Есть вопрос: «Почему русские пассажиры хлопают при посадке? Почему после посадки самолета хлопают.

Обычай аплодировать пилоту при мягкой посадке придумали не россияне, а темпераментные итальянцы. Именно они стали родоначальниками традиции выказывать восторг при встрече с землей. В нашей стране никогда не существовало подобной манеры благодарности штату пилотов, даже во времена СССР. Переняли ее как раз-таки недавно, когда стали массово летать за границу. Поэтому миф о том, что русские выдумали подобный метод реакции на безопасную посадку, стоит развеять.

Почему люди хлопают при посадке?

Психологи Университета Ланкастера исследовали данный феномен и пришли к выводу: многие люди испытывают панику на борту. Кто-то даже страдает аэрофобией, но узнает о ней уже в воздухе. В момент, когда шасси соприкасаются с землей, наступает долгожданное облегчение. Однако посадку еще нельзя считать завершенной. Немало было случаев, когда у самолетов возникали технические неполадки именно в момент приземления. Причем не только в нашей стране, но и за границей. Пилоты же в этот момент наиболее напряжены, поскольку совершают серьезный маневр. Потому овации звучат раньше времени.

Некоторые ученые считают, что аплодисменты часто звучат и в знак солидарности. Когда один человек начинает хлопать в ладоши, другие подхватывают эйфорию, поддерживая таким образом своего соседа. Многие думают и вовсе, что так принято, потому не хотят выбиваться из толпы, демонстрируя свое "бескультурие".

Что об этом обычае думают пилоты

Пассажиры могут считать, что пилотам воздушного судна приятно услышать в свою честь взрыв аплодисментов. Однако это не так. Им все равно. Безусловно, каждый рулевой ощущает колоссальную ответственность за жизни людей, которые находятся на борту самолета. Но у них есть свои собственные правила и обычаи. Оказывается, пилоты - люди суеверные. Облегченно выдохнуть они могут не тогда, когда приземлились, а когда самолет полностью остановился, и пассажиры спускаются по трапу. У некоторых пилотов брали интервью, задавая вопрос об аплодисментах. Все как один отвечали - им все равно, что думает об их работе пассажир 20B.

Возможно, для кого-то это станет откровением, но летчики даже не слышат реакции пассажиров. Они находятся за бронированными дверьми и сидят за штурвалом в наушниках. Потому о взрыве аплодисментов могут узнать только от бортпроводников. По сути, пассажиры хлопают сами себе и благодарят друг друга. Что ж, нет ничего такого в том, чтобы выразить благодарность своему соседу за то, что причинил минимум неудобств, а также составил приятную компанию во время длительного перелета, например.

Кто чаще всего выражает благодарность овациями?

По данным опросов, проведенных среди летчиков и чартерных, и внутренних рейсов, благодарность в виде оваций склонны выражать люди, летящие на отдых. Если же в салоне находятся солидные бизнесмены, которые направляются на важные встречи или переговоры, они не склонны выражать свое восхищение подобным образом. Вероятно, понимают, что штат просто-напросто выполняет свою работу. Пусть даже весьма профессионально.

Как по-другому можно отблагодарить экипаж?

Даже если бы пилоты могли слышать овации, они бы не обрадовались им. Согласитесь, мало какому профессионалу понравится, когда кто-то сомневается в его компетенции. Именно такое мнение высказывают все летчики в мире. Они рекомендуют пассажирам воздержаться от аплодисментов, а в качестве альтернативы оставить отзыв о работе экипажа в целом. Благодарность можно выразить на сайте компании. Однако все чаще приходится встречать как раз обратную ситуацию - пассажиры редко оставляют письменные благодарности. Все чаще находят недостатки в работе экипажа и не забывают выразить негодование в письменной форме.

А как вы считаете?

Безобидная, на первый взгляд, привычка - хлопать после посадки самолёта - может привести к личной трагедии. На днях молодой человек из Атланты по имени Грег опубликовал в Twitter крик души.

Представьте: вам 31. Вы только что женились и отправились со второй половинкой в путешествие в медовый месяц. Самолёт приземляется на Бора-Бора, и ваша жена начинает хлопать. Она airplane clapper. Вы садитесь в самолёт, летящий в Америку, и больше не разговариваете.

Эта запись вызвала бурный отклик у пользователей Twitter. «Я не знаю, кто хуже: те, кто аплодирует после приземления, или те, кто делает это в кинотеатре после просмотра фильма», «Вы никогда не узнаете человека полностью, пока не увидите, как он ведёт себя в самолёте», - писали люди.

Вопрос, хлопать или не хлопать после приземления, до сих пор вызывает споры. На форуме Reddit есть сообщество Planeclappers , где пользователи делятся мнениями насчёт аплодисментов в самолёте и рассказывают о своём опыте. Вот некоторые из них:

  • «Мы пролетали над горами в Южной Калифорнии, и я подумал, что мы умрём из-за сумасшедшей . Похоже, мы падали пару раз, и одна леди практически стукнулась о потолок, потому что не пристегнулась ремнём безопасности. Когда самолёт приземлился, все хлопали, кроме меня и неё».
  • «Вчера мы вместе с моим молодым человеком ходили в парк, который находится рядом с аэропортом. Мы смотрели на взлётно-посадочную полосу. И каждый раз, когда садился самолёт, он вставал и приветствовал его!»
  • «Я летел в самолёте и испытал сильнейшую турбулентность в течение 20 минут до того, как мы приземлились. К моему удивлению, никто не хлопнул. Хотя был слышен коллективный выдох облегчения».

Почему пассажиры аплодируют

Причины разные. Часто хлопают те, кто возвращается на родину после долгого отсутствия, в том числе по ряду экономических или политических причин. Также люди проявляют радость от удачного приземления в сложных погодных условиях либо в случаях, когда на борту была какая-то техническая неисправность.

Бывает, что пассажиры хлопают без причины, даже если полёт и посадка прошли в штатном режиме. Замечено: те, кто совершает авиаперелёты часто, обычно не аплодируют. А вот пассажиры, выбирающиеся пару раз в год в отпуск, предпочитают «отблагодарить» пилотов.

По словам бортпроводников, чаще пассажиры аплодируют на международных рейсах. Намного реже - после посадки в европейских городах, где перелёты дешёвые и жители летают очень часто.

К слову, приземление - это ещё не гарантия того, что все опасности позади. В 2005 году в Торонто во время посадки самолёта авиакомпании Air France с несколькими сотнями пассажиров были сильная гроза и дождь. Воздушное судно с трудом приземлилось Passengers tell of harrowing escape , и люди начали хлопать. Но быстро поняли, что это преждевременно: самолёт съехал со взлётно-посадочной полосы в овраг и загорелся. Никто не погиб, но в числе пострадавших оказались и те пассажиры, которые аплодировали.

Как к аплодисментам относятся окружающие

Пилоты не слышат, что пассажиры хлопают. О том, что посадка прошла под аплодисменты, пилотам могут сообщить стюардессы. Но не всегда это воспринимается позитивно.

Есть пилоты What do airline pilots think of passengers who applaud after a landing? , которым приятно либо безразлично, что им хлопают.

Для меня это не имеет большого значения. Пассажиры не являются экспертами по авиаперелётам и не могут определить, насколько качественно прошла посадка. Но я никогда не откажусь от аплодисментов. Это всегда приятно, даже если иногда и незаслуженно.

Питер Уилер, пилот из Австралии

Но многих пилотов аплодисменты обижают. Они считают себя профессионалами высшей категории, а потому приземление - это не что-то из ряда вон выходящее, а обычная работа, которую они всегда стараются делать безупречно. Для пилота оскорбительно, когда пассажиры считают, что полёт на самолёте - это игра в рулетку.

Сами пассажиры относятся к традиции хлопать по-разному. Кто-то

    Донская 1 год назад


    Ответ: Да, если эта посадка мягкая, профессиональная. Эта артистическая традиция людей, которые летают очень часто в разные города и страны. Когда спрашивают, почему не одариваем овациями водителей маршрутки или метро, то идя дальше, можно задать вопрос: зачем аплодировать цирковому артисту, летающему под куполом цирка? Ведь это его работа! Пусть кувыркается без аплодисментов! Меня восхищает, то что делает артист, пилот, космонавт, врач-хирург! Аплодисменты звучат в адрес преподавателя после интересной лекции, в хореографических залах, в актерских классах по окончании занятий! Это искренняя благодарность за хорошо проделанную работу! И это правильно! Буду благодарить людей, которые взяли на какое-то время ответственность за мою жизнь и впредь!

    (4 пользователям )
  • Victoria Alaya 2 года назад

    А вы аплодируете при посадке?
    Ответ: Сегодня я услышала аплодисменты впервые на большом рейсе и очень удивилась: разве пилоты могут их слышать? Но я не понимаю людей, которые сравнивают самолёт с метро или маршруткой. Последнее смог бы любой после непродолжительных курсов, да многие и так водят авто. А на пилота сколько учиться и как? Вы хоть на картинке приборную панель самолёта видели? Или по-вашему, все эти лампочки и тумблеры там для красоты? И вы бы сели и полетели? Пошли бы на "курсы"? Не побоялись бы? Раз чихнуть?! Лично я чувствую, насколько сильно наши жизни в умелых руках пилотов во время полёта и тоже испытываю всплеск эмоций именно в момент тачдауна, но я прошу стюардесс при выходе поблагодарить пилотов. Всё-таки в подъёме в небо есть что-то сакральное, и люди это чувствуют, у кого душа ещё не отмерла, чтобы "философствовать", что это мол фигня и сравнивать полёт с поездкой в метро! Хотя хлопать в знак благодарности, конечно, глупо, когда тебя не слышат.

    (2 пользователям )
  • Vampire 2 года назад

    А вы аплодируете при посадке?
    Ответ: Аплодировать или нет - это личное дело каждого. Я, например, не аплодирую. Более того, я не понимаю, почему хлопать начинают в момент соприкосновения шасси с посадочной полосой? Ведь скорость достаточно высока для возможного происшествия, аварии и т.п. Я еще могу понять, если бы хлопали в момент остановки самолета, но в тот момент всем уже все пофигу, и мои аплодисменты будут абсолютно неуместными. Всем добра и мягкой посадки!

    (2 пользователям )
  • Екатерина 3 года назад

    Только на чартерных рейсах можно такое услышать. Только Россия и Украина так развлекаются. Остальные ведут себя также непринужденно, как в любом другом транспорте. Просто купив билет, например, на Turkish Airlines и при взлете начав хлопать, на вас посмотрят, как на идиота. Меня, честно говоря, ужасно раздражают подобные стадные бессмысленные рукоплескания.

    (7 пользователям )
  • alltrueman 3 года назад

    А вы аплодируете при посадке?
    Ответ: А я вот подумал- будут ли хлопать при реально сложной посадке: при экстренном снижении, разгерметизации или броске при сдвиге ветра? Вряд ли, не до того будет, у многих штаны будут мокрые... Так что все это- не более чем дань глупой моде, кстати появившейся совсем недавно.

Большинство пассажиров из России хлопает в ладоши, когда приземляется самолет, в котором они летят. Как выяснилось в ходе опроса более 5 тысяч человек, проведенного туристическим сервисом Туту.ру, 52% признались в том, что хлопают. Из них 37% хлопают всегда и для них это способ поблагодарить пилота за мягкую посадку: пугающее количество, кстати, коррелирующее с количеством аэрофобов в обществе. У 15% мозг поражен еще не полностью и у них есть шанс: они признались, что хлопают, но не всегда, а когда есть настроение.

26% заверили, что сами не хлопают, но спокойно относятся к аплодисментам остальных пассажиров. А 22% оказались противниками этой традиции: сами не хлопают и раздражаются, когда это делают соседи. Для них аплодисменты - это что-то наравне . Почему хлопать - позорище? Есть 4 аргумента.

Смысла хлопать сразу же после касания полосы при посадке нет никакого. Во-первых, пилоты в подавляющем большинстве случаев этих аплодисментов просто не слышат, поэтому «благодарности за мягкую посадку» не ощущают. Есть легенды о том, что при особо буйных аплодисментах о них потом пилотам рассказывают бортпроводники, но это не точно 😉

Во-вторых, благодарить рано. Из пассажирского салона не очень хорошо видно, в какой части полосы вы ее коснулись - а вдруг с «перелётом» и вы сейчас выкатитесь за пределы ВПП? Или реверс сработает только на одном двигателе и самолет развернет?

В-третьих, кого благодарить? Разработчиков электронных систем точного захода, например, ILS или ? В том, чтобы снижаться по глиссаде в автоматическом режиме, а в конце не промахнуться мимо полосы, нет никакой магии: можете сами сходить на какой-нибудь и убедиться. Понятно, что при плохой видимости и сильном ветре сесть сложнее, но так и пилоты не первый раз в кабине сидят и, опять же, никакого волшебства нет, есть четкое выполнение процедур. Некоторые пилоты даже обижаются - мол, хлопают за то, что я не угробил самолет. Вот если пассажир, впервые увидевший штурвал, посадит самолет - это будет и вправду чудо, достойное оваций.

В-четвертых, в ряде случаев посадка намеренно делается с «прикладыванием» о полосу - например, если покрытие влажное, то это увеличивает сцепление пневматиков (шин) с асфальтом или бетоном. Мы не пишем «жесткая», потому что слово «жесткая посадка» имеет вполне конкретное значение - при ней имеет место повреждение самолета. Как минимум в виде остаточной деформации, не говоря уже о более серьезных последствиях типа подлома стоек шасси и т.п. Речь именно об ощутимом толчке при касании полосы - и пилоты иностранных компаний обычно сажают именно так; незаметное касание больше характерно для российских и советских традиций обучения летчиков. Впрочем, разница весьма условна: «у них» нормальной считается перегрузка 1,4-1,5g, «у нас» - 1,2-1,3. Никакой практической пользы в меньшей перегрузке нет - тут дело, скорее, в истории. На старых советских аэродромах покрытие ВПП имело невысокую прочность, поэтому и касаться старались мягче, и стойки шасси имели по множеству колес, чтобы вес самолета распределялся по большей площади.

Вспомните: у Ту-154 были шестиколесные стойки, как у «Боинга-777», у которого посадочный вес в три раза больше. Кроме того, на современных самолетах перегрузка при касании просто необходима, так как требуется обжатие стоек шасси (грубо говоря, срабатывание на сжатие) - по соответствующему сигналу включается автомат тормозов, выпускаются спойлеры на крыле и т.п., в то время как на старых типах все это делалось вручную. Так что слишком мягкая посадка даже опасна.