарской тюрьме. Через два года по решению Верховного суда Швейцарии Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение. Он вернулся на родину в Осетию, где стал работать на посту заместителя министра архитектуры и строительства Республики Северная Осетия.

Трагедия над Боденским озером стала главным мотивом фильма американского режиссера «Последствия», в котором Арнольд Шварценеггер сыграл Виталия Калоева.

Прошло уже больше 13 лет с той памятной даты, когда в небе над Германией столкнулись два авиалайнера - российский пассажирский ТУ-154М и бельгийский грузовой «Боинг-757». Жертвами этой страшной катастрофы стал 71 человек, большинство из которых - дети.

События, предшествующие полету

В ту роковую ночь с 1 на 2 июля 2002 года, когда произошла катастрофа над Боденским озером, на борту российского пассажирского самолета ТУ-154, принадлежавшего компании «Башкирские авиалинии», находились 67 пассажиров, в числе которых 52 ребенка и 12 членов экипажа. Основную часть составляли талантливые школьники из Башкирии, которые летели в Испанию на отдых. Путевки были предоставлены Комитетом по делам ЮНЕСКО республики как поощрение за высокие показатели в учебе. И действительно, в этой группе все дети были как на подбор: художники, поэты, спортсмены.

Как выяснилось позже, уфимские школьники вообще не должны были оказаться в небе в ту злополучную ночь. Просто по ошибке сопровождавших их взрослых, которые привезли группу башкирских детей в аэропорт Шереметьево, вместо того чтобы доставить их в Домодедово, они накануне опоздали на свой самолет, летевший в Барселону.

Череда случайностей

Практически все дети, отправляющиеся на отдых за границу, были выходцами из семей высокопоставленных родителей. К примеру, 15-летняя Лейсан Гимаева была дочерью главы администрации президента Башкирской республики. Если бы это были дети из обычных семей, то они просто вернулись бы обратно домой, пусть и расстроенные, но живые, и над Боденским озером не случилась бы.

Но влиятельные родители школьников решили послать за ними в Москву один из воздушных судов, принадлежащих «Башкирским авиалиниям», который затем должен был чартерным рейсом № 2937 доставить их в Испанию. Экипаж самолета возглавлял Александр Гросс, который до этого уже летал в Барселону несколько раз и хорошо знал маршрут.

И вот очередная случайность - после того как дети сели в самолет, оказалось, что остается еще несколько свободных мест. Тут же было решено реализовать эти лишние билеты. Их было всего семь. Четыре из них достались семье Шисловских из Беларуси, которые также опоздали на свой самолет, и три - Светлане Калоевой из Северной Осетии, летевшей с двумя детьми (старшим сыном Костей и 4-летней Дианой) к мужу Виталию, который работал в Испании по контракту. После того как произошла катастрофа над Боденским озером, даже имена этих случайных пассажиров стали известны не сразу.

Перед катастрофой

В ту июльскую ночь оба самолета находились в небе над Германией, но, несмотря на это, руководство воздушным движением на тот период было передано швейцарской компании «Скайгайд», расположенной в Цюрихе. В этом центре, как и обычно по ночам, оставались работать только три человека: два диспетчера и ассистентка. Однако почти перед самым столкновением один из дежуривших ушел на перерыв, и за пультом остался только Питер Нильсен, который был вынужден следить одновременно за двумя терминалами. Когда диспетчер заметил, что два самолета, находящихся в одном и том же эшелоне 36 тыс. футов, начали сближаться, оставались уже считаные секунды до катастрофы. Столкновение над Боденским озером было почти что неизбежным.

Несоответствие команд

Курсы воздушных суден, летевших навстречу друг другу, должны были неминуемо пересечься. Диспетчер попытался исправить положение и подал команду экипажу российского лайнера на снижение. Надо сказать, что к этому времени пилоты ТУ-154 уже заметили другое судно, приближающееся к ним с левой стороны. Они были готовы к выполнению маневра, который бы позволил самолетам благополучно разойтись.

Сразу же после команды диспетчера в кабине российских пилотов ожила автоматическая система, предупреждающая об опасных сближениях (TCAS), которая проинформировала о том, что необходимо срочно набрать высоту. А в это же время на борту «Боинга» была получена такая же инструкция от идентичной системы, но только на снижение. Второй пилот самолета ТУ-154 обратил внимание остальных членов экипажа на несоответствие команд диспетчера и TCAS, но ему ответили, что будут выполнять приказ, поступивший с земли. Именно поэтому никто так и не подтвердил полученного от диспетчера распоряжения, хотя судно и начало снижаться. Спустя всего несколько секунд команда с земли повторилась. На этот раз ее немедленно подтвердили.

Роковая ошибка

Как позже покажет следствие, столкновение над Боденским озером произошло из-за несвоевременно поданной команды, прозвучавшей из уст диспетчера компании «Скайгайд» Питера Нильсена. По ошибке он сообщил экипажу российского самолета неверную информацию о другом лайнере, который якобы находится справа от них.

Впоследствии расшифровка данных показала, что пилоты оказались введенными в заблуждение таким сообщением и, по-видимому, решили, что рядом летит еще один самолет, которого система TCAS по какой-то причине не обнаружила. Остается непонятным, почему ни один из пилотов не проинформировал об этом противоречии в командах дежурного диспетчера.

Одновременно с российским самолетом снижался и «Боинг-757», экипаж которого выполнял инструкцию TCAS. Об этом маневре они немедленно сообщили на землю, но диспетчер Питер Нильсен его не расслышал, так как на связь вышло другое судно на иной частоте.

В последние мгновения перед катастрофой оба экипажа как могли, пытались предотвратить опасное сближение, отклонив штурвалы до упора, но, как известно, все усилия были тщетными. Самолет Ту-154М столкнулся с «Боингом-757» почти что под прямым углом. Самолет, принадлежащий транспортной компании DHL, своим вертикальным стабилизатором нанес мощнейший удар по фюзеляжу российского лайнера, отчего он развалился прямо в воздухе. Его обломки упали в окрестностях немецкого городка Юберлингена, близ Боденского озера (земля Баден-Вюртемберг). Боинг, в свою очередь, лишившись стабилизатора и потеряв управление, разбился. Ужасная катастрофа над Боденским озером унесла жизни членов экипажа обоих самолетов и всех пассажиров, летевших на Ту-154.

Расследование случившегося

По результатам авиакатастрофы было произведено следствие, которым занималась специально созданная комиссия при немецком Федеральном ведомстве (BFU). Ее выводы были опубликованы спустя два года. В отчете комиссии значились две причины, по которым произошло столкновение:

  1. Авиадиспетчер вовремя не смог обеспечить надлежащее эшелонирование между двумя воздушными лайнерами. Инструкция по снижению была передана пилотам экипажа Ту-154 поздно.
  2. Экипаж российского самолета продолжал снижаться, несмотря на рекомендации TCAS набрать высоту.

Выводы экспертов

В отчете также были отмечены многочисленные ошибки, допущенные руководством центра в Цюрихе и Так, владельцы швейцарской компании «Скайгайд» в течение многих лет допускали такой порядок работы авиадиспетчеров, при котором управлять воздушным движением мог всего лишь один человек, тогда как его напарник в это время отдыхал. (2002 год) ясно дала понять, что такого количества персонала было явно недостаточно. К тому же оборудование, которое должно было подсказывать диспетчеру о возможном сближении авиалайнеров, в ту ночь отключили по причине проведения технического обслуживания.

Что касается телефонов, то они тоже не работали. Именно из-за этого Питер Нильсен не смог в нужный момент дозвониться в аэропорт, находящийся в Фридрихсхафене (небольшой городок, расположенный к северу от Боденского озера), для того чтобы передать тамошним диспетчерам ведение прибывающего с задержкой самолета, за которым швейцарец следит по второму терминалу. Кроме того, по причине отсутствия телефонной связи дежурные в Карлсруэ, намного раньше заметившие опасное сближение в воздухе, не имели возможности предупредить Нильсена о надвигающейся катастрофе.

Также комиссия, которая расследовала столкновение над Боденским озером, отметила, что документы ICAO, регулирующие применение TCAS и находящиеся у экипажа самолета Ту-154, были отчасти противоречивыми и неполными. Дело в том, что, с одной стороны, инструкция к системе содержала строгий запрет на выполнение маневров, не соответствующих подсказкам TCAS, а с другой - она считалась вспомогательной, создавая, таким образом, впечатление, что команды диспетчера являются приоритетными. Из этого можно сделать единственно правильный вывод: если бы не череда нелепых случайностей и роковых ошибок, то авиакатастрофа над Боденским озером (2002 год) была бы попросту невозможна.

Итоги

С падением самолетов не закончилась. Несчастные родственники хоронили своих детей, а некоторые семьи после этого распались, не выдержав такого горя. Много жизней унесла с собой катастрофа над Боденским озером. Список погибших изначально содержал фамилии 19 взрослых и 52 детей. Но 24 февраля 2004 года к нему добавилось еще одно имя - Питера Нильсена, того самого диспетчера компании «Скайгайд», допустившего ряд ошибок, приведших к такой масштабной трагедии. Он был убит Виталием Калоевым, жена и дети которого летели тем злосчастным рейсом № 2937. Суд по этому делу длился почти год. В конце октября 2005 года Калоева признали виновным в убийстве и приговорили к 8 годам тюрьмы. Учитывая обстоятельства дела и тяжелое психическое состояние обвиняемого, суд уменьшил срок до 5 лет и 3 месяцев.

Близ немецкого города Юберлинген, в районе Боденского озера, установлен необычный памятник, напоминающий о трагедии более чем 10-летней давности. Он выполнен в виде разорванного колье, чьи жемчужины разлетелись по всей траектории падения обломков двух авиалайнеров.

Свежий опрос банка UBS , что люди продолжают с недоверием относиться к автоматизированным системам управления. В частности, речь о самолетах: 54% опрошенных заявили, что не хотели бы оказаться в лайнере, который способен полностью выполнить рейс без участия пилота. При этом статистика однозначно свидетельствует о том, что опасаться нужно не электроники, а человека: Boeing провел исследование и установил , что причиной 80% авиакрушений становится человеческий фактор. Особенно можно выделить столкновения в воздухе: как правило, ответственность за эти катастрофы ложится именно на людей, а не на технику. Onliner.by вспомнил самые известные и крупные столкновения самолетов.

В 2001 году чуть не произошла катастрофа, которая с легкостью могла побить мрачный рекорд крушения на Тенерифе: в небе над Японией чудом разминулись Boeing 747 и DC-10. В них летело в общей сложности 677 человек. Команды диспетчеров и системы предотвращения столкновений TCAS были противоречащими друг другу. Людям крупно повезло: один из пилотов заметил летящий на него самолет и буквально в последнюю секунду успел нырнуть под DC-10. Из-за резкого маневра Boeing 747 пассажиры получили травмы, но все остались живы. Через полтора года станет ясно, что выводы из инцидента никто не сделал: система, которая призвана обеспечивать дополнительную безопасность, станет косвенным виновником катастрофы.

Ошибка в приоритете

1 июля 2002 года Ту-154 вылетел из Москвы в солнечную Барселону с 69 людьми на борту, из которых 52 были детьми, получившими путевки на отдых в качестве поощрения за успехи в учебе. Примерно в то же время грузовой Boeing 757 с двумя пилотами заправился в Бергамо и отправился в Брюссель, а немецкий диспетчер Петер Нильсен остался в одиночестве (его коллега ушел на перерыв). Нильсену приходилось следить за большим количеством лайнеров, бегая между терминалами. Вдобавок работало не все оборудование.

Траектории Boeing 757 и Ту-154 пересекались практически под прямым углом. Оба лайнера были на высоте около десяти с половиной километров. Диспетчер поздно заметил опасное сближение самолетов, но в тот момент ситуацию еще можно было легко исправить. Нильсен дал команду Ту-154 снизиться, и экипаж тут же начал выполнять ее. Практически сразу же после этого был подан сигнал системы TCAS. Она посчитала, что Ту-154 нужно набрать высоту, а Boeing 757 - снизиться. Проблема в том, что Нильсен дал российскому самолету противоположную команду, и пилоты запутались. По какой-то причине летчики не сообщили диспетчеру об этой неувязке.

Мнения экипажа разделились: второй пилот был уверен, что нужно следовать инструкции TCAS, но командир принял команду диспетчера и продолжил снижение. Одновременно с этим экипаж Boeing послушался TCAS, которая рекомендовала снизиться грузовому самолету. Экипаж Boeing 757 доложил диспетчеру о снижении, но это не помогло: Нильсен отвлекся на переговоры с другим самолетом. Спустя минуту после первого сигнала TCAS Boeing 757 хвостом врезается в бок Ту-154, разрезая лайнер пополам. В катастрофе никто не выжил, погиб 71 человек.

Среди причин крушения Boeing 757 и Ту-154 указывались действия экипажа российского лайнера вопреки рекомендациям TCAS и ошибки в работе диспетчера. Через два года после инцидента появилась еще одна жертва этих событий - Петер Нильсен. Его убил мужчина, который потерял в катастрофе жену и двоих детей. В 2008 году он вышел из тюрьмы досрочно за примерное поведение. Систему TCAS доработали - теперь, если один самолет игнорирует рекомендации, советы для второго борта могут быть изменены во избежание столкновения.

Стажер-диспетчер разбил два самолета

Возможно, столкновение двух Ту-134 и было бы замято, как нередко происходило в СССР, однако одно обстоятельство послужило причиной предания крушения особой огласке: в нем погибло 17 участников футбольного клуба «Пахтакор». Узбекская команда летела в Минск, где должна была сыграть с нашим «Динамо». Один Ту-134 принадлежал «Аэрофлоту» и относился к Белорусскому управлению гражданской авиации (БУГА). Второй аналогичный лайнер летел в Кишинев.

За воздушным пространством около Днепродзержинска наблюдали диспетчеры из Харькова. Ответственным за напряженный сектор поставили молодого стажера, которому вместо начальника смены, как того требовали правила, помогал другой диспетчер. Белорусский борт только вылетел из Донецка и набирал высоту. Молдавский Ту-134 двигался на высоте 8400 метров, экипаж несколько раз запрашивал разрешение на подъем до 9600 метров, но стажер все время отказывал из-за возможного сближения с другим самолетом.

Диспетчер, обращаясь к белорусскому самолету, произнес: В ответ последовала фраза: «Понял, 8400». В центре управления полетами это отчего-то не вызвало подозрений.

Летевший в Минск Ту-134 добрался до эшелона 7200 метров и получил команду подниматься на 8400. Экипаж сообщил, что пролетел радиомаяк Днепропетровска только что, но на самом деле он был уже в 13 километрах от него. Диспетчер установил неверные отметки о прохождении лайнером контрольных точек. Теперь два Ту-134 летели на одной высоте, и пути их должны были пересечься. Но белорусскому лайнеру не разрешили подняться выше: на эшелоне 9000 летел Ил-62.

Приставленный к стажеру диспетчер заметил проблему и немедленно дал команду Ил-62 подняться до 9600 метров, а белорусскому Ту-134 - занять высоту 9000 метров. Экипаж Ил-62 расположился на нужной высоте, а вот с Ту-134 вышла проблема: в эфир ворвался еще один самолет. Диспетчер, обращаясь к белорусскому самолету, произнес: «735-й, а вы 9 займите. Над Днепродзержинском 8400 пересекающийся». В ответ последовала фраза: «Понял, 8400». В центре управления полетами это отчего-то не вызвало подозрений.

Из-за того что автор последней фразы не сообщил свой позывной, в комиссии по расследованию причин крушения засомневались, с какого борта на самом деле прозвучала реплика: с Ил-62 или Ту-134. Согласно официальному заключению, фразу произнесли с борта Ил-62, а на белорусском самолете якобы никак не отреагировали на команду диспетчера. Однако этот вывод кажется странным по ряду причин. Во-первых, за пару секунд до «Понял, 8400» экипаж Ил-62 подтвердил подъем на эшелон 9600 и действительно его занял. Во-вторых, слышно, что реплики «9600, 676-й» (с Ил-62) и «Понял, 8400» сказаны разными голосами. Таким образом, велика вероятность, что фразу произнесли все же с Ту-134. Экипаж мог услышать только начало и конец сообщения диспетчера, подумав, что им говорят оставаться на эшелоне.

Как бы то ни было, Ту-134 продолжил полет на высоте 8400 метров и правым крылом разрезал кабину молдавского близнеца. Летевший в Минск лайнер пострадал от удара меньше, но повреждения все равно оказались слишком серьезными. В катастрофе никто не выжил, жертвами стали 178 человек. Виновными признали стажера и диспетчера, которого поставили для помощи новичку. Они получили тюремные сроки. По некоторым данным, стажер впоследствии совершил суицид, однако достоверного подтверждения этому нет.

Трудности перевода

Крупнейшее по количеству жертв столкновение в воздухе произошло в Индии. На борту Ил-76 казахстанских авиалиний было 39 человек, а в Boeing 747 находилось 289 пассажиров и 23 члена экипажа. Boeing вылетел из Международного аэропорта имени Индиры Ганди и набирал высоту, а Ил-76 снижался. Взлет и посадка в аэропорту осуществлялись по одному воздушному коридору. За обоими бортами следил один диспетчер, который развел самолеты по разным эшелонам. Между ними должно было быть 300 метров. Однако Ил-76 не остался на своей высоте, а продолжил снижаться прямо навстречу Boeing 747. В момент столкновения он оказался даже ниже лайнера Saudi Arabian Airlines. Погибли все 349 человек из обоих самолетов.

Обычно при столкновении самолетов подозрение первым делом падает на диспетчера. Но комиссия быстро установила, что его вины нет: диспетчер не создавал опасных ситуаций и направил самолеты по безопасным для них маршрутам. Больше всего вопросов возникло к действиям членов экипажа Ил-76, которых и признали виновными в катастрофе. Согласно официальным выводам, причинами происшествия стали слабое знание английского языка экипажем Ил-76 и, как следствие, неправильная интерпретация команд диспетчера, а также низкие профессиональные навыки. Предполагается, что названная диспетчером высота, на которой летел Boeing 747, была принята казахстанским самолетом за нужный для них эшелон.

Часто столкновения в воздухе оказываются фатальными для обоих участников инцидента. Но в 2006 году был зафиксирован редкий случай. Маленький Embraer Legacy 600 врезался в Boeing 737, на борту которого находилось 154 человека. Самолеты столкнулись кончиками крыльев в небе над Бразилией. Повреждения Boeing были серьезнее - он начал вращаться и рухнул на землю, никто не выжил. Отмечается, что передатчик на Embraer был отключен, а система TCAS не сообщила об опасном сближении с Boeing. Embraer сумел совершить экстренную посадку, все семь человек не пострадали. Этот экземпляр Legacy 600 отремонтировали, и он до сих пор в эксплуатации.

В апреле выйдет фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером о россиянине Виталии Калоеве, чья семья погибла в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году. Спустя 478 дней после трагедии Виталий Калоев убил авиадиспетчера, из-за ошибки которого погибли его жена и двое детей.

В июле 2002 года российский архитектор Виталий Калоев работал в Испании. Он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Светлана с детьми, 11-летним сыном Константином и 4-летней дочкой Дианой, никак не могла купить билет на самолёт. И лишь за три часа до отлёта в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт того самого самолёта.

Википедия

Пилоты Ту-154 к этому моменту ещё не видели «Боинг», приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придётся выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы инструкцию снижаться.

Один из членов экипажа обратил внимание остальных на команду TCAS, ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолёт уже снижался). Через несколько секунд Нильсен повторил команду, на этот раз её получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолёте, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть ещё один самолёт, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах.

В то же время рейс 611 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой самолёт.

В последние секунды пилоты обоих самолётов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло.

Полицейские не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его жена и дети, пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану нашли в трёх километрах от места падения самолёта. Калоев сам участвовал в поисковых работах и нашёл сначала порванные бусы Дианы, а затем и её тело.

В десять утра я был на месте трагедии. Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его.


22 февраля 2004 года его попытка поговорить с авиадиспетчером Питером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.

Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось.

Калоева освободили досрочно - в ноябре 2008 года. При выходе из тюрьмы первое, что сказал Виталий Калоев: «Зачем мне теперь эта свобода?».

Радио Свобода

Виталий Калоев недавно отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы. Через тринадцать лет после трагедии Виталий Калоев женился.

Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело - это уже второй вопрос, - признался Виталий Калоев. - Научиться жить после этого нельзя… Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать - плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям.

Youtube

Трейлер фильма «Последствия»

  • Сразу после катастрофы швейцарская компания «Скайгайд» возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски. В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы. Эксперты признали, что в столкновении виноваты диспетчеры. Только после публикации отчета компания «Скайгайд» признала свои ошибки, и спустя два года после катастрофы ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших.
  • В 2016 году Виталий Калоев был задержан в аэропорту Мюнхена. Он летел для участия в траурных мероприятиях по случаю гибели 2 июля 2002 года над Боденским озером самолета Ту-154. Выяснилось, что швейцарская сторона запротестовала против того, чтобы пускать Калоева на церемонию.

  • По словам Калоева, создатели фильма «Последствия» с ним не консультировались, сам он картину не видел, но собирается посмотреть. «Сняли и сняли. Что там реагировать? Главное - чтобы ничего не исказили. А то будет экшн с погоней. Я ведь ни от кого не прятался. Открыто пришел, открыто ушел», - сказал Калоев.

Пятнадцать лет прошло с того момента, когда произошла трагедия в небе над Германией. Авиакатастрофа 2002 над Боденским озером унесла жизни 71 одного человека, большая часть которых были детьми.

Авиакатастрофа

Авиакатастрофа произошла в 2002 году в ночь с первого на второе июля в районе Боденского озера в небе над Германией. Столкновение двух самолетов унесло жизни 19 взрослых и 52 детей. Практически все пострадавшие - это пассажиры российского авиалайнера Ту-154м, на котором дети летели на отдых в Испанию. Самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии», он выполнял чартерный рейс из Москвы в Испанию (Барселона).

Второй борт, участвовавший в столкновении, Boeing-757 международной компании по авиаперевозкам HDL, следовал из Италии (Бергамо) в Бельгию (Брюссель). На борту Ту-154М находились 57 пассажиров, из которых лишь пятеро - взрослые, а 52 человека - дети, а также 12 членов экипажа.

Пассажиры самолета

Среди погибших в авиакатастрофе 2002 над Боденским озером оказалось много детей. Связано это с тем, что они летели на отдых в Испанию. Талантливых учеников премировали поездкой за высокие достижения в учебе. Комитет по делам ЮНЕСКО предоставил путевки для башкирских детей.

Случайные события

Уже после столкновения над Боденским озером было выяснено, что событию предшествовала целая череда роковых случайностей, на которые можно было бы и не обратить внимания, не случись беды. Башкирские дети вообще не должны были лететь той ночью. По случайности сопровождавшие взрослые привезли их не в тот аэропорт. Вместо Домодедово, откуда вылетал их самолет в Барселону, они оказались в Шереметьево. Естественно, свой рейс они пропустили.

Многие школьники, которые отправлялись на отдых, были детьми высокопоставленных чиновников. Так, например, на борту находилась пятнадцатилетняя дочь главы администрации при президенте Башкирии Лейсан Гимаева.

Если бы в группе находились дети из обычных семей, то наверняка они бы просто отправились домой, опоздав на самолет. Школьники, конечно, были бы разочарованы, но зато остались бы живы.

Однако события развивались совсем по другому сценарию. Влиятельные родители приняли решение послать в Москву самолет «Башкирских авиалиний», который чартерным рейсом смог бы переправить детей в Испанию. Главой экипажа авиалайнера был Александр Гросс, который ранее уже летал в Барселону и прекрасно знал маршрут.

После посадки школьников на самолет выяснилось, что в наличии имеется еще несколько свободных мест. Молниеносно было принято решение реализовать эти семь билетов. Так постепенно количество будущих жертв увеличивалось.

Четыре билета приобрело семейство Шисловских из Беларуси, которые опоздали на свой рейс, а потому были вынужден лететь другим. Еще три билета достались жительнице Северной Осетии Светлане Калоевой с двумя детьми, которая летела к мужу Виталию, работавшему по контракту в Испании. После столкновения над Боденским озером имена случайных пассажиров были выяснены не сразу.

Как все было...

В роковую ночь перед авиакатастрофой над Боденским озером оба столкнувшихся впоследствии лайнера находились в небе над самой Германией, но по каким-то причинам руководство их движением было передано швейцарской фирме «Скайнайд», находящейся в Цюрихе. В данном центре полетов, как правило, по ночам работало лишь три человека: ассистент и два диспетчера. Однако именно в эту страшную ночь дежурил только один человек. Это был Питер Нильсен, который вынужден был сразу отслеживать два терминала.

Когда диспетчер заметил неладное, лайнеры уже находились на одной линии на расстоянии 36 000 футов, а это означало, что до столкновения оставались лишь секунды. По каким причинам дежурный так поздно обнаружил проблему, неизвестно, но авиакатастрофа над Боденским озером уже была практически неизбежна. Однако и в этой ситуации можно было попытаться что-то сделать, чтобы спасти ситуацию. Но, к сожалению, Питер Нельсон сделал все совершенно неверно. То ли он оказался не готов к подобным экстренным ситуациям, то ли просто растерялся… Но его ошибочные команды привели к гибели множества людей.

Ошибочные команды диспетчера

Когда Питер Нельсон понял, что курсы лайнеров пересекаются, и они неумолимо сближаются друг с другом, он попытался исправить ситуацию. А потому дал команду российскому самолету пойти на снижение. Стоит отметить, что в этот момент экипаж уже и сам заметил приближение другого борта с левой стороны. Пилоты были готовы выполнить маневр для того, чтобы благополучно разойтись.

Однако после команды наземного диспетчера на борту российского самолета сработала автоматическая система TCAS, которая предупреждает об опасности сближения. Так вот, она проинформировала о необходимости набора высоты.

В это же самое время и на "Боинге" сработала идентичная система, предложившая пилотам набрать высоту. Возможно, катастрофы удалось бы избежать, если бы на обоих самолетах выполнили эти команды. Второй пилот российского лайнера сразу заметил несоответствие команд диспетчера и TCAS, о чем тут же сообщил остальным членам команды. Но получил ответ, что будут выполнены наземные команды. Тем более что указание снижаться было получено повторно.

Чья ошибка стала причиной трагедии?

Сложно винить пилотов в авиакатастрофе над Боденским озером, ведь они следовали командам с земли, как и предписывает инструкция. Позднее следствие установит причину катастрофы - несвоевременная команда диспетчера Питера Нильсена. Он предоставил ошибочную информацию русским пилотам о том, что справа от них находится борт. Расшифровка черных ящиков показала, что команда была просто введена в заблуждение. Пилоты, полагаясь на диспетчера, посчитали, что справа от них находится еще один самолет, который не обнаружила система TCAS, ведь не секрет, что наземные установки дают более точные данные, а бортовые приборы в силу каких-то причин могут выходить из строя.

Учитывая, что на принятие важных решений у пилотов имеются всего доли секунды, и замешательство в таких ситуациях равносильно гибели, команда выполнила указания наземного дежурного. Остается загадкой, почему ни один из пилотов не сообщил Питеру Нильсену о том, что его команда противоречит сообщениям автоматической системы безопасности. Возможно, на это просто не хватило времени.

Столкновение самолетов

После команды диспетчера авиакатастрофы над Боденским озером было не избежать. Оба лайнера шли на снижение. Российский борт при этом выполнял команду Питера Нильсена, а "Боинг" работал по инструкции системы TCAS. Обе команды сообщили о своих действиях наземному диспетчеру, однако Питер Нильсен не услышал одну из команд, поскольку они обе одновременно выходили на связь на разных частотах. А будь в это время в диспетчерской несколько дежурных, как это и должно быть, информация была бы услышана вовремя.

В последние секунды перед авиакатастрофой над Боденским озером пилоты двух самолетов, как могли, пытались уйти от столкновения, отклонив штурвалы. Однако их попытки были тщетными. Столкновение лайнеров произошло практически под прямым углом. Грузовой самолет HDL врезался в российский, из-за чего Ту-154М раскололся пополам на десятикилометровой высоте. Обломки лайнера при падении развалились на четыре части, разлетевшись в окрестностях городка Иберлинген. А остатки "Боинга" были обнаружены в семи километрах от российского лайнера.

Расследование авиакатастрофы

Трагедия над Боденским озером стала причиной долгих расследований. Поскольку катастрофа произошла над Германией, то расследованием занималось немецкое Федеральное ведомство. Первые выводы комиссией были даны лишь спустя два года.

В отчете были представлены следующие причины, по которым произошла авиакатастрофа над Боденским озером с участием Ту-154 и "Боинга":

  1. Авиадиспетчер не сумел вовремя правильно обеспечить эшелонирование лайнеров.
  2. Инструкция относительно снижения была дана слишком поздно.

Впоследствии с летчиков были сняты все обвинения.

В ходе расследования был выяснен еще ряд обстоятельств. Как оказалось, аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение о сближении лайнеров центра управления полетами были отключены по непонятным причинам. Также не работали и резервные телефонные линии. Более ответственный диспетчер из города Карлсруэ в Германии заметил сближение самолетов и многократно пытался дозвониться на пункт, где дежурил Нильсен, но все попытки были безуспешны.

Сразу после катастрофы Питера Нилсена отстранили от работы до выяснения причин и обстоятельств трагедии. Что касается компании «Скайгайд», то в ее отношении следственные органы организовали уголовное расследование.

Итоги катастрофы

Сразу после авиакатастрофы фирма «Скайгайд» обвинила в произошедших событиях пилотов российского лайнера. По их словам, экипаж неверно выполнял команды, поскольку не понимал указания диспетчера на английском языке. Только в 2004 году Федеральное ведомство Германии опубликовало официальное заключение итогов расследования. Согласно заключению, в столкновении виновен диспетчер из компании «Скайгайд». Только после публикации итогов расследования фирма признала свою вину. Только через два года директор компании удосужился принести извинения семьям тех, кто погиб в ту страшную ночь. А 19 мая 2004 года Йозеф Дайсс (президент Швеции) отправил Владимиру Путину официальный документ с извинениями за произошедшее.

И лишь в декабре 2006 года Ален Россье ушел в отставку с должности директора компании «Скайгайд».

А в сентябре 2007 года суд швейцарского городка Бюлах вынес обвинительный приговор четырем сотрудникам «Скайгайда», виновным в халатном отношении к своим обязанностям, приведшем к трагедии. В общей сложности перед судом предстало восемь человек, работавших в швейцарской компании. Обвиняемые отказались признавать свою вину, переложив всю ответственность на уже умершего на тот момент Питера Нильсена. И все же четверо менеджеров были признаны судом виновными в непредумышленном убийстве.

Всем им были определены разные наказания. Троим работникам дали лишь условные сроки заключения, а одному - только штраф.

Последствия катастрофы 2002 года

После падения самолетов череда неприятностей не закончилась. Убитые горем родственники не выдерживали свалившихся на них испытаний, часть семей после трагедии распалась. Очень много жизней унесла трагедия. Список погибших в катастрофе над Боденским озером изначально состоял из фамилий 52 детей и 19 взрослых. Однако 24 февраля 2004 года списки дополнила еще одна фамилия - Нильсена.

Тот самый диспетчер, по вине которого произошла раковая ошибка, был убит Калоевым Виталием, дети и жена которого случайно стали пассажирами злополучного рейса. Суд рассматривал дело в течение года. И в октябре 2005 года признал вину Калоева, приговорив его к восьми годам тюремного заключения. Однако, учитывая тяжелое психическое состояние мужчины, а также все обстоятельства дела, срок впоследствии был уменьшен до пяти лет. Через три года Калоева освободили за примерное поведение, после чего он вернулся в Северную Осетию.

Мемориал памяти погибшим

На месте трагедии в 2004 году был установлен мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером - разорванная нить жемчуга символизирует разлетевшиеся обломки самолета. Идеей для создания такого памятника послужило жемчужное ожерелье девочки Дианы (дочери того самого Калоева), найденное на месте трагедии.

Практически все жертвы катастрофы были похоронены на Южном кладбище в Уфе. Их могилы расположили в соответствии с тем, как люди сидели в самолете.

Немое напоминание

Еще один мемориал напоминает о той трагедии. В Цюрихе в 2006 году, рядом со зданием фирмы «Скайгайд», был установлен памятник из камня и стекла в виде спирали, по которой расположены 72 свечи, символизирующих 71 жертву катастрофы и одного диспетчера.

Фильм о катастрофе

Жуткая трагедия и дальнейшие ее последствия, а также поступок Виталия Калоева легли в основу фильма «Последствия», снятого в США. Конечно, многое в нем было изменено и действие перенесено в Америку, но именно авиакатастрофа 2002 года послужила основанием для съемок. Главного героя фильма сыграл Арнольд Шварценеггер. Его зовут Роман Мельник, он давно живет и работает в США. И вот к нему наконец-то летят беременная жена и дочь. Именно поэтому на могиле будет установлен памятник троим… Как и в реальной истории, Мельник сам находит бусы своей дочери и ее тело. А также сходит с ума в поисках виновных в трагедии. Компания, чей диспетчер стал причиной катастрофы, предлагает ему отступные, но он не понимает, почему виновник аварии до сих пор на свободе. Мельник отправляется к диспетчеру домой с ножом и все происходит по тому же сценарию, что и в реальной жизни. Лишь некоторые детали изменены режиссером, который сумел на экране передать неимоверные переживания главного героя.