Шуйский монастырь. История храмов, монастырей:Свято-Николо-Шартомский мужской монастырь

Несколько веков существовал в деревянном исполнении, и лишь когда погорел от попадания молнии, началось в нем каменное строительство. Первым каменным храмом в монастыре стал собор, посвященный святителю Николаю.

Как и когда возник Николо-Шартомский монастырь

Главные святыни Николо-Шартомского монастыря -явленный образ Святителя Николая, еще одна икона того же святого, а также икона Божией Матери «Казанская», написанная монастырским затворником Иоакимом в XVII веке.

Нет однозначного суждения о том, как и когда возник Николо-Шартомский монастырь. По одной версии существует он чуть ли не с XIII века, когда здесь поселились суздальские иноки, бежавшие из разоренного Батыем города. Другая версия вспоминает старинное предание об основании монастыря на месте явления иконы святителя Николая.

Первый документ, подтверждающий существование Николо-Шартомского монастыря, относится к 1444 году — это духовная грамота нижегородской княгини Марии , что в Суздале.

Следующие по времени документы утверждают нас во мнении, что Николо-Шартомский монастырь отнюдь не был затерянной в лесах пустынькой. Сохранилось несколько жалованных грамот монастырю XV столетия. А в 1506 году великий князь Василий III даровал ему несудимую грамоту. В 1553 году Иоанн Грозный дал монахам грамоту на владение деревнями из отчины князей Горбатых, а его сын Феодор Иоаннович особой защитительной грамотой оградил владения монастыря от притязаний князей Несвицких. Кроме того, архимандриты Николо-Шартомские пользовались привилегией являться к государеву двору после Николы вешнего для поднесения царю просфоры и святой воды.

В 1645 году обитель полностью выгорела от попадания молнии. Последнее печальное обстоятельство подтолкнуло тогдашнего архимандрита Иоасафа к каменному строительству. Начали, естественно, с соборного храма. В 1651 году новый каменный храм во имя святителя Николая освятили по благословению архиепископа Суздальского и Торусского Серапиона.


Саша Митрахович 09.08.2017 07:52


Сформировался в целом в границах второй половины XVII — первой половины XIX веков. Вторым по старшинству каменным зданием после Никольского собора стал корпус трапезной с храмами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Григория Акрагантийского, выстроенный в 1678 году. Трапезная строилась не без участия «высоких попечителей»: согласно указу , архиепископ Суздальский Стефан выдал монастырю 319 рублей на строительство трапезной с храмом.

К середине XIX века, как следует из «Краткого описания Николо-Шартомского монастыря», составленного священником Павлом
Румянцевым в 1860-е годы, Казанская церковь обветшала и пребывала «в самом бедном и мрачном виде». Однако в 1858 году «старанием игумена Илариона, при усердных пожертвованиях шуйских купцов Посылиных, Калужских и Поповых и других благотворителей, вся внутренность Казанского храма переделана,возобновлена и украшена». Из этого же «Описания» известно, что иконы для одноярусного иконостаса Казанской церкви писал палехский мастер Софронов. Конечно, тогдашнее убранство храма не сохранилось.

Церковь свт. Григория была устроена в южной части трапезной, и ее отмечает лишь небольшая главка над крышей корпуса.

Неподалеку от Никольского собора, к северу от него, стоит колокольня. Она, возможно, является третьей по старшинству монастырской постройкой, а, быть может, даже имеет право претендовать на второе место. Точное время ее возведения неизвестно. В альманахе «Памятники Отечества» (№1 за 1981 год), издававшемся Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, о колокольне Шартомского монастыря говорится, что «в начале XIX века она изменила свой силуэт и на расстоянии воспринимается памятником архитектуры поздней поры. Между тем, подойдя ближе, можно увидеть в ее трех нижних ярусах формы, свидетельствующие о древнем происхождении. Фантазия может дорисовать к трем древним четвертый ярус звона с высоким шатром, и сразу вспомнятся колокольни-свечи Тутаева, Ярославля, Костромы и других городов Верхней Волги». А вот «Свод памятников архитектуры и монументального искусства» однозначно определяет ее как «памятник позднего классицизма», ориентируясь на верхние ярусы с арками, имеющие, действительно, позднейшее происхождение.

Над Святыми воротами монастыря выстроена церковь Преображения Господня, заложили ее в 1696 году, а освятили спустя сто с лишним лет— в 1813-м. А в начале XIX столетия ее перестроили в соответствии со вкусами эпохи. «Преображенская церковь, — говорится в «Памятниках Отечества», — в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание. Поражаешься тому, сколько композиционных вариантов использовали русские зодчие при строительстве пятиглавых храмов».

В «Памятниках Отечества» не приводится сколько-нибудь точных датировок ни «древнейшего слоя» Преображенской церкви, ни ворот, ни примыкающих к ним корпусов. Сказано лишь: «В ней, как и в монастырской колокольне, два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, — древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны речки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ними единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно». Надо понимать, что под «древностью» здесь разумеется конец XVII века. Похоже на то. Во всяком случае, данные, почерпнутые из дореволюционных описаний монастыря, этому не противоречат. Правда, о времени постройки келейных корпусов старые авторы ничего не сообщают. Борисов, упоминая о них, отмечает, что они «довольно поместительны и крепки», а о. Павел Румянцев рассказывает о перестройке «внутренностей» всех «келлий» в 1859—1862 годах, вследствие чего они устроились «удобно и прилично». «Свод памятников» при этом вновь глаголет о «позднем классицизме», усматривая его черты в «пропорции и ритме фасадных членений».

О классицизме, но на сей раз «зрелом», «Свод» говорит и применительно к монастырской ограде.


Саша Митрахович 09.08.2017 07:58


Среди зданий Шартомского монастыря Никольский собор занимает совершенно особое положение, являясь центром всего архитектурного ансамбля. Он имеет суровый, «глыбистый» облик, столь отличный от облика практически современных ему посадских храмов недальнего Суздаля. Это как раз тот случай, когда форма соответствует содержанию. Монастырский храм и внешность имеет внушительно-монастырскую.

В «Памятниках Отечества» читаем:

«Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар.

Вершины закомар выравнены карнизом более позднего происхождения. Эстетическое содержание, положенное в основу Никольского собора, не было ослаблено новыми формами завершения барабанов и кровли, возникшими в XVIII веке. Строгость и красота, свойственные древнерусской архитектуре, сохранились в этом сооружении».

«Свод памятников архитектуры» напоминает нам о том, что Никольский собор — «самый ранний памятник архитектуры области» и указывает на известную его близость к ярославской школе зодчества. Действительно, в соборе есть черты, роднящие его с ярославскими храмами (мастера, возводившие его, если не были ярославцами сами, то, во всяком случае, имели весьма полное представление о ярославском зодчестве). Но подходить к этому родству следует с осторожностью: в XVII веке в Ярославле строились главным образом приходские храмы, причем вкусы заказчиков в это время уже обрели известную прихотливость. Храм приходский и монастырский — это все-таки разные жанры (хотя впоследствии явилась тенденция к их смешению).

Вероятно, при постройке Никольского собора мастерам также приходилось учитывать требования заказчика — в данном случае «архимандрита Иоасафа да келаря чернеца Варлаама с братиею». И, сколько можно судить по внешности собора, их взгляды на то, каким должен быть монастырский храм, были «добротно-архаичными», укорененными в XVI веке.

К моменту передачи монастыря Церкви внутреннее убранство Никольского собора было почти полностью уничтожено. Говоря о нем, «Памятники Отечества» скупо сообщают:

«На внутренних стенах собора, сводах и гранях пилонов местами сохранилась штукатурка с остатками фресок».

В современном убранстве собора заслуживают внимания старинные иконы, помещенные у левого и правого клиросов. Слева — иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Шуйская-Смоленская», справа — Нерукотворенный образ Спасителя очень выразительного письма. Судя по их размеру, эти иконы когда-то могли находиться в местном ряду иконостаса.


Саша Митрахович 09.08.2017 19:24


Первые насельники появились в возрождаемом Николо-Шартомском монастыре в 1990 году. И храмы, и иные здания обители пребывали в полуразрушенном состоянии, поэтому братия поселились в строительном вагончике. Надо сказать, что возрождение монастыря многие окрестные жители восприняли с большим одушевлением. Приносили старинные иконы, сохранявшиеся у них дома, продукты, вещи, помогали собственными трудами.

В наше время, когда с духовностью в обществе определенно существуют большие проблемы, посетить святую обитель - дело полезное, важное и богоугодное... Особенно в праздник Покрова. Понятно, что вокруг чуть ли не тотальный атеизм, и рассуждать о спасении душ, как минимум - нелепо... Однако, красоту архитектурную, прошедшую сквозь века, отрицать бессмысленно. А где красота - там и истина...


Итак, третьего дня утром мы были далеко от Москвы... В Ивановской области. Вновь и вновь убеждаясь, что таких красот, как у нас, на родных просторах - не найти нигде.

Поля обработанный монахами, того самого монастыря, куда мы держали свой путь....

А вот и он - Свято-Николо-Шартомский монастырь, расположенный в селе Введенье, которое в свою очередь располагается недалеко от Шуи.

Когда именно возник монастырь теперь уже никто не помнит, однако по некоторым сведениям - он был основан в триннадцатом веке.

Пл преданию, у реки Шартомы одной крестьянкой была обретена икона святителя Николая Чудотворца. Неподалеку от того места была заложена обитель святителя Николая. Перовое документальное упоминание о ней в духовной грамоте 1425 года. А это - Надвратный храм Преображения Господня.

Мы приехали - шел снег. Оно и хорошо - на Покров должен идти снег. Считается, что именно в это время осень сменяется зимою. Собор святителя Николая Чудотворца.

Внутри монастырь - очень ухожен и чист. Видно, что заботливыми руками здесь отреставрирован каждый сантиметр.

Храм Казанской иконы Божьей Матери. Когда в 1990 году монастырь был возвращен церкви - состояние церкви было жутким: без купола, с обваленными потолками...

Но братья-монахи, во главе с чрезвычайно деятельным и бесконечно талантливым в плане хозяйственного управления, архимандритом Никоном, буквально по кирпичикам, воссоздали прежний вид монастыря...

Вместе с храмом был восстановлен примыкающий к нему братский корпус.

А в нижнем этаже была обустроена трапезная палата.

Монахи живут натуральным хозяйством. Все у них свое. Все продукты. Своя ферма, свои угодья...

Учитывая трудолюбие монахов и душу вложенную в приготовление - пища получается необыкновенно вкусной.

Вообще - монахи народ умелый. Во многом. Если не во всем.

И собеседники очень и очень образованные. Без их согласия не буду пока выкладывать их портретов (которые, надо заметить, получились)

И все у них, как у людей. Как писал святитель Феофан Затворник: "Во всяком монастыре текут две жизни. Одна - обычная житейская, - ходят, говорят, едят, спят и проч.; а другая - собственно монашеская, в молитве, в посте, богомыслии и борьбе со страстями проходящая. На виду только первая, а вторая не видна и намеренно скрывается, даже от своих, а не только от пришлых..."

Все в монастыре настраивает на какой-то особенный лад.

В монастыре - все очень серьезно. Даже план эвакуации при пожаре. Сделан не просто толково. С любовью.

Кельи монахов двадцать первого века не слишком отличаются от тех, что были в веке тринадцатом. Пожалуй только появились: мобильная связь, и, конечно - интернет.

Лет семь назад, был у меня серьезный порыв оказаться в монастыре. Но судьба дала еще шанс для реализации в миру...

Хорошая система хороша во всем. Даже, казалось бы, в мелочах - во всем читается порядок.

В августе 1993 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Благословил всех насельников.

После революции монастырь был закрыт, ценности реквизированны, а библиотека и иконы сожжены.

В советское время монастырские здания использовались под зернохранилища и склады...

Пятиглавый Никольский собор был воздвигнут в 1651 году. В лучших традициях московской архитектуры.

Пятиярусная колокольня в форме горящей свечи, завершила строгий архитектурный силуэт монастыря.

Преображенская церковь над святыми воротами приняла свой окончательный облик после перестройки в 1831 году.

В монастырь часто наведываются паломники, поэтому для них существует гостиница.

Вообще до революции - это был очень богатый монастырь. На его развитие деньги давала сама императрица Мария Александровна.

Да и сейчас монастырь тоже не бедствует.

Синяя птица - птица счастья

Нет, метро монахи не прокладывали...

Но в этом покое, у каждого - свое дело. Неприкаянных нет.

В монастыре думается и спится особенно хорошо.

Двери монастырей открыты для тех, кому не все равно...

Ведь именно благодаря монастырям, наша страна сохраняет духовность. Ну в том состоянии, в котором она у нас есть... Так что надежда имеется...

Снимать эти несколько зданий - огромное удовольствие.

Никогда не думал, что буду говорить такое. Всю жизнь считал себя грешником. Да и грешил изрядно....

Монахи уважают мускульную тягу.

Николо-Шартомский монастырь - один из древнейших в России, некоторые источники относят его возникновение к XIII веку. По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших монастырей.

Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, - в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, - «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты - стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство - пасека.

Особое внимание - земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии - шуйские храмы св. Алексия - человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви - Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.



«Мир думает, что монахи - бесполезный род. Но напрасно они так думают. Они не знают, что монах - молитвенник за весь мир; они не видят его молитв и не знают, как милостиво Господь принимает их. Ты, может быть, скажешь, что теперь нет таких монахов, которые молились бы за весь мир, а я тебе скажу, что когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится».
Преподобный Силуан Афонский

Свято-Николо-Шартомский монастырь расположен в селе Введенье (Введенское), что недалеко от Шуи. Время его возникновения неизвестно; по некоторым сведениям он был основан в XIII веке.

По сохранившемуся преданию у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших русских монастырей. К XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось шесть небольших обителей и пустыней Шуйского уезда, несколько торговых сел, соляные варницы. Доход обители давала и ежегодная Никольская ярмарка, проходившая около монастырских стен.

Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатых-Шуйских.

В XVII веке для монастыря наступила череда испытаний. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега иноземного войска. «Польские и литовские люди, черкасы и с Вязников воры в вотчине у Николая Чудотворца были, и в церкви образа обдирали, и войною по селам стояли и всяким разорением монастырскую вотчину разорили; слуг и крестьян в полон поймали...» - повествует исторический документ.

После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. По повелению явившейся ему Богородицы преп. Иоаким вышел из затвора и поселился в Суздале , где им было написано несколько икон Казанской Божией Матери. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, - в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках.

В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях московской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме горящей свечи.

Церковная реформа 1764 года, проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители.

Однако в монастыре не прерывалась молитва; его местное значение сохранялось вплоть до закрытия. В XIX веке при игумене Иларионе на частные пожертвования шуйских купцов возобновилось строительство; известен личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота.

Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. Ходатайство местных крестьян в защиту монахов советскими властями было осмеяно. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем они начали разрушаться...

Но разделив трагическую участь всей Православной Церкви, обитель обрела новую жизнь.

Осенью 1990 года Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Православной Церкви. При настоятельстве архиепископа Амвросия работы по восстановлению обители возглавил наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). Из руин и полного запустения, с нескольких послушников началось возрождение обители, ее духовное становление. С каждым годом число насельников, приходивших с самых разных концов страны, увеличивалось.

В августе 1993 года во время своего пребывания в Ивановской епархии Свято-Николо-Шартомский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил всех насельников и посетил два монастырских подворья - Воскресенский Собор в Шуе и палехский Крестовоздвиженский храм.

По кирпичикам, многими трудами братии, и помощью благотворителей обитель святителя Николая стала приобретать свой прежний, величественный облик. К прежним монастырским зданиям добавились новый братский корпус, гостиница, мастерские, различные хозяйственные постройки. Постепенно были восстановлены все три храма обители.

Первым был отреставрирован надвратный Преображенский храм, положив начало «преображению» монастыря; в нем начались первые богослужения.

Наиболее была разрушена церковь Казанской иконы Божией Матери - без купола, с обваленными потолками. Вместе с храмом был восстановлен примыкающий к нему братский корпус, а в нижнем этаже была обустроена трапезная палата. В храме был освящен придел в честь святителя Григория Акрагантийского - вместо разрушенной церкви его имени. Стоящая в храме икона Шуйской-Смоленской Божией Матери - список с утраченного чудотворного образа, особо чтимой святыни шуйской земли.

Основные реставрационные работы ведутся в Никольском соборе. Классический пятиярусный иконостас украшается резьбой в древнем стиле; заново были расписаны стены собора.

В соборе проходят особо торжественные праздничные богослужения, собирающие множество гостей; на престольный праздник святителя Николая Литургию обычно совершает Настоятель монастыря - епископ Кинешемский Иосиф.

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось и размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты - стяжание молитвы и послушание. «Во всяком монастыре текут две жизни, - писал святитель Феофан Затворник, - одна обычная житейская,- ходят, говорят, едят, спят и проч.; а другая - собственно монашеская, в молитве, в посте, богомыслии и борьбе со страстями проходящая. На виду только первая, а вторая не видна и намеренно скрывается, даже от своих, а не только от пришлых»... Молитва есть начало возрастания души во Христе, ее называют матерью всех добродетелей и дыханием души. Братское правило начинает и заканчивает каждый день обители, молитва сопровождает любое дело и начинание.

Молитва в монашестве тесно связывается с послушанием, следованием общежительному уставу. Устав всем своим строем способствует вхождению в нужный ритм духовной жизни. Суть истинного послушания заключается в сознательном отвержении своего произволения, греховных навыков и испытанием совести - насколько она следует закону, данному Христом, то есть евангельским заповедям. Преслушанием первый человек отпал от Бога, вольным же послушанием восстанавливает связь с Ним.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители обеспечивается собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне. Храмовой реставрации и строительству помогают столярный цех, слесарные мастерские, кузница. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционное для монастырей хозяйство - пасека.

Забота о хлебе насущном - это монастырское земледелие. Сам уклад крестьянского (~христианского) хозяйства - братский труд, близость к земле, молитвенное прошение об урожае - во многом близок устоям монашеской жизни; в нем особенно ощущается Божий Промысл о человеке. Обширный огород, тепличное хозяйство, дают пропитание братии на весь год. Был высажен яблоневый сад, разводится виноградник. На прилегающих полях засеваются кормовые травы и злаки. Наряду с обычными методами земледелия используются и нетрадиционные, как, например, безотвальная обработка земли. Общее для всех послушание - сенокос и уборка урожая; немало трудников помогает в это время обители.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции миссионерского служения и воцерковление потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья. На каждом подворье монашеская жизнь совмещается с приходской. Из наиболее заметных подворий - Воскресенский Собор в Шуе со знаменитой колокольней высотой 106 м; храм преподобного Сергия Радонежского; храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Иванове , построенный заново на месте взорванного в 1976 году; Крестовоздвиженский храм в Палехе, известный своими фресками; Юрьевецкое подворье с Входо-Иерусалимским соборным комплексом из трех храмов. Подворьями монастыря стали Покровский собор, храм Алексия человека Божия в Шуе, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Были возведены и новые церкви - Успенская в Шуе, храмы преп. Сергия Радонежского и «Всех Святых» в Иванове. Всего по области действует около двадцати подворий с числом братии около 180 человек. Новым подворьем стал строящийся в центре Иванова Свято-Троицкий храм, архитектурный проект которого напоминает одноименный храм в Лавре преподобного Сергия.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие виды деятельности: рыболовство, резьба по дереву, обучение иконописному мастерству, реставрационные работы. Особая забота уделяется созданному в Иванове детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. При приюте возводится храм Успения Божией Матери.

Со временем стали открываться воскресные школы, православные гимназии, библиотеки. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования. С 1998 года по инициативе монастыря при Ивановском государственном университете был создан Православный Богословский институт во имя св. апостола Иоанна Богослова. Занятия в вечернее время проводят священники ивановских храмов и преподаватели ИвГУ.

Летопись Шартомской обители, подобно истории многих других российских монастырей, перемежается периодами расцвета и испытаний, упадка и возрождения. Но во все времена иноческий образ жизни утверждал истины Православной веры, свет евангельского учения. Это свет проникал в сердца людей как пятьсот лет назад, так и сегодня, свидетельствуя о силе призвания Христова. Идеал христианской святости, воплощаемый в монашестве, питавший русскую душу многие столетия, не померк и в нынешнее время.

Милостью Божией просветительская и пастырская деятельность Свято-Николо-Шартомского монастыря оказывает благотворное влияние на духовную и культурную жизнь Ивановской области, в это непростое время помогая людям обрести евангельский, непреходящий смысл жизни.

  • Разделы сайта